Триада
ТРИАДА
Афористический жанр, сложившийся в ирландской и валлийской литературе и первоначально представлявший собой панегирики в честь знаменитых личностей или удивительных вещей и событий.
Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.
Триада
от греч. trias — троица) — философский термин, означающий тройственный ритм движения, бытия и мышления; у Гегеля трехступенчатость, три стадии, характеризующие диалектическое развитие: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (отрицание отрицания).
Триада
(греч. trias, род. п. triadoc – троица) – философский термин, обозначающий тройственный ритм, своеобразную троичность движения бытия и мышления. Триада разрабатывалась Платоном, Г. Гегелем. В философской системе Г. Гегеля – основная схема диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание) и синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
ТРИАДА
трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады.
Источник: Тематический философский словарь
Триада
(от греч. trias – троица) – весьма распространенный в человеческой культуре, в том числе в философии, способ конструирования исходных начал, определяющих строение и развитие какой-либо системы: от христианскй троицы до гегелевской схемы развития (тезис-антитезис-синтез). В коррелятивной онтологии Т. бытия конституирует его основные виды (объективная, субъективная и трансцендентная реальность) как способы задания соотношения, в своем единстве, обеспечивающие полноту бытия.
Ист.: Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006.Т
Ист.: Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006.Т
ТРИАДА
3, III) (от греч. trias — троица) — термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Триада была предметом теоретического исследования у Прокла. На Исиды табличке пантоморфная фигура IYNX окружена триадой Офиона: слева изображены Ибисовидная триада и триада Сераписа, справа — триада Нефтиды и Гекаты, представляющая активное и пассивное начала, олицетворяющие воду и огонь. Триады в соединении с центром образуют семеричность. Три семеричности создают абсолютное число трех миров. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Триада
в гегелевской феноменологии схема логического вывода, представляющая собой связку из трех последовательно соединенных элементов с наличествующим в ней направлением действия: тезис (нечто означающее, посылка) ? антитезис (снятие, отрицание тезиса) ? синтез (то же, что и начальное утверждение, исходный тезис, но с новым смыслом, обогащенное новым содержанием, качеством). Примеры: a ? (? a) ? ( ? (? a)) ? a; tg (arctg x) = x; "враг моего врага - мой друг"; "зерно ? растение ? колос". Системная Т. - это комплекс из трех относительно независимых, связанных между собой семантических элементов (не обязательно расположенных в линейной зависимости), сородственных между собой (т. е. обладающих неким сродством), отличающихся каждый особым содержанием, качественной спецификой, а в совокупности образующих единое целое. Примеры: вера - надежда - любовь; свобода - необходимость - случайность; разум - эмоции - интуиция.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ТРИАДА
(греч. trias — троичность) — трехступенчатость развития; термин, применяемый главным образом Гегелем для характеристики развития. По Гегелю, любое понятие, развиваясь, проходит три ступени: тезис (положение), антитезис (противоположение), синтез (соединение). Каждая последующая ступень отрицает предыдущую, а последняя (синтез) не только отрицает антитезис, но и соединяет в себе особенности предыдущих ступеней развития. Так, понятие «качество» (тезис) и «количество» (антитезис) объединяются в понятие «мера» (синтез). Т. у Гегеля выступает как способ конструирования всей философской системы, поэтому она нередко оказывается искусственной схемой, под которую подгоняется действительное развитие объективного мира. Но в гегелевской Т. имелось и ценное содержание — идея о сложном, спиралевидном характере развития. Подлинно научное, диалектико-материалистическое обоснование эта идея получила в марксистской философии (Отрицание отрицания).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Триада
(греч. — троица, тройственность) — троичность, трехступенчатость развития. Понятие «Т.» впервые применено неоплатониками (в частности, Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени развития: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез в свою очередь является началом новой Т. и т. д. В Т. отражается .одна из особенностей развития, когда на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. и, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия. Рациональное содержание Т. использовано марксистской философией для характеристики процесса развития (Отрицания отрицания закон).
