ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА
Троянская война
греч.) – война древних греков (ахейцев) против Трои (Илиона). Согласно мифам поводом кТ. в. явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, Елены Прекрасной, жены спартанского царя Менелая. Поздние сказания дополнили этот миф рассказом о свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды. Эрида из мести подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями Афиной, Герой и Афродитой разгорелся спор о том, кому из них должно принадлежать яблоко. Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду, где пас стада юный Парис. Парис разрешил этот спор, присудив яблоко Афродите, обещавшей ему в награду любовь самой прекрасной женщины в мире – Елены. Богиня помогла Парису похитить Елену. Оскорбленный Менелай собрал ополчение царей, некогда добивавшихся руки Елены и связанных клятвой защищать честь того, кто станет ее мужем. Согласно «Илиаде» в греческом войске было 100 000 воинов и 1186 кораблей. Войско возглавил брат Менелая, микенский царь Агамемнон. Против Трои выступили сильнейшие герои – Диомед, Одиссей, Нестор, двое Аяксов, Ахилл, Сфенел, Протесилай и др. Во время пребывания в Авлиде грекам было знамение у алтаря Аполлона – змея похитила из гнезда восемь птенцов вместе с матерью. Прорицатель Калхант истолковал его, сказав, что Троя будет взята только на десятый год войны. По Гомеру, флот греков отплыл из Авлиды и достиг Трои; по поздним версиям мифа, греки вначале ошибочно попали в Мисию и вынуждены были возвратиться в Авлиду. Только после принесения в жертву Артемиде дочери Агамемнона Ифигении войско греков смогло достичь троянского берега. Попытка добиться возвращения Елены путем переговоров (посольство Менелая и Одиссея к Приаму) потерпела неудачу, и греки начали осаду города, длившуюся десять лет. В «Илиаде» описаны события последнего, десятого, года войны. Жрец Аполлона Хрис просил Агамемнона вернуть взятую в плен дочь Хрисеиду, но получил отказ, и тогда Аполлон, помогавший троянцам, наслал на греков мор. Чтобы умилостивить бога, Агамемнон вернул Хрису дочь, но взамен отнял у Ахилла его пленницу Брисе-иду. Разгневанный Ахилл отказался участвовать в военных действиях. Греки стали терпеть неудачи, многие герои были ранены (Менелай, Одиссей, Диомед и др.). Когда троянцы во главе с Гектором ворвались в греческий лагерь и стали угрожать кораблям, Ахилл послал на помощь своего друга и побратима Патрокла, дав ему свое оружие. Троянцы были отогнаны, но Патрокл пал от руки Гектора. Тогда Ахилл вступил в бой, убил Гектора и надругался над его телом. Отец Гектора, старый Приам, тайно пришел в лагерь греков и стал умолять Ахилла вернуть ему тело сына. При виде отцовского горя Ахилл смягчился и выдал тело Гектора. Похоронами Патрокла и Гектора заканчивается «Илиада». Послегомеровские предания рассказывают о прибытии на помощь Трое амазонок во главе с царицей Пенфесилеей и царя эфиопов Мемнона с войском. Мемнон убил сына Нестора Антилоха а сам пал от руки Ахилла. Погиб и Ахилл от стрелы Париса, поразившей героя в пяту. После смерти Ахилла грекам было предсказано, что Трою нельзя взять без стрел Геракла и без участия в войне Неоптолема, сына Ахилла. Лук и стрелы Геракла находились у Филоктета, высаженного в начале похода на о-ве Лемнос. Обоих героев привезли в греческое войско, и военные действия были продолжены. Филоктет ранил Париса стрелой Геракла, отравленной ядом Лерней-ской гидры, и Парис умер от яда. Чтобы ускорить падение Трои, Диомед и Одиссей похитили из города хранившийся в храме Афины священный палладий, защищавший Трою от врагов, но стены Трои по-прежнему оставались неприступными для греков. Тогда по совету Одиссея был выстроен огромный деревянный конь, внутри которого спрятались лучшие греческие воины, а остальное войско сожгло лагерь и село на корабли, инсценируя возвращение на родину. На берегу греки оставили лазутчика Синона, который сказал, что деревянный конь оставлен, чтобы умилостивить Афину, и что обладание этим конем сделает город неприступным. Несмотря на предостережение жреца Лаокоона, троянцы перенесли коня в город. Ночью из корпуса коня вышли воины и открыли ворота