ТВЕРИТИНОВ ДМИТРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТВЕРИТИНОВ Дмитрий Евдокимович

(гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. религ. вольнодумец 18 в. Взгляды Т. созвучны общему духу петровского времени – эпохи коренных социальных преобразований, ломки патриархальных отношений. Необходимость обществ. преобразований Т. проповедовал в организованном им кружке, к-рый объединял прогрессивных людей того времени (Фома Иванов, Михаил Косой, Иван Максимов и др.). Свои взгляды Т. обосновывал с помощью теории познания, имевшей сенсуалистич. направленность (см. журн. "Рус. вестник", 1871, т. 93, No 3, с. 437–38). Подобно еретикам 14–16 вв. (стригольникам, Матвею Башкину, Феодосию Косому и др.), Т. рационалистически, "от своего смышления", толковал Библию, осуждал религ. культ, поклонение иконам и мощам, и т.п. Идеи Т. ломали церковно-догматич. способ мышления, готовили почву для нового, "светского" миросозерцания. Лит.: Тихонравов Н., Моск. вольнодумцы нач. 18 в. и С. Яворский, "Рус. вестник", 1870, т. 89, No 9/10; 1871, т. 93, июнь; Терновский Ф., Моск. еретики в царствование Петра I, "Православное обозрение", 1863, No 4–6; его же, Местоблюститель патриаршего престола Митрополит Рязанский, Стефан Яворский и Д. Т., в кн.: Прибавления к изданию творений св. отцов.., ч. 21, М., 1862; Цветаев Д. В.. Дело Т., М., 1883; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8 (т. 15–16), М., 1962, с. 561–68, 575, 617. Н. Козлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТВЕРИТИНОВ ДМИТРИЙ ЕВДОКИМОВИЧ

1667, Тверь — не ранее 1741) — московский религиозный вольнодумец. Родом из тверских чернослободцев Дерюшкиных. Около 1692 приехал в Москву из Твери, учился на лекаря в первой частной аптеке И. Г. Грегори в Немецкой слободе, организовал кружок из городских вольнодумцев. В течение года участвовал в полемических беседах в Славяногреко-латинской академии, где «препирал философов и богословов», «приобретал их в свою прелесть». В 1713 Тверитинов и многие члены его кружка по доносам были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам, по указу Петра I оправданы (Фома Иванов, который в ходе следствия изрубил икону, был сожжен).
Тверитинов выписал из Библии около 500 текстов, распределив их по однородности содержания на 30 групп в т. н. «Тетради», в которых отвергались авторитет Церкви и вселенских соборов и важные догматы православия (поклонение иконам, культ святых мощей, таинство евхаристии, посты, монашество). В качестве доказательства своих взглядов ссылался на «здравый смысл», отыскивал противоречия в богословской книжности, подвергая их рационалистической критике.
Утверждал, что «не подобает кого-либо неволити в догмах и житии», что каждый мирянин может сам исполнять пастырские функции («Я сам себе церковь»). Порицал «старый порядок вещей», невежество и суеверие тех, в ком старина находила поддержку, и свою критику направлял прежде всего против православной церкви и ее служителей, противопоставляя им идеализированное христианство апостольских времен.
Лит.: Терновский Ф. Московские еретики в царствование Петра I.— «Православное обозрение», 1863, № 4—6; Цветаев Д. В, Дело Тверитинова. М., 1883; Мазуркевич Т. Л. К истории вольномыслия в России в первой четверти 18 в. (Кружок Д. Е. Тверитинова-Дерюшкина).— В кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР, в. 2. М„ 1975.
Г. Л. Мазуркевич

Источник: Новая философская энциклопедия