Твардовский, Казимир

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Твардовский, Казимир

(20 окт. 1866 – 11 февр. 1938) – польский философ, ученик Ф. Брентано. В 1895–1938 – профессор Львовского ун-та. Основатель львовско-варшавской школы. Деятельность Т. как педагога и организатора науч. жизни способствовала профессионализации филос. работы и повышению уровня филос. культуры в Польше. В 1904 он основал Польское филос. об-во, в 1911 начал издание журн. "Ruch filozoficzny". В эмпирич. психологии Т. искал основу для исследования структуры категориального мышления и даже всех гуманитарных наук ("О психологии..." – "О psychologii", Warsz., 1913). Но саму психологию Т. стремился разработать в русле логич. анализа понятий (см. "Wyobra?enia i poj?cia", Lw., 1898), что привело затем Т. к критике психологизма в логике. Проводившееся Т. различение между актами, содержаниями (tre?ci) и предметами представлений было близко к неореализму (Ф. Брентано). Значения рассматривались им как психофизич. "продукты", относимые к языкам формальных систем (исчислений). Философия, по Т., возможна как анализ значений и связей понятий, к-рые играют исходную роль в специальных науках (см. ст. "О tak zwanych prawdach wzgl?dnych", Lw., 1900; "О jasnym i niejasnym stylu filozoficznym" в журн. "Ruch filozoficzny", 1919, t. 5). Что же касается мировоззрения, то каждый может избрать для себя лично любое при условии его внутренней (логической) и внешней (относительно "фактич. данных") непротиворечивости. Сам Т. считал для себя приемлемым католич. мировосприятие. Среди учеников Т. были Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Витвицкий, Татаркевич и др. Соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen, W., 1894; О istocie poj??, Lw., 1924; Rozprawy i artikuly filozoficzne. Lw., 1927; Wybrane pi?ma Eilozoficzne, Warsz., 1965 (библ.). Лит.: Witwicki W., К. Twardowski, "Przegl?d filozoficzny", 1920, t. 23; K. Twardowski, "Ruch filozoficzny", 1938, t. 14, No 1–3; D?mbska J., Czterdzie?ci lat filozofii we Lwowie (1898–1938), "Przegl?d filozoficzny", 1948, No 1–3; W 20 – lecie smierci K. Twardowskiego, "Ruch filozoficzny", 1959, t. 19, No 1–2; Ingarden P., ? badan nad filozofia wspo?czesna, Warsz., 1963. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Твардовский, Казимир

20 октября 1866, Вена— 11 февраля 1938, Львов) — польский философ, педагог и общественный деятель, основатель Львовско-Варшавской философской школы, Польского философского общества, журналов «Przegland Fuozoficzny» и «Ruch Fuozoficzny». Изучал философию в Венском университете (1885—89). Профессор (с 1895), декан философского факультета (1904—05), ректор (1914—17) Львовского университета. Для его философских взглядов характерно отрицательное отношение к метафизике. Философские дисциплины должны воспринять у науки строгость и точность метода, принципы рациональности. Совокупность таких дисциплин образует общее понятие философии; по мере их развития содержание этого понятия меняется, являясь исторически относительным. Объектами философского исследования являются фрагменты «внутреннего» и «внешнего» опыта; в этом смысле философия является эмпирической наукой, и все философские проблемы в принципе допускают эмпирическое разрешение. Современное философское мышление, однако, допускает в свою сферу ряд мировоззренческих проблем, не имеющих научного решения (проблема отношений между человеком и Богом, проблема смысла жизни и т. п.). Научная философия не должна брать на себя роль арбитра в споре различных мировоззрений, однако она способна оценивать рациональность аргументации, подвергать их логическому анализу. Поэтому «аналитизм» является определяющим признаком научной философии. Аналитические методы позволяют прояснять смысл философских понятий, предохраняют от неоправданных спекуляций, гарантируют эффективность рациональной критической дискуссии, без которой философия обречена на бесплодие и вырождение.
Инструментом критического анализа является логически и семиотически реконструированный язык. В логике и семиотике Твардовский следовал за идеями своего учителя Ф. Брентано. Пропаганда логики и ее значения для научной, рациональной философии имела огромное значение для формирования логико-аналитического направления в рамках Львовско-Варшавской школы. Особое значение для последующей эволюции школы имели идеи Твардовского о соотношении абсолютизма и релятивизма в теории истины, впоследствии развитые Тарским. Аргументация Твардовского опиралась на различение суждения и высказывания: относительная истинность (ложность) является характеристикой высказываний, тогда как суждения истинны либо ложны в абсолютном смысле. Релятивистский субъективизм в истолковании истины неизбежно вступает в противоречие с логикой и потому не выдерживает рациональной критики.
В теории научного познания он различал априорные (рациональные, дедуктивные) и апостериорные (эмпирические, индуктивные) науки, различающиеся способами обоснования своих утверждений (рациональный дискурс и апелляция к опыту); индуктивное знание может претендовать только на правдоподобие, и потому попытки представить индуктивные процедуры в виде дедуктивных логических систем являются заблуждением. Твардовский подчеркивал специфику гуманитарного знания: его объектами являются продукты духовного творчества, уникальные по своей сути, и их объективная оценка основывается на всей совокупности психофизических и психологических исследований не только самих этих объектов, но и актов сознания, в которых они возникают, трансформируются и приобретают ценность. Идеал научности распространяется на этику: рациональная этика должна указать и обосновать критерии этичности, имеющие смысл абсолютных ценностей (в то время как нормативная этика формулирует принципы практической, т. е. исторически относительной, морали).
Твардовский создал уникальную атмосферу компетентного научного творчества, взаимного уважения, сотрудничества, рациональной дискуссии и доброжелательного коллективизма, в которой Львовско-Варшавская школа дала плеяду блестящих ученых, снискавших международное признание польской философии, логике и математике.
Соч.: Idee und Perzeption. Wien, 1891; Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Virstellung. Wien, 1894; Glywne pojkcia dydaktyki i logiki. Lwyw, 1901; Rozprawy i artykuly fflozoficzne. Lwyw, 1927; Wybrane pisma filozoficzne. Warsz., 1965; Wyklady z etyki.- «Etyka», 1971, t. 9; 1973, 1.12; 1974,1.13; в рус. пер.: Логико-философские и психологические исследования. М., 1997; О ясном и неясном философском стиле.— В кн.: Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. В. И. Пору с

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
308.75 кб

Онтология сознания Казимира Твардовского

Ильина Юлия Андреевна
Исследуется фундаментальная философская проблема проблема бытия, представленная в концепции «онтологии сознания» недостаточно хорошо известного российской философской публике польского мыслителя, яркого представителя «научной фило
Читать PDF
251.61 кб

Концепция «Этического абсолютизма» Казимира Твардовского

Ильина Ю. А.
Статья посвящена анализу концепции «этического абсолютизма» К. Твардовского. Особое внимание уделено рассмотрению работ К.
Читать PDF
425.52 кб

Школа одного схоларха. К 75-летию со дня смерти Казимира Твардовского

Домбровский Борис Тарасович
В статье излагаются причины возникновения львовско-варшавской философской школы. Утверждается, что, в отличие от школы теории объектов А. Мейнонга и феноменологии Э. Гуссерля, львовско-варшавская школа во главе с ее основателем К.