Триада

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРИАДА
Афористический жанр, сложившийся в ирландской и валлийской литературе и первоначально представлявший собой панегирики в честь знаменитых личностей или удивительных вещей и событий.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

Триада
от греч. trias — троица) — философский термин, означающий тройственный ритм движения, бытия и мышления; у Гегеля трехступенчатость, три стадии, характеризующие диалектическое развитие: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (отрицание отрицания).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Триада
(греч. trias, род. п. triadoc – троица) – философский термин, обозначающий тройственный ритм, своеобразную троичность движения бытия и мышления. Триада разрабатывалась Платоном, Г. Гегелем. В философской системе Г. Гегеля – основная схема диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание) и синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТРИАДА
трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады.

Источник: Тематический философский словарь

Триада
от греч. trias – троица) – весьма распространенный в человеческой культуре, в том числе в философии, способ конструирования исходных начал, определяющих строение и развитие какой-либо системы: от христианскй троицы до гегелевской схемы развития (тезис-антитезис-синтез). В коррелятивной онтологии Т. бытия конституирует его основные виды (объективная, субъективная и трансцендентная реальность)  как способы задания соотношения, в своем единстве, обеспечивающие полноту бытия. - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006.

Источник: Философские категории авторский словарь

Триада
(от греч. trias – троица) – весьма распространенный в человеческой культуре, в том числе в философии, способ конструирования исходных начал, определяющих строение и развитие какой-либо системы: от христианскй троицы до гегелевской схемы развития (тезис-антитезис-синтез). В коррелятивной онтологии Т. бытия конституирует его основные виды (объективная, субъективная и трансцендентная реальность) как способы задания соотношения, в своем единстве, обеспечивающие полноту бытия.
Ист.: Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006.Т

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ТРИАДА
3, III) (от греч. trias — троица) — термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Триада была предметом теоретического исследования у Прокла. На Исиды табличке пантоморфная фигура IYNX окружена триадой Офиона: слева изображены Ибисовидная триада и триада Сераписа, справа — триада Нефтиды и Гекаты, представляющая активное и пассивное начала, олицетворяющие воду и огонь. Триады в соединении с центром образуют семеричность. Три семеричности создают абсолютное число трех миров. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Триада
в гегелевской феноменологии схема логического вывода, представляющая собой связку из трех последовательно соединенных элементов с наличествующим в ней направлением действия: тезис (нечто означающее, посылка) ? антитезис (снятие, отрицание тезиса) ? синтез (то же, что и начальное утверждение, исходный тезис, но с новым смыслом, обогащенное новым содержанием, качеством). Примеры: a ? (? a) ? ( ? (? a)) ? a; tg (arctg x) = x; "враг моего врага - мой друг"; "зерно ? растение ? колос". Системная Т. - это комплекс из трех относительно независимых, связанных между собой семантических элементов (не обязательно расположенных в линейной зависимости), сородственных между собой (т. е. обладающих неким сродством), отличающихся каждый особым содержанием, качественной спецификой, а в совокупности образующих единое целое. Примеры: вера - надежда - любовь; свобода - необходимость - случайность; разум - эмоции - интуиция.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ТРИАДА
(греч. trias — троичность) — трехступенчатость развития; термин, применяемый главным образом Гегелем для характеристики развития. По Гегелю, любое понятие, развиваясь, проходит три ступени: тезис (положение), антитезис (противоположение), синтез (соединение). Каждая последующая ступень отрицает предыдущую, а последняя (синтез) не только отрицает антитезис, но и соединяет в себе особенности предыдущих ступеней развития. Так, понятие «качество» (тезис) и «количество» (антитезис) объединяются в понятие «мера» (синтез). Т. у Гегеля выступает как способ конструирования всей философской системы, поэтому она нередко оказывается искусственной схемой, под которую подгоняется действительное развитие объективного мира. Но в гегелевской Т. имелось и ценное содержание — идея о сложном, спиралевидном характере развития. Подлинно научное, диалектико-материалистическое обоснование эта идея получила в марксистской философии (Отрицание отрицания).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Триада
 (греч. — троица, тройственность) — троичность, трехступенчатость развития. Понятие «Т.» впервые применено неоплатониками (в частности, Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени развития: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез в свою очередь является началом новой Т. и т. д. В Т. отражается .одна из особенностей развития, когда на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. и, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия. Рациональное содержание Т. использовано марксистской философией для характеристики процесса развития (Отрицания отрицания закон).

