Тувинцы народ, насчитывающий 206 гыс. чел., из них 198 тыс. проживают в Туве. Спецификой ре лиг. жизни тувинцев является сочетание двух осн. для данного региона религ. систем шаманизма и буддизма в ламаистской (см. Ламаизм) форме, наряду с сохранением ранних культов и с частичным распространением православия.
К древним культам относились культы хозяев местностей — гор, перевалов, рек и т. п. Существовало представление о едином хозяине «всего мира» (оран тангды). Развит семейно-родовой культ.
Вселенная, по наиболее распространенным шаманистским представлениям (имеются различные версии), состоит из трех миров: небесного, земного и подземного. Владыкой верхнего мира считался Курбустухан, нижнего Эрлик Ловун-хан; земной мир населяли духи-хозяева, нижний злые духи. Существовало представление о множественности субстанций «души» человека. Наиболее разработанными были представления о посмертной субстанции (сюнезин).
Одно из центральных мест в обрядовой стороне тувинского шаманства занимают онгоны, особая категория добрых духов, изображения-фигурки к-рых занимали определенное место либо в жилище, либо на шаманском костюме. В процессе камланий шаман (кам) пользовался бубном и колотушкой, железным варганом, древними бронзовыми зеркалами или опахалами и пр. Выделяются восточнои западнотувинский типы шаманства.
Офиц. религией тувинцев в нач. 20 в. был буддизм (ламаизм), существовавший у них непрерывно, по крайней мере с 17 в. Функционировало свыше 20 буддийских монастырей.
В кон. 20 в. заметен всплеск интереса к прежним, традиционным формам религ. жизни, в т. ч. к шаманизму, активно изучаемому в последние годы тувинскими исследователями. Распространена также ламаистская обрядность.