Источник: Философский словарь. 1963
ТРИАДА
от греч. ?????, род. падеж ??????? – троица) – термин, означающий тройств. ритм движения бытия и мышления. Т. была предметом теоретич. исследования еще у Платона, в неоплатонизме (особенно у Прокла). В нем. классич. идеализме – у Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится осн. диалектич. принципом развития. Гегель, излагая диалектич. последовательность развития по Т., предупреждал, что троичность есть "...всецело поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупотреблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма, приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъектом триадич. развития является абс. идея. Маркс (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 718–67), Энгельс в полемике с Дюрингом (см. "Анти-Дюринг", 1969, с. 129–142), Ленин (см. "Что такое друзья народа...", в кн.: Соч., т. 1, с. 111–313) и Плеханов (см. "Еще раз г. Михайловский, еще раз „триада“", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 731–37) в полемике с Михайловским разъясняли, что существенным в понимании развития является для диалектич. материализма не схема Т., но понимание развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через отрицание и отрицание отрицания. В. Асмус. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ТРИАДА
от греч. trias, род, падеж; triados - троица) - термин, обозначающий тройственный ритм движения бытия и мышления, а также особый способ классификации и моделирования действительности.
Пифагор считал число "три" числом тайны. Это число отвечает мужскому началу, Духу. В феноменальном плане троичность есть принцип образования физического тела, а в плане сущностном Т. - это первое понятие проявленного божества (Отец, Мать, Сын). В геометрии только треугольники, а не одна или две прямые линии, выглядят как простейшие завершенные фигуры. Греческая буква "дельта", которую изображают в форме треугольника, у эзотериков означает "проводника неведомого божества", и слово "Deus" y латинян начинается с той же буквы. Цифра "З" у древних - идиограф трех материальных элементов: воздуха, воды и земли. Т. - завершенный ансамбль монады (принципа постоянства и формы) и диады (принципа неопределенности, множественности и материи). Пифагор полагал, что закон триадичности есть универсальный закон мироздания.
Платон и платоники широко использовали идею Т. Например, они учили об образце, демиурге и материи как о трех началах, а о нусе, псюхе и космосе - как трех ступенях бытия. В христианской философии Т. играет первостепенную роль. Бог предстает Троицей, соборным единством Отца, Сына и Святого Духа. Согласно трехмерной модели человека, изложенной в посланиях ап. Павла, человек состоит из плоти, души и привходящего в душу духа. В отличие от неоплатонического учения о Т. как лестнице, составленной нисходящими и восходящими безличностными структурами, ипостаси христианской Т. - единосущные лица, онтологически равные друг другу. Идея Т. получила дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Так, в системе Гегеля эта идея воплощена в его схеме всякого развития: "тезис - антитезис - синтез". Марксисты, материалистически переиначивая Гегеля, описывают процессы развития "триадически" - в форме закона отрицания отрицания. Идея Т. - одна из фундаментальных не только в философии, но и во всех прошлых и ныне сосуществующих культурах.
Д. В. Пивоваров
Пифагор считал число "три" числом тайны. Это число отвечает мужскому началу, Духу. В феноменальном плане троичность есть принцип образования физического тела, а в плане сущностном Т. - это первое понятие проявленного божества (Отец, Мать, Сын). В геометрии только треугольники, а не одна или две прямые линии, выглядят как простейшие завершенные фигуры. Греческая буква "дельта", которую изображают в форме треугольника, у эзотериков означает "проводника неведомого божества", и слово "Deus" y латинян начинается с той же буквы. Цифра "З" у древних - идиограф трех материальных элементов: воздуха, воды и земли. Т. - завершенный ансамбль монады (принципа постоянства и формы) и диады (принципа неопределенности, множественности и материи). Пифагор полагал, что закон триадичности есть универсальный закон мироздания.
