ТРИХОТОМИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Трихотомия
(τριχη тройственно, τέμνω режу) — такое постоянное деление всего на три части, основание которому полагается в самой жизни, в свойстве ее состава. Трихотомия господствует в философии Гегеля.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ТРИХОТОМИЯ
от греч. thicha на три части и tome - сечение),sa также триализм и трилогизм - разделение на три главные части (напр., разделение человека на тело, душу, дух). Трихотомией является система Гегеля; склонность к трихотомии имелась также у В. Вундта.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТРИХОТОМИЯ
(Trichotomie; от греч. — «сечение на три части»), а также триализм и трилогизм — разделение на три главные части (например, разделение человека на тело, душу, дух). Трихотомией является система Гегеля; в христианской теологии — учение о Троице; склонность к трихотомии имелась также у В. Вундта и в антропософии Р. Штейнера.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Трихотомия
(Trichotomy).
Этот тер мин, обозначающий деление на три части (от греч. tricha  " в трех частях"; tem nein  "резать"), применяется в теологии для указания на трехчастный состав человеческой природы: тело, душа и дух. Такое представление берет начало в философии Платона, крый различал душу и тело, и Аристотеля, крый полагал, что следует различать животную душу, связанную с процессом дыхания и органическими функциями человеческого организма, и душу разумную, т.е. способную к рациональному мышлению.
Ранние христианские авторы, находившиеся под влиянием греческой философии, обнаруживали подтверждение этих идейвНЗ: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес 5:23). Для Оригена слова "тело" (soma), "душа" (psyche) и "дух" (рпеита) служили своего рода ключом к истинному истолкованию Св. Писания, поскольку он полагал, что его надо интерпретировать (1) в его естественном, или телесном, смысле, (2) в символическом, или душевном, (3)в духовном смысле. Однако такой фрагментарный подход к истолкованию Св. Писа ния или челов еческой природы упускает из виду то, что с необычайной силой подчеркивают библейские тексты,  целостность и единство. В послании ап. Павла, к-рое мы цитировали, апостол молится о том, чтобы фессалоникийцы были освящены Богом во всей полноте; чтобы их дух, тело и душа пребывали во всей целости и сохранились без порока.
В сочинениях Тертуллиана и Августина наряду с дихотомией души и тела встречается и трехчастное деление человеческой природы, в к-ром они следуют учению Аристотеля о животной и разумной душе. Теперь теология и психология в основном делают акцент на фундаментальной целостности или единстве человека вопреки всем попыткам современной философии разделить его на разрозненные фрагменты.
W.E.Ward (пер. В. Р.)
Библиография: J. В. Heard, The Tripartite Nature of Man; R.E. Brennan, History of Psychology, from the Standpoint of Thomist; D.E. Roberts, Psychotherapy and a Christian View of Man; W.M. Horton.yl Psychological Approach to Theology.
См. также: Тело, в библейском понимании; Дихотомия; Человек (учениеонем); Душа; Дух.

Источник: Теологический энциклопедический словарь