грекам, корабли которых тайно вернулись к городу. Троя была взята и сожжена, мужчины были перебиты, а женщины стали пленницами победителей. Андромаха досталась Неоптолему, Кассандра стала наложницей Агамемнона, Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла. Боги помогли спастись только Энею с отцом Анхисом, сыном Асканием и несколькими спутниками. После победы в лагере греков начались раздоры. Аякс Малый осквернил алтарь Афины, изнасиловав на нем Кассандру, и навлек на греков гнев богини. Афина наслала бурю, потопившую множество греческих кораблей на пути из-под Трои. Аякс Большой покончил с собой после того, как Одиссей обманом получил доспехи Ахилла, полагавшиеся греческому воину, который нанес наибольший урон троянцам. Агамемнон был убит женой вскоре после возвращения. Менелаю и Одиссею пришлось испытать множество приключений, прежде чем они вернулись домой. Среди немногих греков, благополучно возвратившихся на родину, были Диомед, Неоптолем, Филоктет, Идоменей.
Источник: Мифологический словарь
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА
Одно из центральных событий в греческой мифологии. Возникновение Т. в. античные источники объясняют волей Зевса, пожелавшего либо «уменьшить бремя земли», либо дать возможность прославиться божественным героям, либо сохранить в памяти потомства красоту своей дочери Елены. Толчком к войне послужил спор между тремя богинями – Герой, Афиной и Афродитой за обладание яблоком, которое подбросила им Эрида с надписью «прекраснейшей» («яблоко раздора»). Уже достаточно рано мифологическая традиция приурочила это событие к свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги, кроме Эриды. Чтобы рассудить заспоривших богинь, Зевс поручил Гермесу отвести их на гору Иду (в Троаде), где пас стада юный Парис. Поставленный перед необходимостью выбора и прельщенный обещанием Афродиты дать ему любовь Елены, Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь, чем снискал себе в дальнейшем ее помощь, но навеки сделал своими врагами Геру и Афину. Этим объясняется поддержка, которую Афродита в ходе войны оказывает троянцам, а Гера и Афина – их противникам ахейцам. Затем Парис приплыл на корабле в Грецию, остановился в доме Менелая и, воспользовавшись его отъездом, при содействии Афродиты убедил Елену бросить Спарту и мужа и стать его женой. Похищение Елены и явилось прямым поводом к Т. в. При поддержке своего брата Агамемнона Менелай собрал большое войско, так как бывшие женихи Елены были связаны совместной клятвой мстить в случае необходимости за оскорбление ее супруга. В составе ахейского войска оказались знатнейшие герои: Одиссей, Филоктет, оба Аякса, Диомед, Сфенел, Протесилай и др. Удалось привлечь к походу также Ахилла, хотя он не участвовал в соискании руки Елены. Ахейский флот, собравшийся в беотийской гавани Авлида, насчитывал свыше тысячи кораблей. Предводителем всего войска был избран Агамемнон как самый могущественный из ахейских царей.
Ко времени пребывания ахейского войска в Авлиде источники относят два события. Первое – знамение, посланное ахейцам богами у алтаря Аполлона: появление змеи, похитившей из гнезда восемь птенцов вместе с их матерью. Калхант объяснил это явление так: Т. в. будет продолжаться девять лет и окончится победой греков только на десятом году осады. Второе знамение – жертвоприношение Ифигении. По одному из вариантов сказания, эти два события отделены друг от друга десятью годами: отплыв из Авлиды в первый раз, ахейцы попали якобы не в Трою, а в лежащую южнее Троады Мисию. Плывя отсюда после столкновения с царем мисийцев Телефом, греки попали в бурю и вернулись каждый в свои родные места. Только по прошествии десяти лет с момента похищения Елены ахейское войско снова собралось в Авлиде, и тогдато Агамемнону пришлось принести в жертву Артемиде свою дочь Ифигению, чтобы обеспечить благополучное прибытие флота под Трою. В этом случае разорение Трои следует отнести к двадцатому году после похищения Елены. Поскольку, однако, столь значительный интервал между началом Т. в. и падением Трои существенно нарушает всю остальную эпическую хронологию, первая экспедиция принимается в расчет далеко не во всех источниках.
