ТУЛЬЧИНСКИЙ Григорий Львович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТУЛЬЧИНСКИЙ Григорий Львович
(р. 3.8.1947) — спец. по филос. культуры, логике и методологии науки; д. филос. н., проф. Р. в Ленинграде. С 1963 работал техником, инж., конструктором, наладчиком. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1975), асп. по кафедре логики (1978). С 1974 преподавал логику и филос. в вузах Ленинграда. С 1979 по наст. вр. работает на кафедре управления и экономики Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. Заслуженный деятель науки РФ (1995). Член Академии гуманит. наук (1996). Организатор международной кафедры (ЮНЕСКО) по филос. и этике Санкт-Петерб. науч. центра РАН (с 1999). Докт. дисс. — «Нормативно-ценностная природа осмысления действительности» (1988). В круг науч. интересов Т. входят филос. культуры и личности, логика, методол. науки, технология управления в сфере культуры, рос. и сов. дух. опыт. Согласно Т., человек не может жить в бессмысленном мире — это лишает его оправданности существования; именно осмысление определяет познание, мотивацию, творч. Осн. формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценка) и программы ее реализации (нормы). Этот синтез м. б. отрефлектирован (в науч. формах знания), но м. б. и синкретичным (обыденное сознание и опыт). Этот взгляд получил развитие в концепциях «стереоскопической» семантики, «инорациональности» как меры и содержания свободы и ответственности. В последние годы Т. занимался метафизикой нравственности, филос. поступка, особенно — проблемой самозванства как антитезы призвания и святости и гл. источника невменяемости, безответственности, неразумности. Свобода, с т. зр. Т. — эпифеномен культуры, вторичный по отношению к ответственности, принятие к-рой делает личность «причиной» происходящего, обусловливает формирование самосознания, способность к трансцендированию. Соредактор кн.: «Проективный философский словарь: Новые термины и понятия» (СПб., 2003).
Соч.: Проблема понимания в философии. (В соавт.). М., 1985; Проблема осмысления действительности. Л., 1986; Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990; Испытание именем, или Свобода и самозванство. СПб., 1994; Самозванство: Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996; Слово и тело постмодернизма // ВФ. 1999. № 10; Николай и Михаил Бахтины: консонансы и контрапункты // Там же. 2000. № 7; Смысл и свобода. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. Нью-Йорк, 2000; Постчеловеческая персонология: Новые перспективы рациональности и свободы. СПб., 2001; О природе свободы // ВФ. 2006. № 4; Тело свободы. СПб., 2006; О природе свободы // ВФ. 2006. № 4.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

ТУЛЬЧИНСКИЙ Григорий Львович
Родился 3 августа 1947 г. в Ленинграде. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1975), аспирантуру там же (1978). С 1974 преподавал логику и философию в вузах Ленинграда. В 1979- 2008 гг. на кафедре менеджмента и экономики учреждений культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. В 1999-2008 гг. зав. кафедрой ЮНЕСКО по философии и этике Санкт-Петербургского научного центра РАН. С 2008 г. проф. кафедры прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики (СПб). С 1997 г. сотрудничает с факультетом свободных искусств и наук СПбГУ. В 1988 г. защитил докторскую диссертацию «Нормативно-ценностная природа осмысления действительности». Заслуженный деятель науки Российской Федерации. С 2009 г. член редколлегии журнала «Философские науки» (с 2009). Специалист по философии культуры и личности, политической философии, социальным коммуникациям, логике и методологии науки. Сфера научных интересов: философия культуры, персонология, теория и практика социальных коммуникаций, аргументация, политическая культура и символическая политика, социально-культурные технологии и практики управления. Считает, что человек не может жить в бессмысленном мире – это лишает его оправданности существования; именно осмысление определяет познание, мотивацию, творчество. Основной формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценки) и программы ее реализации (нормы). Этот ценностно-нормативный синтез может быть отрефлектирован (в научных формах знания), но может быть и синкретичным (обыденное сознание и опыт). Этот подход получил развитие в концепциях «стереоскопической семантики», «глубокой семиотики», рациональности как меры и содержания свободы и ответственности. Занимается метафизикой нравственности, философией поступка, перспективами постсекулярности, постчеловеческой персонологии, проектной идентичности и проблемой самозванства как антитезы призвания, ценностно-нормативной природой социогенеза и политической культуры.
Основные публикации Соч.: Проблема понимания в философии. М., 1985. В соавт.; Проблема осмысления действительности. Л., 1986; Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990; Испытание именем, или Свобода и самозванство. СПб., 1994; Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996; Смысл и свобода. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. НьюЙорк, 2000; Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002; Тело свободы. СПб., 2006; Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. СПб., 2013; Политическая философия. М., 2014; Политическая культура. М., 2014; Российская политическая культура: особенности и перспективы. СПб, 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.