ТУНЧЭНСКАЯ ШКОЛА
ТУНЧЭНСКАЯ ШКОЛА
Тунчэн пай. Каноноведческая и лит. группировка в рамках "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ), представлявшая господствующее направление традиц. кит. эстетич. мысли 18-19 вв., конца эпохи относительно автохтонного развития кит. культуры. Построения мыслителей Т.ш. в трактатах гл. обр. по теории словесности и живописи выражали в обл. эстетики офиц. идеологич. ортодоксию пер. правления маньчж. дин. Цин (1644- 1911). Филос. основу Т.ш. составляло чжусианство, ее идеи в обл. теории словесности восходят к взглядам Хань Юя (8 - нач. 9 в.). Осн. положения учения Т.ш. сформулировали в 18 в. Фан Бао, Лю Дакуй и Я о Май, ее ведущими представителями считаются Фан Дуншу (кон. 18-19 в.), Цзэн Гофань (19 в.), Линь Шу (19- нач. 20 в.). Школа утверждала утилитарно-дидактич. цели литры ("помощь государю в управлении народом"), строгое следование стилевым принципам тех или иных жанров, особое внимание уделяла проблемам их классификации. "Тунчэнцы" подчеркивали нормативный статус "письменности/культуры" (изящной словесности, вэнь), высшим выражением к-рой полагали конф. канонич. лит-ру (начиная с 3 в. термин "вэнь" мог толковаться узко, вплоть до сведения его к обозначению рифмованного текста). В сферу лит. классики они включали конф. канонич. книги, соч. древних историков, к к-рым причислялись Цзо Цюмин - предполагаемый автор летописи "Цзо чжуань", Сыма Цянь и Бань Гу, образцовыми считались также произв. литераторов эпох Тан и Сун (7- 13 вв.) - Хань Юя, Лю Цзунъ-юаня, Оуян Сю, Су Сюня, Су Ши, Су Чэ, Цзэн Гу (11 в.), Ван Аньши и ряда более поздних авторов, напр. Гуй Югуана (16 в.). Т.ш. противостояла Чанчжоуской школе (Чанчжоу пай)- каноноведческо-лит. группировке, стоявшей на позициях "школы текстов новых письмен". К ведущим литературоведам Чанчжоуской школы (не считая собственно каноноведов - Чжуан Цуньюя, Лю Фэнлу и др.) относят Чжан Хуэйяня (18 - нач. 19 в.), довольно близкого Т.ш., Чжоу Цзи (кон. 18-19 в.), Чэнь Тинчжо, Фэн Сюя (19 в.), Тан Сяня (19 - нач. 20 в.). Т.ш. расходилась также со "школой сунской поэзии" (Хэ Шаоцзы и др.), в обл. лит. теории ориентировавшейся на неоконф. проблематику. Толыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае. М., 1971; Ее же. Эстетика стран Востока. Гл. 1. Китай // История эстетич. мысли. Т. 4. М., 1987. По материалам К.И. Голыгиной