1886-1913) - тат. поэт и публипяст. В поэтич. и публицнсгич. произведениях дал резкую критику реакц, соц. сущности ислама и антинародной деятельности мусульм. духовенства. Т. выступал против учения о нац. исключительности мусульман, пантюркизма, унижения исламом женщин. Призывая к дружбе с рус. народом, считая ее необходимым условием соц. освобождения татар.
ТУКАЙ Габдулла
Источник: Атеистический словарь
(Мухаммед Гарифович ? у к а е в) [14(26) апр. 1886 – 11(24) апр. 1913] – татарский поэт, публицист, революц. демократ. Мировоззрение Т. формировалось под влиянием передовой рус. филос. и эстетич. мысли, революц.-демократич. идей. Т. сотрудничал с рев. социал-демократами, пропагандировал идеи социализма, переводил на тат. яз. марксистскую лит-ру. Однако в целом Т. не сумел подняться до пролет. мировоззрения. В народе Т. видел решающую силу прогрессивного развития общества. Т. разоблачал политику и идеологию царизма, вскрывал пороки эксплуататорского общества, звал рабочих и крестьян к революции, выступал против религ. фанатизма, высмеивал служителей культа, боролся против бурж. национализма, панисламизма и пантюркизма. В укреплении интернац. единства и братской дружбы народов он видел залог будущего величия России. Т. – один из первых пропагандистов рус. культуры среди татар и др. тюркских народов. Соч.: Эсэрлэр, т. 1–4, Каз., 1955–56; в рус. пер. – Избранное. Стихи и сказки, М., 1956. Избранное, т. 1–2, Каз., 1960–61. Лит.: Агишев Я. X., Творчество Г. Т., 2 изд., Каз., 1954; ?асеев К. Ф., Из истории татарской передовой обществ. мысли, Каз., 1955; Халит Г., Г. Т. и татарское лит. движение начала 20 в., Каз., 1956; Нафигов Р. И., Формирование и развитие передовой татарской общественно-политич. мысли, Каз., 1964. К. Фасеев. Казань.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.