По пути в Трою греки остановились на острове Тенедос, где Ахилл убил царя Тенеса, а Филоктета укусила змея, и он был оставлен на острове Лемнос. Перед высадкой на троянской равнине греки отправили Одиссея и Менелая для переговоров с троянцами о выдаче Елены и возвращении сокровищ. Посольство закончилось неудачно, и война стала неизбежной.
Основные события Т. в. развернулись на ее десятом году. Временное самоустранение от боев Ахилла (оскорбленного тем, что Агамемнон отнял у него пленницу Брисеиду) дает возможность проявить свою доблесть остальным ахейским вождям (Диомеду, Агамемнону, Менелаю, Одиссею, Нестору и его сыну Антилоху, Аяксу Теламониду). Среди троянцев главным героем является Гектор, поскольку царь Трои Приам был слишком стар для того, чтобы возглавить защиту города. Так как после отказа Ахилла участвовать в военных действиях успех явно склоняется на сторону троянцев, подступающих к самым ахейским кораблям, Ахилл разрешает своему лучшему другу и побратиму Патроклу вступить в бой. Патрокл приостанавливает натиск троянцев, но сам гибнет от руки Гектора, поддерживаемого Аполлоном. Ахилл, одержимый жаждой мести, сражает множество врагов; в поединке с ним гибнет и Гектор. Однако и после этого у троянцев еще достаточно сил, чтобы противостоять грекам. Хотя Ахилл и убивает в сражении пришедших на помощь троянцам предводительницу амазонок Пенфесилею и царя эфиопов Мемнона, сам он погибает от стрелы Париса, направляемой Аполлоном. За оружие погибшего героя разгорается спор между Одиссеем и Аяксом Теламонидом, завершающийся самоубийством оскорбленного Аякса.
Новый этап Т. в. связан с прибытием под Трою Филоктета с Лемноса и Неоптолема со Скироса. От стрелы первого гибнет Парис, второй сражает мисийца Эврипила. После этого троянцы больше не рискуют выходить на битву в открытом поле, но для греков остаются все еще неодолимым препятствием мощные стены Трои. Выход из положения находит Одиссей, по его совету мастер Эпей строит огромного деревянного коня, в полое нутро которого прячется отборный отряд ахейских воинов, а остальное войско инсценирует возвращение на родину: сжигает лагерь на равнине, затем флот отплывает от троянского побережья и укрывается на острове Тенедос. На берегу ахейцы оставляют Синона, который побуждает троянцев ввести в город деревянного коня как дар Афине. Ночью спрятанные в чреве коня греки выбираются наружу и открывают городские ворота своим воинам, возвратившимся с острова Тенедос. Начинается избиение застигнутых врасплох троянцев. Все мужское население погибает, за исключением Энея с несколькими соратниками, получающего от богов указание бежать из взятой Трои, чтобы возродить ее славу в другом месте. Женщин Трои также ждет горестная доля: Андромаха становится пленницей Неоптолема, Кассандру отдают в наложницы Агамемнону, Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла. Город гибнет в страшном пожаре.
В лагере ахейцев сразу же после падения Трои возникают распри. Аякс Оилеид, осквернив насилием над Кассандрой алтарь Афины, навлекает на отплывший ахейский флот гнев богини. Во время страшной бури многие корабли гибнут от волн и ветра, другие разбиваются на прибрежных скалах, обманутые ложным сигналом Навплия. Менелая и Одиссея буря заносит в далекие страны, после чего начинаются их долголетние скитания. Агамемнон же по возвращении домой становится жертвой заговора своей жены Клитеместры и Эгисфа.
