ТВОРЕНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТВОРЕНИЕ
согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифологии всех народов, а также в различных религ. системах.

Источник: Атеистический словарь

ТВОРЕНИЕ
возникновение нового; в религиозном представлении — возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творцу. Согласно христианскому учению, акт божественного творения является непрерывным, Бог не только создает мир, но и содержит его в бытии.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ТВОРЕНИЕ
возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. учению о creatio continua (лат. - продолжающееся творение), акт
божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения - создание природы (Гете).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТВОРЕНИЕ
действие, извлекающее нечто из небытия. Проблемы, касающиеся акта творения, распространяются одновременно и на человеческое творчество (они принадлежат к области философии труда, в частности философии искусства), и на творение мира Богом. Различают интеллекту-алистскую концепцию творения, по которой осуществление замысла соотносится с идеей или с образцом (иудео-христианская концепция творения и классическое представление об эстетическом творчестве), и волюнтаристскую концепцию, согласно которой идея создаваемой вещи рождается и развивается в самом процессе ее осуществления. «Проекты, — говорит Ален, — влияют лишь на черновой набросок». С точки зрения психологии последняя концепция полнее соответствует природе вещей («Творчество по образцу — это не искусство, а промышленность» (Ален); с точки зрения теологии она уважает всемогущество Бога, который, вместо того, чтобы воспроизводить идею, которую он сам не может создать, творит идею одновременно с вещью.

Источник: Философский словарь

ТВОРЕНИЕ
(Schöpfung) — возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему Богу-творцу. Согласно христианскому учению о creatio continua (лат. — «продолжающееся творение»), акт божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. «Все творения — создание природы» (Гёте). Изложение библейских представлений о творении является задачей церковной догматики.
R. Hönigswald. S.sgesch. der Genesis, 1932; T. Haecker. Schöpfer und S., 1934; J. Schwarz. Das schöpferische im Weltbild der Wissenschaft, 1947; J. Santeler. Vom Nichts zum Sein — eine philos. S.slehre, 1949; R. Hönigswald. Vom erkenntnistheoret. Gehalt alter S.serzählugen, 1957; H.-E. Hengstenberg. Sein und Ursprünglichkeit — Zur philos. Grundlegung der S. slehre, 1959; E. O. James. Creation and Cosmology. Leiden, 1969; L. Scheffczyk. Einf. in die S.slehre, 1975, 1987; P. Kaiser (Hg.). Evolutionstheorie und S.sverständnis, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТВОРЕНИЕ

- создание Богом мира и человека "из ничего" (лат. ex nihilo) целенаправленным и свободным актом воли и согласно высшему замыслу; это источник самых глубоких отношений Бога, мира и человека. Творение - утверждение положительного качества бытия твари: ничто из созданного Богом не следует считать злым по существу; это также предоставление твари известной автономии при сохранении связи с Создателем, имеющим на нее определенные права в качестве Господа. В христианстве: Бог сотворил мир своей любовью и по своей благости. В томизме: дарование существования твари; признается постоянно совершающимся, а не только имевшим место в прошлом; нет необходимости в появлении и существовании мира. Творец может быть только один. Он творит то, что способно затем существовать в известной мере автономно, самоподдерживаться, иметь субстанциальное бытие, но Бог готов дать ему полноту жизни в отношениях взаимной любви. Творение отличается от эманации, в соответствии с которой низшее рождается из высшего по необходимости и с потерей качества, и от деятельности демиурга - Архитектора мира, которому для созидания необходимы определенные исходные материалы.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ТВОРЕНИЕ
представление о том, что мир сотворен, встречается в различных древних^е/икиях, а также в дохристианской философской мысли, напр. в учении Платона о демиурге. В отличие от античной идеи творения мира из первовещества с библейской точки зрения мир сотворен Богом ех nihilo (из ничего). В христианском богословии учение о творении является важнейшим догматом (см. Догматы христианские) веры, согласно которому мир есть результат свободного творческого акта Бога — акта, полагающего бытие, принципиально отличное от Его Собственного. Через различение бытия тварного и бытия нетварного утверждается принципиальный онтологический дуализм. Однако то «ничто», из которого сотворен мир, не обозначает абсолютного разрыва между Богом и сотворенным миром. Согласно христианскому вероучению, в лице человека тварное, т. е. по существу вторичное, в буквальном смысле производное, бытие имеет тот же модус, или способ существования, что и нетварный Бог. Такое представление о творении может быть правильно понято только при условии второго различения — между бытием и личностью. Бытие Бога — личностно (см. Троица), и вершиной его творения является также личность — человек. Бог творит мир и человека свободной волей, не вынуждаемый к тому никакой онтологической необходимостью; причина творения — любовь, т. е. желание разделить полноту бытия с другим, радикально отличным от Себя Самого. Сотворенный мир является человеческим миром, «физика» которого есть общее «тело» множества богоподобных человеческих личностей. Эти антропоморфные обоснования акта творения неотделимы от религиозного сознания, в центре которого не философские представления и не научные гипотезы о начале мира, но духовная установка на соединение с Богом как предельным экзистенциальным ориентиром. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным — со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура разума творение. Метафизическая страт

Панова Ольга Борисовна
Статья посвящена истории метафизических исканий философии культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Творение виртуальных реальностей средствами философского текста

Карнаухова Мария Александровна
В статье предлагается новый подход к рассмотрению таких понятий, как мир, виртуальная реальность, философский текст, а также к их взаимосвязи.
Читать PDF
0.00 байт

Истина: открытие или творение?