Платон и платоники широко использовали идею Т. Например, они учили об образце, демиурге и материи как о трех началах, а о нусе, псюхе и космосе - как трех ступенях бытия. В христианской философии Т. играет первостепенную роль. Бог предстает Троицей, соборным единством Отца, Сына и Святого Духа. Согласно трехмерной модели человека, изложенной в посланиях ап. Павла, человек состоит из плоти, души и привходящего в душу духа. В отличие от неоплатонического учения о Т. как лестнице, составленной нисходящими и восходящими безличностными структурами, ипостаси христианской Т. - единосущные лица, онтологически равные друг другу. Идея Т. получила дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Так, в системе Гегеля эта идея воплощена в его схеме всякого развития: "тезис - антитезис - синтез". Марксисты, материалистически переиначивая Гегеля, описывают процессы развития "триадически" - в форме закона отрицания отрицания. Идея Т. - одна из фундаментальных не только в философии, но и во всех прошлых и ныне сосуществующих культурах.
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь
ТРИАДА
метод философского конструирования, в Античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип триады использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образец — демиург — материя») и трех ступенях бытия («ум-нус — душапсюхе — космос»). Эта последняя триада была истолкована Плотином как триада «начальных ипостасей» (у Порфирия — триада «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа — Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась триада надкосмических сверхчувственных «природ» («единое— ум—душа»). Более отчетливо принцип триады как метод философского конструирования проявился в триаде категорий платоновского «Филеба» «предел—беспредельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» триаде «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту триаду как триаду умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая триада «пребывание — выступление — возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»), третий член данной триады объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной триады не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.
Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады — «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников.
Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.
Ю. А. Шичалин
Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады — «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников.
Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.
Ю. А. Шичалин
Источник: Новая философская энциклопедия
триада
ТРИАДА (греч. трюс., род. падеж трюбос, — тройка) — способ трехчастной организации предметности мысли и развертывания самой мысли, часто встречающийся в истории философии. Триадический метод коренится в архетипах культурного сознания и тесно связан с мифологической образной логикой. В античной философии Т. являются распространенным способом структурирования мысли: таковы многие космологические, композиционные, риторические схемы досократиков, использующие семантику верха—низа—середины; начала—середины— конца; центра — периферии — среды; покоя—движения—возвращения и т.п. Активно пользуется Т. Платон (напр., в «Тимее», «Филебе», «Государстве», во 2-м письме). Для Аристотеля существенны такие схемы, как крайности и их «середина»; тройная структура силлогизма. Плотин, Порфирий и Прокл превращают Т. в системный инструмент рассуждения. Долгую историю имели плотиновская Т. «Единое—Ум—Душа» и прокловская Т. «пребывание—исхождение—возвращение» (использованная Гегелем). В христианском тринитарном богословии — при его радикальном догматическом отличии от язычества — видны следы античной философии. В историософии Эриугены, Иоахима Флорского, Данте нарастает мотив темпорального развертывания элементов Т. как исторических эпох. В нем. спекулятивной философии Т. становится одной из основных оперативных категорий. Гегель строит свои тексты как многоуровневую систему Т., которые находятся в отношении взаимообъяснения и взаимообоснования (оговариваясь при этом, что Т. — лишь поверхностная сторона познания). Основная ритмическая схема Т. у Гегеля: полагание некоего содержания (тезис) — переход его, в силу вскрытого противоречия, в свою противоположность (антитезис, зачастую имеющий структуру двоичной оппозиции) — вбирание и сохранение наработанного содержания в некой конкретной, сознающей себя в конечном счете целостности (синтез). В дальнейшей европейской традиции Т. использовались или в гегельянском модусе (с разной степенью адекватности), как, напр., в марксизме, или в качестве достаточно внешнего приема организации мысли (с разной степенью исторической аллюзивности), как, напр., у Вл. Соловьева. АЛ. Доброхотов Лит.: Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира.Т. 2. М., 1982; Peters P. E. Greek Philosophical Terms. N.Y., 1967; Beierwaltes W. Proklos. F / M., 1979; Beierwaltes W. Identitat und Differenz. F / M., 1980.