Источник: Словарь греческой мифологии
Троянская война
Сказания о Троянской войне были распространены в греческом народе еще до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады» предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды, Одиссей, Аянт, Гектор уже знакомы им. Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание возбудить интерес в слушателе новизной сюжета побуждало поэтов вводить все новых героев в излюбленные сказания: из героев Илиады и Одиссеи Эней, Сарпедон, Главк, Диомед, Одиссей и много второстепенных действующих лиц совершенно чужды древнейшей версии Т. сказания. Позднее введен был в сказания о битвах под Троей еще ряд других героических личностей, как амазонка Пентесилея, Мемнон, Телеф, Неоптолем и другие. Ядро предания содержится в 2-х поэмах – «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер считает quasi-исторический факт похищения Елены. По позднейшей версии народного сказания, на свадьбе Пелея и Фетиды, чествовать которых были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды, эта последняя богиня, оскорбленная оказанным ей пренебрежением, бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Последовал спор между Герой, Афиной и Афродитой, которые предоставили разрешение его на третейский суд Париса. Отдав предпочтение богине любви, Парис через нее овладел прекраснейшей в мире женщиной, супругой царя Менелая, похищение которой было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. По позднейшему сказанию, это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которою связал их отец Елены, Тиндарей. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, Патрокл, два Аянта, Тевкр, Нестор, Антилох, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед. Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии, при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции). Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант, вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои. Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Т. равнины. По позднейшему сказанию, греки высадились по ошибке в Мизии – стране Телефа, но затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомеру неизвестен). Высадка окончилась благополучно лишь после того, как Ахилл убил царя троадского г. Колон, Кикна, пришедшего на помощь к троянцам. Когда греческое войско расположилось лагерем на Т. равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, в десять раз меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней, Главк и др.), но, боясь Ахилла, они не решаются дать решительное сражение. С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленного и защищаемого города и ограничиваются тем, что опустошают окрестную страну и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахилла, более или менее отдаленные походы на соседние города. Наконец, наступает определенный богами 10-й год, события которого, на протяжении 41 дня, рассказываются в Илиаде. Хриз, жрец Аполлона, приходит в греческий стан выкупить взятую в плен и доставшуюся в рабыни Агамемнону дочь Хризеиду. Получив грубый отказ, он обращается с мольбой об отмщения к Аполлону, который насылает на войско моровую язву. В собрании греков, созванном Ахиллом, Калхант объявляет, что единственное средство умилостивить бога состоит в выдаче Хризеиды ее отцу без выкупа. Агамемнон уступает всеобщему требованию, но, чтобы вознаградить себя за эту потерю, отнимает у Ахилла, которого считает инициатором всей интриги, его любимую рабыню Бризеиду. В гневе Ахилл удаляется в палатку и просит свою мать Фетиду умолить Зевса, чтобы греки до тех пор терпели поражения от троянцев, пока Агамемнон не даст ему, Ахиллу, полного удовлетворения (1 рапс.). Троянцы немедленно выходят на равнину; Агамемнон назначает следующий день для битвы (2 рапс.). Войска выстраиваются друг против друга, но вместо битвы устраивается соглашение: распрю должен решить поединок между Парисом и Менелаем, с тем, чтобы победителю досталась Елена и похищенные у Менелая сокровища. Парис терпит поражение и, только благодаря вмешательству Афродиты, избавляется от смерти (3 рапс.). Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (4 рапс.), в котором Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Арея (5 расп.). Намереваясь вступить в единоборство с ликийцем Главком, Диомед узнает в нем старинного гостя и друга: взаимно обменявшись оружием, противники расходятся (6 рапс.). День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аянтом Теламонидом. Во время заключенного обеими сторонами перемирия, предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.). Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.). На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве, но Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этою целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.). Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают Т. шпиона Долона и убивают фракийского царя Реза, прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.). На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.). Еще раз греческие герои, особенно оба Аянта и Идоменей, с помощью Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причем Аянт Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако, Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые, но приказанию Зевса, вселил в него Аполлон (13 рапс.). Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям. которые Аянт тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Когда передний корабль уже охвачен пламенем, Ахилл, уступая просьбам своего друга Патрокла, снаряжает его в битву, предоставив в его распоряжение собственное оружие. Троянцы, полагая, что перед ними – сам Ахилл, бегут; Патрокл преследует их до городской стены и убивает при этом множество неприятелей, включая храброго Сарпедона, тело которого троянцы отбивают только после ожесточенной борьбы. Наконец, Гектор, при содействии Аполлона, убивает самого Патрокла (16 рапс.); оружие Ахилла достается победителю (17 рапс.). Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами, многие из них гибнут, и в том числе Гектор (19–22 рапсодия). Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением Гектора и установлением для этой последней цели 11-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады. Тотчас по смерти Гектора, согласно позднейшим сказаниям, амазонки приходят на помощь к троянцам, причем их царица Пентесилея погибает от руки Ахилла. Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причем последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной богом. После похорон сына Фетида предлагает отдать оружие его в нападу достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей; его соперник, Аянт Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, кончает жизнь самоубийством. Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет, и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса – Неоптолема; первый убивает Париса, второй – последнего союзника троянцев, Эврипила. Когда похищение Палладия из храма Афины, удачно выполненное Диомедом и Одиссеем, не помогло взять город, греки прибегают к хитрости. По совету Афины, Эней, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса, в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находяи коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. По позднейшему сказанию, родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Судьба Лаокоона (см.), советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троею; жители отчасти избиваются, отчасти уводятся в рабство, а город предается огню и разгрому. Из представителей царского дома остаются в живых лишь Гелен, Кассандра, Гекторова супруга Андромаха и Эней с Анхизом и Асканием. По разрушении Трои Агамемнон и Менелай, вопреки обычаю, вечером созывают опьяневших греков на собрание, на котором половина войска с Менелаем высказывается за немедленное отплытие на родину, другая же половина, с Агамемноном во главе, предпочитает остаться на время, чтобы умилостивить Афину, разгневанную святотатством Аянта Оилида. Вследствие этого войско отплывает двумя партиями. Только Нестор, Диомед, Неоптолем, Филоктет и Идоменей благополучно достигают дома; Менелай и Одиссей прибывают на родину после многолетних странствований по разным землям и по морю; смерть застигает Аянта Локрийского (Оилида) во время морского перехода, Агамемнона – тотчас по прибытии его в родной дом. Таково содержание сказаний о Т. войне, почерпаемое из хранилищ древнегреческого мифа и предания. Являясь весьма интересным и ценным материалом в руках историка литературы, как образцы народного творчества, эти сказания представляют огромный интерес и для историка. В древности Т. война признавалась историческим событием. Это воззрение, господствовавшее до XIX в. как догмат, принято в настоящее время и историческою критикою, хотя отношение к сказанию, как к историческому источнику, некоторыми новейшими исследователями не допускается (ср. Niese, «Die Entwicklung der Homerischen Poesie», 1882, Б.; Beloch, «Griechische Geschichte», I т., Б., 1893; русский перев. I т., М., 1897). Помимо исторического объяснения сказаний о Т. войне, были попытки толковать Гомера аллегорически: взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманною поэтом аллегорией на иные исторические события.