Источник: Философский словарь. 1963

ТРИАДА
от греч. ?????, род. падеж ??????? – троица) – термин, означающий тройств. ритм движения бытия и мышления. Т. была предметом теоретич. исследования еще у Платона, в неоплатонизме (особенно у Прокла). В нем. классич. идеализме – у Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится осн. диалектич. принципом развития. Гегель, излагая диалектич. последовательность развития по Т., предупреждал, что троичность есть "...всецело поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупотреблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма, приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъектом триадич. развития является абс. идея. Маркс (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 718–67), Энгельс в полемике с Дюрингом (см. "Анти-Дюринг", 1969, с. 129–142), Ленин (см. "Что такое друзья народа...", в кн.: Соч., т. 1, с. 111–313) и Плеханов (см. "Еще раз г. Михайловский, еще раз „триада“", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 731–37) в полемике с Михайловским разъясняли, что существенным в понимании развития является для диалектич. материализма не схема Т., но понимание развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через отрицание и отрицание отрицания. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРИАДА
от греч. trias, род, падеж; triados - троица) - термин, обозначающий тройственный ритм движения бытия и мышления, а также особый способ классификации и моделирования действительности.
Пифагор считал число "три" числом тайны. Это число отвечает мужскому началу, Духу. В феноменальном плане троичность есть принцип образования физического тела, а в плане сущностном Т. - это первое понятие проявленного божества (Отец, Мать, Сын). В геометрии только треугольники, а не одна или две прямые линии, выглядят как простейшие завершенные фигуры. Греческая буква "дельта", которую изображают в форме треугольника, у эзотериков означает "проводника неведомого божества", и слово "Deus" y латинян начинается с той же буквы. Цифра "З" у древних - идиограф трех материальных элементов: воздуха, воды и земли. Т. - завершенный ансамбль монады (принципа постоянства и формы) и диады (принципа неопределенности, множественности и материи). Пифагор полагал, что закон триадичности есть универсальный закон мироздания.
Платон и платоники широко использовали идею Т. Например, они учили об образце, демиурге и материи как о трех началах, а о нусе, псюхе и космосе - как трех ступенях бытия. В христианской философии Т. играет первостепенную роль. Бог предстает Троицей, соборным единством Отца, Сына и Святого Духа. Согласно трехмерной модели человека, изложенной в посланиях ап. Павла, человек состоит из плоти, души и привходящего в душу духа. В отличие от неоплатонического учения о Т. как лестнице, составленной нисходящими и восходящими безличностными структурами, ипостаси христианской Т. - единосущные лица, онтологически равные друг другу. Идея Т. получила дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Так, в системе Гегеля эта идея воплощена в его схеме всякого развития: "тезис - антитезис - синтез". Марксисты, материалистически переиначивая Гегеля, описывают процессы развития "триадически" - в форме закона отрицания отрицания. Идея Т. - одна из фундаментальных не только в философии, но и во всех прошлых и ныне сосуществующих культурах.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ТРИАДА
метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образец - демиург - материя») и трех ступенях бытия («умнус - душапсюхе - космос»). Эта последняя Т. была истолкована Плотиной как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия - Т. «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа - единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («единое - ум - душа»). Более отчетливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел - беспредельное - число», где число - средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытие - жизнь - ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемогоимыслящего миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретного онтологич. истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание - выступление - возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»); третий член данной Т. объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания ее как последоват. движения во времени.
Христ. учение о Т. (Троице), используя мыслит. модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонич. доктрины: ипостаси христ. Т.- «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников.
Принцип Т. получает широкое развитие в нем. классич. идеализме - у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый превратил Т. в универс. схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
О марксистском понимании трех стадий процесса развития см. в ст. Отрицания отрицания закон.

Источник: Советский философский словарь

ТРИАДА
метод философского конструирования, в Античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип триады использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образец — демиург — материя») и трех ступенях бытия («ум-нус — душапсюхе — космос»). Эта последняя триада была истолкована Плотином как триада «начальных ипостасей» (у Порфирия — триада «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа — Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась триада надкосмических сверхчувственных «природ» («единое— ум—душа»). Более отчетливо принцип триады как метод философского конструирования проявился в триаде категорий платоновского «Филеба» «предел—беспредельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» триаде «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту триаду как триаду умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая триада «пребывание — выступление — возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»), третий член данной триады объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной триады не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.
Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады — «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников.
Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

триада
ТРИАДА (греч. трюс., род. падеж трюбос, — тройка) — способ трехчастной организации предметности мысли и развертывания самой мысли, часто встречающийся в истории философии.         Триадический метод коренится в архетипах культурного сознания и тесно связан с мифологической образной логикой. В античной философии Т. являются распространенным способом структурирования мысли: таковы многие космологические, композиционные, риторические схемы досократиков, использующие семантику верха—низа—середины; начала—середины— конца; центра — периферии — среды; покоя—движения—возвращения и т.п. Активно пользуется Т. Платон (напр., в «Тимее», «Филебе», «Государстве», во 2-м письме). Для Аристотеля существенны такие схемы, как крайности и их «середина»; тройная структура силлогизма. Плотин, Порфирий и Прокл превращают Т. в системный инструмент рассуждения. Долгую историю имели плотиновская Т. «Единое—Ум—Душа» и прокловская Т. «пребывание—исхождение—возвращение» (использованная Гегелем). В христианском тринитарном богословии — при его радикальном догматическом отличии от язычества — видны следы античной философии. В историософии Эриугены, Иоахима Флорского, Данте нарастает мотив темпорального развертывания элементов Т. как исторических эпох. В нем. спекулятивной философии Т. становится одной из основных оперативных категорий. Гегель строит свои тексты как многоуровневую систему Т., которые находятся в отношении взаимообъяснения и взаимообоснования (оговариваясь при этом, что Т. — лишь поверхностная сторона познания). Основная ритмическая схема Т. у Гегеля: полагание некоего содержания (тезис) — переход его, в силу вскрытого противоречия, в свою противоположность (антитезис, зачастую имеющий структуру двоичной оппозиции) — вбирание и сохранение наработанного содержания в некой конкретной, сознающей себя в конечном счете целостности (синтез). В дальнейшей европейской традиции Т. использовались или в гегельянском модусе (с разной степенью адекватности), как, напр., в марксизме, или в качестве достаточно внешнего приема организации мысли (с разной степенью исторической аллюзивности), как, напр., у Вл. Соловьева.         АЛ. Доброхотов         Лит.: Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира.Т. 2. М., 1982; Peters P. E. Greek Philosophical Terms. N.Y., 1967; Beierwaltes W. Proklos. F / M., 1979; Beierwaltes W. Identitat und Differenz. F / M., 1980.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
318.52 кб

