отрицательное моральное качество, характеризующее праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду. Т. как социальное явление возникло с появлением частной собственности и эксплуатации, когда одни социальные классы, обладая собственностью на средства производства, получили возможность присваивать себе труд др. и не принимать участия в общественно полезной деятельности. Т, осуждалось моралью любого об-ва. Однако в об-ве, где труд носит принудительный характер и является для производителя лишь средством к существованию, осуждение праздности имеет лицемерный смысл и служит укреплению дисциплины подневольного труда. Поэтому осуждение Т. сочеталось с фактическим поощрением праздности эксплуататоров (в частности, это выразилось в «философии наслаждения», к-рая, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, «всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения» (т. 3, с. 418) - см. Гедонизм). Религиозная мораль рассматривает труд как тяжкое бремя, ниспосланное человеку богом в наказание за «первородный грех» (Отношение к труду). Тем не менее и в условиях эксплуататорского об-ва в среде трудящихся масс всегда существовало непримиримое отношение к Т. В совр. капиталистическом об-ве отрицательное отношение к труду как тяжкому бремени объясняется тем, что в условиях отчуждения труд реально лишается своего творческого содержания. Это положение усугубляется такими неизбежными для капитализма результатами научно-технической революции, как рост безработицы и увеличение используемого лишь для досуга и развлечений свободного времени. В буржуазной идеологии эти процессы осознаются как признаки наступления «цивилизации изобилия и потребительства». На деле вынужденное «Т.» трудящихся есть показатель того, что в условиях социального разделения труда нет возможности для творческой деятельности всех трудящихся. Социальные корни Т, подрываются с уничтожением частной собственности, с установлением обязательности общественно полезного труда. В социалистическом об-ве Т., как пережиток прошлого, сурово осуждается коммунистической нравственностью. При этом как Т. расцениваются попытки уклониться от трудовой деятельности, недобросовестный труд, стремление получить жизненные блага не в соответствии с количеством и качеством труда, незаконные способы обогащения (спекуляция, воровство, использование общественного положения в корыстных целях). Моральное осуждение Т. дополняется правовым и административным принуждением к труду. Полное искоренение Т. будет достигнуто с превращением труда в первую жизненную потребность, когда все члены об-ва будут активно участвовать в экономическом, социальном, научном творчестве.