К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Croeseus («Όμηρος Έβραίος, sive Historia Hebraeorum ah Homero nominibus conscripta», 1709), видевший в Гомеровской Одиссее символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея, а в Илиаде – картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за Обетованную землю, причем Троя соответствует Иерихону, а Ахилл – Иисусу Навину. По воззрению бельгийца Hugo («Vera Historia Romana», 1655, Рим) Гомер был пророком, который хотел изобразить в своих поэмах падение Иерусалима при Навуходоносоре и Тите, причем в Ахилле символически представлена жизнь Христа, а в Илиаде – деяния апостолов; Одиссей соответствует апостолу Петру, Гектор – апостолу Павлу; Ифигения не что иное, как Jephtageneia (дочь Иевфая), Парис – фарисей и т. д. Точно так же появлялись в XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Т. войне в духе эвгемеризма: в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал (ср. Banier, «La Mythologie et les fahles expliquees par l'histoire», также произведения St.-Croix и др.). Из исследователей XVIII в., пытавшихся исторически обосновать сказания о Т. войне, Bryant относил эту войну к египетской истории; van der Hardt доказывал, что в Илиаде описывается война с флегийцами, происходившая в Беотийском Орхомене. С появлением «Prolegomena» Фр. – Авг. Вольфа (1795) возникают новые приемы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Heyne, Creuzer'a, Max Muller'a, К. О. Muller'a и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание – древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений). Историческая критика XIX в. вообще приняла воззрение древности на Т. войну, как на исторический факт, но начиная с Мюлленгоффа («Deutsche Altertumskunde», т. I, стр. 8 – 73) выставляла разнообразные объяснения этого факта. По Мюлленгоффу, в Гомеровском эпосе отражаются события, сопровождавшие финикийскую колонизацию сев. – зап, побережья Малой Азии. Семитические сказания перешли к грекам и, после победы последних над финикиянами, были эллинизированы и выражены в той форме, в какой дошли до нашего времени. По Ruckert'y (1829), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания – мифические фигуры, однако, Троя – исторический город, и Т. война – исторический факт. Истинными героями Т. войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопонесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие. Та же мысль выражена в исследовании Volcker'a («Die Wanderung der aolischen Colonien nach Asien, als Veranlassung und Grundlage der Geschichte des troianischen Krieges» в «Allgem. Schulzeitung», 1831), по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причем фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские – Агамемноном и Менелаем, – и в соч. Uschold'a «Geschichte des troianischen Krieges». По E. Curtius'y, T. война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков – Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы. Теория Дункера, Вилламовица-Меллендорффа, Эд. Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось воззрение, по которому эолийская колонизация составляет историческое ядро Т. сказаний. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание сев. – зап. берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трех столетий. Большинство филологов начала и средины XIX в. в вопросе об исторической основе Т. сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Т. войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопонесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Muller, Niebuhr, Welcker, Nitzsch, Gerhard, Lauer, Bergk, Geizer, Duntzer, Raoul-Rochette, Mannert, Heeren, Plass, Forbiger, Wachsmuth, Duruy, Lenormant, Payne Knight, Gladstone и друг. Из новейших теорий особого внимания заслуживают теории Meyer'a («Geschichte des Altertums», II т., 1893, Штутгарт, §§ 32,131, 152, 153; 259, 263, 265) и P. Cauer'a («Grundfragen der Homerkritik», Лпц., 1895). По Meyer'y, разорение Трои – исторический факт, который следует отнести к эпохе до 1184 г. до Р. Х. (даты, к которой александрийские ученые приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Т. войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Т. войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт, Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопонесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Т. войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Т. походе. Таким образом, сказание собственно о Т. войне, по Мейеру – не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причем в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали сев. – зап. берег Малой Азии. По Кауеру, Т. война – не что иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями сев. – зап. части Малой Азии, причем предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора – все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауеру, эти элементы – также эолийского происхождении: ахейцы – ни что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне – жители Фессалийского, а не Пелопонесского Аргоса, Агамемнон – не пелопонесский, а фессалийский царь, позднее перенесенный в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор – также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора – Νηλήϊος – принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация сев. – зап. берега Малой Азии эолийцами, по Кауеру, закончилась в течение последних 3 столетий второго тысячелетия до Р. Х. Н. О.
Ср. Morosi, «II significato delia leggenda della guerra troiana» (в «Rivista di filologia classica», 1882, 1883); Usener, «Der Stoff des griechischen Epos» («Sitzher. der Wiener Akademie», 1897); Pohlmann, «Aus Altertum und Gegenwart» (Мюнхен, 1895); Enmann, «Ueber die Geschichtlichkeit des trojanischen Krieges» (СПб., 1887).
