согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифологии всех народов, а также в различных религ. системах.
ТВОРЕНИЕ
ТВОРЕНИЕ
Источник: Атеистический словарь
ТВОРЕНИЕ
возникновение нового; в религиозном представлении — возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творцу. Согласно христианскому учению, акт божественного творения является непрерывным, Бог не только создает мир, но и содержит его в бытии.
ТВОРЕНИЕ
возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. учению о creatio continua (лат. - продолжающееся творение), акт
божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения - создание природы (Гете).
божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения - создание природы (Гете).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ТВОРЕНИЕ
действие, извлекающее нечто из небытия. Проблемы, касающиеся акта творения, распространяются одновременно и на человеческое творчество (они принадлежат к области философии труда, в частности философии искусства), и на творение мира Богом. Различают интеллекту-алистскую концепцию творения, по которой осуществление замысла соотносится с идеей или с образцом (иудео-христианская концепция творения и классическое представление об эстетическом творчестве), и волюнтаристскую концепцию, согласно которой идея создаваемой вещи рождается и развивается в самом процессе ее осуществления. «Проекты, — говорит Ален, — влияют лишь на черновой набросок». С точки зрения психологии последняя концепция полнее соответствует природе вещей («Творчество по образцу — это не искусство, а промышленность» (Ален); с точки зрения теологии она уважает всемогущество Бога, который, вместо того, чтобы воспроизводить идею, которую он сам не может создать, творит идею одновременно с вещью.
Источник: Философский словарь
ТВОРЕНИЕ
(Schöpfung) — возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему Богу-творцу. Согласно христианскому учению о creatio continua (лат. — «продолжающееся творение»), акт божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. «Все творения — создание природы» (Гёте). Изложение библейских представлений о творении является задачей церковной догматики.
R. Hönigswald. S.sgesch. der Genesis, 1932; T. Haecker. Schöpfer und S., 1934; J. Schwarz. Das schöpferische im Weltbild der Wissenschaft, 1947; J. Santeler. Vom Nichts zum Sein — eine philos. S.slehre, 1949; R. Hönigswald. Vom erkenntnistheoret. Gehalt alter S.serzählugen, 1957; H.-E. Hengstenberg. Sein und Ursprünglichkeit — Zur philos. Grundlegung der S. slehre, 1959; E. O. James. Creation and Cosmology. Leiden, 1969; L. Scheffczyk. Einf. in die S.slehre, 1975, 1987; P. Kaiser (Hg.). Evolutionstheorie und S.sverständnis, 1984.
R. Hönigswald. S.sgesch. der Genesis, 1932; T. Haecker. Schöpfer und S., 1934; J. Schwarz. Das schöpferische im Weltbild der Wissenschaft, 1947; J. Santeler. Vom Nichts zum Sein — eine philos. S.slehre, 1949; R. Hönigswald. Vom erkenntnistheoret. Gehalt alter S.serzählugen, 1957; H.-E. Hengstenberg. Sein und Ursprünglichkeit — Zur philos. Grundlegung der S. slehre, 1959; E. O. James. Creation and Cosmology. Leiden, 1969; L. Scheffczyk. Einf. in die S.slehre, 1975, 1987; P. Kaiser (Hg.). Evolutionstheorie und S.sverständnis, 1984.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ТВОРЕНИЕ
- создание Богом мира и человека "из ничего" (лат. ex nihilo) целенаправленным и свободным актом воли и согласно высшему замыслу; это источник самых глубоких отношений Бога, мира и человека. Творение - утверждение положительного качества бытия твари: ничто из созданного Богом не следует считать злым по существу; это также предоставление твари известной автономии при сохранении связи с Создателем, имеющим на нее определенные права в качестве Господа. В христианстве: Бог сотворил мир своей любовью и по своей благости. В томизме: дарование существования твари; признается постоянно совершающимся, а не только имевшим место в прошлом; нет необходимости в появлении и существовании мира. Творец может быть только один. Он творит то, что способно затем существовать в известной мере автономно, самоподдерживаться, иметь субстанциальное бытие, но Бог готов дать ему полноту жизни в отношениях взаимной любви. Творение отличается от эманации, в соответствии с которой низшее рождается из высшего по необходимости и с потерей качества, и от деятельности демиурга - Архитектора мира, которому для созидания необходимы определенные исходные материалы.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ТВОРЕНИЕ
представление о том, что мир сотворен, встречается в различных древних^е/икиях, а также в дохристианской философской мысли, напр. в учении Платона о демиурге. В отличие от античной идеи творения мира из первовещества с библейской точки зрения мир сотворен Богом ех nihilo (из ничего). В христианском богословии учение о творении является важнейшим догматом (см. Догматы христианские) веры, согласно которому мир есть результат свободного творческого акта Бога — акта, полагающего бытие, принципиально отличное от Его Собственного. Через различение бытия тварного и бытия нетварного утверждается принципиальный онтологический дуализм. Однако то «ничто», из которого сотворен мир, не обозначает абсолютного разрыва между Богом и сотворенным миром. Согласно христианскому вероучению, в лице человека тварное, т. е. по существу вторичное, в буквальном смысле производное, бытие имеет тот же модус, или способ существования, что и нетварный Бог. Такое представление о творении может быть правильно понято только при условии второго различения — между бытием и личностью. Бытие Бога — личностно (см. Троица), и вершиной его творения является также личность — человек. Бог творит мир и человека свободной волей, не вынуждаемый к тому никакой онтологической необходимостью; причина творения — любовь, т. е. желание разделить полноту бытия с другим, радикально отличным от Себя Самого. Сотворенный мир является человеческим миром, «физика» которого есть общее «тело» множества богоподобных человеческих личностей. Эти антропоморфные обоснования акта творения неотделимы от религиозного сознания, в центре которого не философские представления и не научные гипотезы о начале мира, но духовная установка на соединение с Богом как предельным экзистенциальным ориентиром. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным — со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.
А. И. Кырлежев
А. И. Кырлежев
Источник: Новая философская энциклопедия