ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
зародилась в глубокой древности. Ее начало связывается с Авестой – древнейшим памятником доисламской религии. Историю Т. ф. и о. м. нельзя рассматривать в отрыве от филос. традиций таджиков, узбеков и др. народов Ср. Азии в силу их территориального, этнич. и духовного единства и общности историч. судеб (см. Таджикская философия, Узбекская философская и общественная мысль). 6–9 вв. – эпоха становления в Туркменистане (как и во всей Ср. Азии) феод. обществ. отношений. Социальные противоречия эпохи вызвали сильную антифеод. реакцию со стороны крестьян-общинников, в частности, движение Муканны, к-рое нашло идеологич. выражение в дуалистич. религ.-филос. учении Маздака (см. Маздакизм). Видными представителями филос. и обществ. мысли в Ср. Азии, в т.ч. в Туркменистане 6–10 вв. были Барзуе, Хорезми, Ибн Сина, Фараби и Бируни. Возрождение и расцвет классич. поэзии, языка, лит-ры и общественно-филос. мысли туркм. народа в 18 в. связан с именем выдающегося поэта и мыслителя Махтумкули. Получив богословское воспитание в Хиве, Махтумкули испытал сильное влияние суфийской школы Ахмада Ясеви (12 в.), а также – филос. идей Омара Хайяма, Хафиза, Несими; их фатализм и скептицизм характерны и для мировоззрения Махтумкули. Однако в основе его скептицизма лежит сознание не бренности всего земного, а невозможности изменить что-либо в условиях феод. гнета. Махтумкули определил демократич. направление деятельности туркм. просветителей. В конце 18 в. – 1-й пол. 19 в. в борьбе против феод.-клерик. идеологии демократич. направление в филос. и обществ. мысли развивали Мамедвели Кемине, Соидназар Сеиди, Курбандурды Зелили, Молланепес и др. Кемине (1770–1840) обосновал возможность познания природы, ставил разум. знание выше веры. Осн. мотивы творчества Кемине – разоблачение социального неравенства, утопич. идеи освобождения от феод. гнета. Поэт и мыслитель Сеиди (ок.1774–1836) призывал к объединению туркм. племен в единое гос-во, способное противостоять захватчикам, критиковал мусульм. духовенство, подчеркивая его органич. связь с феод.-светской властью. Современник Сеиди, поэт Зелили (1795–1850) в своих стихах выступал против социального неравенства, критиковал суфийский аскетизм. Против произвола властей, с критикой мусульм. духовенства и этич. норм ислама (адат), закреплявших рабское положение женщины в обществе, выступал поэт Молланепес (1810–1862). В сер. 19 в. интересы и чаяния трудящихся туркмен выражали поэты Мискинклыч, Мятаджи, Кятиби и др. В 80-х гг. 19 в. Туркмения была присоединена к России; это способствовало ликвидации вековой политич. и экономич. раздробленности края, привело к зарождению капиталистич. отношений и развитию производит. сил, приобщило трудящихся туркмен к передовой демократич. культуре и революц. борьбе российского пролетариата. В нач. 20 в. в Закаспийской области начинает развиваться рабочее движение, в Туркменистане распространяются идеи марксизма-ленинизма. Возникают с.-д. кружки и группы, участники к-рых изучают и пропагандируют труды классиков марксизма. Большая заслуга в распространении марксизма в Туркменистане принадлежит ссыльным большевикам: Д. В. Полуянцу, А. М. Хачиеву, И. Т. Фиолетову, В. Т. Бакрадзе и др. Полуянц, напр., на страницах либеральной газ. "Асхабад" опубликовал ок. 250 статей, пропагандировавших марксистско-ленинские идеи. В результате победы Октябрьской социалистич. революции туркм. народ осуществил гигантский скачок в своем историч. развитии от феодализма к социализму, минуя капиталистич. стадию. Марксистско-ленинская идеология в Туркменистане завоевывала позиции в острой борьбе с реакц. феод.