К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Croeseus («Όμηρος Έβραίος, sive Historia Hebraeorum ah Homero nominibus conscripta», 1709), видевший в Гомеровской Одиссее символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея, а в Илиаде – картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за Обетованную землю, причем Троя соответствует Иерихону, а Ахилл – Иисусу Навину. По воззрению бельгийца Hugo («Vera Historia Romana», 1655, Рим) Гомер был пророком, который хотел изобразить в своих поэмах падение Иерусалима при Навуходоносоре и Тите, причем в Ахилле символически представлена жизнь Христа, а в Илиаде – деяния апостолов; Одиссей соответствует апостолу Петру, Гектор – апостолу Павлу; Ифигения не что иное, как Jephtageneia (дочь Иевфая), Парис – фарисей и т. д. Точно так же появлялись в XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Т. войне в духе эвгемеризма: в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал (ср. Banier, «La Mythologie et les fahles expliquees par l'histoire», также произведения St.-Croix и др.). Из исследователей XVIII в., пытавшихся исторически обосновать сказания о Т. войне, Bryant относил эту войну к египетской истории; van der Hardt доказывал, что в Илиаде описывается война с флегийцами, происходившая в Беотийском Орхомене. С появлением «Prolegomena» Фр. – Авг. Вольфа (1795) возникают новые приемы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Heyne, Creuzer'a, Max Muller'a, К. О. Muller'a и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание – древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений). Историческая критика XIX в. вообще приняла воззрение древности на Т. войну, как на исторический факт, но начиная с Мюлленгоффа («Deutsche Altertumskunde», т. I, стр. 8 – 73) выставляла разнообразные объяснения этого факта. По Мюлленгоффу, в Гомеровском эпосе отражаются события, сопровождавшие финикийскую колонизацию сев. – зап, побережья Малой Азии. Семитические сказания перешли к грекам и, после победы последних над финикиянами, были эллинизированы и выражены в той форме, в какой дошли до нашего времени. По Ruckert'y (1829), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания – мифические фигуры, однако, Троя – исторический город, и Т. война – исторический факт. Истинными героями Т. войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопонесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие. Та же мысль выражена в исследовании Volcker'a («Die Wanderung der aolischen Colonien nach Asien, als Veranlassung und Grundlage der Geschichte des troianischen Krieges» в «Allgem. Schulzeitung», 1831), по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причем фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские – Агамемноном и Менелаем, – и в соч. Uschold'a «Geschichte des troianischen Krieges». По E. Curtius'y, T. война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков – Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы. Теория Дункера, Вилламовица-Меллендорффа, Эд. Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось воззрение, по которому эолийская колонизация составляет историческое ядро Т. сказаний. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание сев. – зап. берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трех столетий. Большинство филологов начала и средины XIX в. в вопросе об исторической основе Т. сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Т. войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопонесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Muller, Niebuhr, Welcker, Nitzsch, Gerhard, Lauer, Bergk, Geizer, Duntzer, Raoul-Rochette, Mannert, Heeren, Plass, Forbiger, Wachsmuth, Duruy, Lenormant, Payne Knight, Gladstone и друг. Из новейших теорий особого внимания заслуживают теории Meyer'a («Geschichte des Altertums», II т., 1893, Штутгарт, §§ 32,131, 152, 153; 259, 263, 265) и P. Cauer'a («Grundfragen der Homerkritik», Лпц., 1895). По Meyer'y, разорение Трои – исторический факт, который следует отнести к эпохе до 1184 г. до Р. Х. (даты, к которой александрийские ученые приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Т. войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Т. войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт, Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопонесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Т. войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Т. походе. Таким образом, сказание собственно о Т. войне, по Мейеру – не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причем в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали сев. – зап. берег Малой Азии. По Кауеру, Т. война – не что иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями сев. – зап. части Малой Азии, причем предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора – все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауеру, эти элементы – также эолийского происхождении: ахейцы – ни что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне – жители Фессалийского, а не Пелопонесского Аргоса, Агамемнон – не пелопонесский, а фессалийский царь, позднее перенесенный в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор – также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора – Νηλήϊος – принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация сев. – зап. берега Малой Азии эолийцами, по Кауеру, закончилась в течение последних 3 столетий второго тысячелетия до Р. Х. Н. О.
Ср. Morosi, «II significato delia leggenda della guerra troiana» (в «Rivista di filologia classica», 1882, 1883); Usener, «Der Stoff des griechischen Epos» («Sitzher. der Wiener Akademie», 1897); Pohlmann, «Aus Altertum und Gegenwart» (Мюнхен, 1895); Enmann, «Ueber die Geschichtlichkeit des trojanischen Krieges» (СПб., 1887).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.