приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Конечно, это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функция угрожает потерять свой смысл. Недооценка умственного труда и труда работников искусства в обществе должна быть компенсирована указанием на присущую этому обществу трудовую этику. В тех странах, где понятие трудовой этики отсутствовало, труд рассматривался если не как проклятие, то, во всяком случае, как нечто такое, что превращало жизнь в тягость и не давало человеку возможности позаботиться о самом себе или о душевном счастье. По мнению китайцев, наиболее умным является тот, кто благодаря уму и превосходству умеет быть праздным. В нашем мировоззрении мы ощущаем противоречие между утомительной деятельностью и мудростью. Мудрец никогда не проявляет поспешности в деле; тот, кто спешит, никогда не бывает мудрым (Линь Цзюйтан).