Лукманова Раушания Хусаиновна
Статья посвящена анализу сущностных характеристик истины, в частности, процессуальному аспекту истины.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 01. 001-002. Творение мира с позиций современного знания космогенеза. (сводный реферат)

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 04. 001. Маукола И. Творение в миниатюре: разнообразие форм микрокосма в «Расаил Ихван ас-сафа

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Творение природы и творчество человека в философских работах К. Циолковского

Тимшин Вадим Алексеевич
По мнению К. Циолковского, главным источником нового знания является Вселенная. Чувственно созерцая и разумно анализируя воспринятое, отбросив ложные авторитеты и сомнительные знания, человек познает творения Первопричины.
Читать PDF
0.00 байт

Творение и искупление (Выяснение значения этих догматов для решения вопроса жизни)

Н. М. Боголюбов
Читать PDF
0.00 байт

«Со-творение» детства. О проблеме идентификации детства

Козина Олеся Анатольевна
Феноменальная особенность детства обнаружение внутренней идентичности человека на фоне утверждения социальной идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Творение ex nihilo в пространстве философского дискурса

Круглова Инна Николаевна
В центре внимания статьи идея творения ex nihilo в контекстах учения о Софии Вл. Соловьева и С.Н. Булгакова, понятия «отрицания» С.Л. Франка и конструкта dif-ferance Ж. Деррида.
Читать PDF
0.00 байт

Православное учение о Творце и творении и софиология О. Сергия Булгакова

Макар Амвросий
В статье дается сравнительный анализ православного учения о Творце и творении, об отношении Бога и мира и решения этих вопросов в софиологии о.
Читать PDF
0.00 байт

Истина в словесном творении: к вопросу о герменевтико-феноменологическом понятии литературы

Степаненко Сергей Борисович
В статье, посвященной интерпретации трактата М. Хайдеггера «Исток художественного творения», основное внимание уделяется тем смысловым моментам этой работы, которые связаны с формированием герменевтической концепции литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Комментарий к «Книге творения» (Сефер йецира) (882-942). Перевод и комментарий Д. В. Фролова

Саадия Гаон
Публикация представляет собой первый перевод на русский язык главы одного из важнейших текстов в истории средневековой еврейской мысли, оставившего значительный след в истории как еврейской философии, так и в истории еврейского ми
Читать PDF
0.00 байт

Творения митрополита Никифора. / изд. Подг. С. М. Полянским, Н. М. Громов, С. М. Полянский, общ. Ред

Максимович Кирилл Александрович
Рецензируемая книга представляет собой сборник исследований, текстов, переводов и комментариев, посвященный творчеству Киевского митрополита Никифора, грека по происхождению, занимавшего столичную кафедру в 1104-1121 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Человек в мире: учение о «Последней цели» природы и «Конечной цели творения» в телеологии И. Канта

Цыпина Лада Витальевна
Статья описывает представленную «Критикой способности суждения» Канта телеологию как способ связи сфер природы и свободы, позволяющий обнаружить место человека в мире с точки зрения преднамеренного техницизма природы и морального
Читать PDF
0.00 байт

Вклады философии в дискурс о творении

Усачев Александр Владимирович
В статье представлены два направления философского обоснования дискурса о творении — демиургийный и субстратный.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Творение мира

    По славянским понятиям, была сначала везде вода; вот Бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Два раза она опускалась на дно, брала землю в лапу, да не могла удержать, покуда поднималась н
  • Творение, учение о нем

    (Creation, Doctrine of). Начальные стихи Библии и первые слова Апостольского символа веры говорят о Боге как о Творце. О Боге как о Творце "неба и земли" (Быт 1:1) повествует как ВЗ (Ис 40:28; 42:5; 45:18), так и НЗ(Мк 13:19; О
  • Творение, непрерывное

    (Creation, Continuous). Учение, согласно к-ром у вселенная постоянно творится заново. Бог в каждый момент  единственный творец бытия и единственная причина естественных природных явлений. Т.о., пребывание, и
  • ИЕЦИРА, Сефер; или Книга Творения

    Самое оккультное из всех каббалистических сочинений, имеющихся ныне в руках современных мистиков. Предположение, что оно было написано Авраамом, конечно, из шести перахимов (глав), разделенных на
  • Мусульманская концепция творения мира

    В Коране зафиксирован мифологический вариант творения, практически повторяющий библейскую версию. Теизм, предполагающий трансцендентность Бога, сотворившего мир и непрестанно его направляющег