-байской идеологией, мировоззрением ислама и бурж. национализмом, проявлявшимся в форме концепции панисламизма и пантюркизма (Вепаев, Кульмухаммедов, Перид Эффенди и др.). Чары Валлеков, Курбан Сахатов, Ораз Ташназаров, Ходжанепес, Чарыев и др. представители нац. сов. интеллигенции разоблачали реакц. сущность пантюркистской теории "единой тюркской нации", "внеклассового родства тюркоязычных культур", боролись за утверждение социалистической туркменской культуры. Заметное место в борьбе за новую культуру принадлежит первым представителям туркм. сов. лит-ры – Кермолле, Молламурту, Дурды Клычу, Ата Салиху и др. Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии сыграла местная сов. и парт. печать. На страницах респ. газет "Совет Туркменистаны" (с 1920), "Туркм. искра" (с 1924), журналов "Большевик" (с 1925; ныне – "Туркменистан коммуниста"), "Туркменоведение" (с 1927) и др. публиковались переводы статей классиков марксизма-ленинизма, разъяснялась политика Сов. власти, пропагандировались идеи дружбы народов СССР и интернац. единства. Огромную помощь в пропаганде марксистско-ленинской философии в Туркменистане оказывали видные деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев, М. И. Калинин. В сер. 20-х гг. начало осуществляться издание произв. классиков марксизма-ленинизма на туркм. яз. В 1925 впервые на туркм. яз. была издана биография Ленина, а также его работа "Задачи союзов молодежи". В нач. 30-х гг. было издано неск. сборников работ Ленина по важнейшим теоретическим и актуальным практич. вопросам. В 1931 был переведен и издан "Манифест Коммунистич. партии". Систематич. работа по переводу и изданию трудов классиков марксизма-ленинизма активизировалась после создания Туркм. филиала ИМЭЛ при ЦК КПСС (1949). В наст. время в республике завершено издание Собр. соч. В. И. Ленина (т. 1–40, 1953–66), опубликован ряд важнейших произв. К. Маркса и ?. Энгельса. За годы Сов. власти, особенно в послевоен. период, в республике выросли марксистские филос. кадры, созданы филос. учреждения: сектор философии АН Туркм. ССР, сектор науч. атеизма АН Туркм. ССР, сектор социологич. исследований, кафедра диалектич. и историч. материализма Туркм. гос. ун-та (1950), кафедры философии при Туркм. гос. педагогич. ин-те (1960), при аспирантуре АН Туркм. ССР, при Политехнич. ин-те (1965). Филос. исследования ведутся также на кафедрах марксизма-ленинизма медицинского и с.-х. ин-тов. В АН Туркм. ССР и вузах республики работает более 50 философов, из них один доктор и св. 20 кандидатов филос. наук. Туркм. ученые разрабатывают историю филос. и обществ. мысли туркм. народа, обобщают опыт социалистич. строительства в республике, особенно опыт некапиталистич. развития ранее отсталых народов (работы Г. Чарыева, Н. Кулиева, К. Кяризова, К. Акмурадова, Т. Хыдырова, К. Муллиева, Г. Акиниязова и др.). Проблемы марксистско-ленинской эстетики разрабатывают Г. Чарыев, И. Сосонкин и др. Опубликован ряд науч. исследований по филос. проблемам совр. естествознания (Г. Чарыев, Д. Атаев, В. Моллаков и др.). Ряд работ посвящен критике бурж. философии и социологии (К. Новоселов, А. Черкашин и др.). Сектором философии АН Туркм. ССР издан коллективный труд "Очерки философской общественно-политической мысли в Туркменистане с древнейших времен до наших дней". Лит.: Чарыев Г. ?., Из истории обществ. мысли в Туркмении, Аш., 1954; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, M., 1955, с. 82– 96; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239–49; т. 2, М., 1957, с. 419–23; т. 5, М., 1961, с. 383–88; История Туркменской ССР, т. 1–2, Аш., 1957; Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Ср. Востока, М., 1966; История философии в СССР, т. 1–2, М., 1968 (разд. "Ср. Азия"), См. также лит. при статьях Таджикская философия и Узбекская философская и общественная мысль. Г. Акиниязов. Т. Хыдыров, Г. Чарыев. Ашхабад.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.