(Thirtynine Articles, The, 1563). Имеющий большое историческое значение нормативный вероучительный документ, регулирующий жизнь Англиканской церкви и епископальных церквей всего мира, пребывающих в каноническом единстве с архиепископом Кентерберийским. В документе отразились некрые итоги развития английской Реформации XVI в., а говоря точнее литургический гений Томаса Кранмера, архиепископа Кентерберийского с 1533 по 1556г. В годы правления Генриха VIII, чей развод с Екатериной Арагонской дал толчок английской Реформации, Кранмер и его единомышленники подготовили несколько положений более или менее евангелического характера. Однако только при Эдуарде VI английские реформаторы получили возможность расширить свою деятельность. Незадолго до смерти Эдуарда Кранмер представил вероучительный документ, состоящий из сорока двух положений (статей). Документ увенчал огромный вклад, крый Кранмер внес в развитие англиканства. В годы правления католички Марии Тюдор, сменившей на тронеЭдуарда, "Сорок две статьи" были запрещены. Однако позже они составили основу "Тридцати девяти статей", крые Елизавета I и парламент утвердили в качестве вероучительной позиции Англиканской церкви. Латинское издание 1563 г. и английское издание 1571г., при подготовке крых учитывалось мнение королевы, стали нормативными документами. Елизавета использовала статьи в качестве инструмента государственной политики (религиозными средствами крепя единство государства) и как теологический via media ("средний путь"), чтобы охватить возможно большее число английских христиан. Со времен Елизаветы о теологическом значении документа много спорили. Еще относительно недавно статьи вызывали огромный интерес у евангеликов и католиков, входящих в англиканскоепископальную общину; оба крыла общины, хотя и имея различные точки зрения на содержание статей, тем не менее находили их вполне приемлемыми, в отличие от более либеральных (" широких ") групп в англиканстве, для крых статьи лишь немногим более значимы, чем просто почтенный исторический документ.
"Тридцать девять статей" справедливо считаются умеренным, легким для восприятия,библейскиориентированным и исчерпывающим исповеданием теологии Реформации. В статьях отвергаются вероучительные положения и практика, крые протестанты обычно осуждали в Католической церкви, напр., идея о сверхдолжных заслугах (XIV), пресуществление (XXVIII), принесение жертвы в ходе евхаристии (XXXI), а также безусловная безгрешность Девы Марии. С другой стороны, в духе реформаторов континентальной Европы, статьи провозглашают Св. Писание конечным авторитетом в деле спасения (VI); в них утверждается, что Адамово грехопадение бросило тень на свободную человеческую волю (X), что оправдание совершается по вере в заслуги Христа (XI), что хлебом и вином необходимо причащать всех участников Вечери Господней (XXX), что духовенство может быть женатым (XXXII). Некрые формулировки прежде всего относящиеся к Троице (I), Церкви (XIX) и таинствам (XXV) заимствованы из лютеранских исповеданий. Однако положения о крещении (XXVII, "знак возрождения") и Вечере Господней (XXVIII, "тело Христово раздается, принимается и вкушается в ходе Вечери Господней только небесным, духовным образом") скорее напоминают реформатские и кальвинистские установки. Статья XVII о предопределении и избранничестве оказалась наиболее спорной, поскольку "избранничество в жизнь" формулируется здесь в понятиях,напоминающих реформатские исповедания, но вместе с тем подобно лютеранским определениям не затрагивает вопроса об осуждении и гибели. "Тридцать девять статей" содержат значительно меньше критики крайних взглядов радикальной Реформации, чем "Сорок две статьи" 1553 г. Так, в "Тридцати девяти статьях ", в отличие от прежнего исповедания, отсутствуют какиелибо опровержения антиномизма, "сна души", хилиазма и универсализма, хотя и сохранены положения об истинности вероисповедного символа (VIII), о необходимости рукоположения духовенства (XXIII), о праве монарха влиять на религиозную жизнь (XXXVII), о праве на частную собственность (XXXVIII), о законности официальных клятв (XXXIX), положения, крые были поставлены под сомнение радикальными реформаторами.
Статьи принимают более ярко выраженную англиканскую окраску, когда речь идет о специфических проблемах XVI в. Ст. VI и ст. XX оговаривают значительные права монарха в управлении официальной церковной жизнью в Англии. Ст. XX ближе к лютеровской, чем к цвинглианской позиции: о Св. Писании здесь говорится скорее как об окончательном и последнем авторитетном слове в религиозных делах, чем как о единственном слове. Ст. XXXIV признает ценность только того предания, к-рое не "противно Слову Божьему". Ст. XXXVII провозглашает право монарха на "верховное правление" над всем царством, включая Церковь, хотя и не дает ему права исполнять чисто клерикальные функции проповеди или совершения таинств (в 1801г. Американская епископальная церковь заменила эту статью на другую, более соответствующую представлениям Нового Света об отделении Церкви от государства).
В "Тридцати девяти статьях " прямо сформулирована идеология реформ XVI в. Они протестантские, поскольку провозглашают высший авторитет Св. Писания. Они отражают основные убеждения реформаторов об оправдании благодатью через веру во Христа. Они склоняются к лютеранским формулировкам о допустимости верований и религиозной практики, не противоречащей Св. Писанию. Они содержат положения, крые, в духе Цвингли цюрихского периода, наделяют государство властным правом руководить Церковью. Они " католические" в своем почитании предания и вере в то, что религиозные обряды должны совершаться одинаково по всей территории государства. "Тридцать девять статей " оказались достаточно неоднозначными, чтобы тысячи теологов заспорили друг с другом, и достаточно убедительными, чтобы стать фундаментом веры для миллионов людей.
М. A. NOLL(nep. Ю.Т.) Библиография: E.J. Bicknell,/! Theological Introduction to the Thirtynine Articles of the Church of England; P. Schaff, The Creeds of Christendom, I, III; J. H. Newman, Tract 90; W. H. Griffith Thomas, The Principles of Theology: An Introduction to the Thirtynine Articles.
См. также: Исповедания веры; Англиканское содружество.