Триада «Успех-удача-упадок»: опыт социально-онтологической формализации

Мулляр Лилия Анатольевна
В статье предлагается анализ социоментальных образов-концептов успех удача упадок, которые репрезентируют «достижительные» алгоритмы поведения личности.
Читать PDF
290.35 кб

Триада «Природа - человек - общество» в контексте глобальных вызовов современности

Чжэн Лю
В статье показаны проблемы философского осмысления взаимоотношений и взаимозависимостей в треугольнике природа-человек-общество.
Читать PDF
2.70 мб

Метафизическая триада человеческой жизни

Яковлева Елена Людвиговна
Объектом исследования статьи становится кризис современности и бытия человека. Автор считает, что триада интеллектуального морального эстетического помогает возродить человека и обрести ценностные смыслы.
Читать PDF
196.04 кб

2018.04.038. ИШУТИН А.А. ИДЕИ ХОЛИЗМА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. - М.: ТРИАДА, 2017. - 154 С

Боброва Л.А.
Читать PDF
2.70 мб

О триаде система-элемент-хаос

Булычев Игорь Ильич
The article discusses the idea of transforming the unity of the two categories system-element into the organic synthesis system-element-chaos.
Читать PDF
3.79 мб

Два модуса триадологии А. Ф. Лосева

Муравьев К. В.
Читать PDF
171.61 кб

Учение об «Умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть вторая)

Фокин Алексей Русланович
Во второй части своей статьи автор исследует вопрос о том, как, начиная с IVb., учение об «умопостигаемой триаде» было заимствовано из позднеантичной философии целым рядом христианских богословов.
Читать PDF
146.79 кб

Учение об «Умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть первая)

Фокин А. Р.
В статье рассматривается учение о так называемой умопостигаемой триаде категорий: бытие жизнь мышление в неоплатонизме и патристике.
Читать PDF
546.91 кб

Триадическая формула разума

Типухин Вениамин Николаевич
Важной проблемой логики является проблема существования парадоксов и антиномий.
Читать PDF
498.24 кб

Триадическая диалектика гениальности

Чернов Сергей Васильевич
Статья продолжает серию трудов автора, посвящённых исследованию гениальности, последняя, в свою очередь, представляется как сущее в своём бытии. Основная цель исследования — попытка приткрыть завесу тайны гениального ума.
Читать PDF
310.02 кб

К созданию триадической универсальной космологии

Хруцкий Константин Станиславович
В статье обосновывается значение метода «существенной метафоры» для осуществления универсализирующих исследований, анализируется трехмерное восприятие реальности, представленное в трудах социолога Питирима Сорокина, на основании и
Читать PDF
81.35 кб

Проблема личности в свете православной триадологии и антропологии

Кокин И.
В статье рассматривается один из главных идеалов нашего времени уважение к человеческой личности, её правам и свободам. Ни у одного из древних отцов церкви мы не находим развёрнутого учения о личности, но уже в XX в.
Читать PDF
336.27 кб

О применении философии к триадологии и космологии в экзегезе прп. Максима Исповедника

Беневич Григорий Исаакович
В статье исследуется характер применения Максимом Исповедником (VII в.) философских учений о действии (энергии) к отношениям внутри Троицы и в космологии при истолковании трудных мест св. Григория Богослова.
Читать PDF
0.00 байт

Фрагменты из христологических и триадологических сочинений

Александрийский Евлогий
Избранные сочинения, посвященные христологической и триадологической тематике и сохранившиеся во фрагментах, приводимых другими авторами. Содержат апологетику и критику против монофизитов и агноитов.
Читать PDF
253.66 кб

Триадология и «Движение Бога» в первой трудности к Фоме прп. Максима

Беневич Григорий Исаакович
В учении Максима Исповедника о Троице единство Бога и различие способов существования божественных ипостасей равно существенны и равно изначальны. Обращаясь к теме «движения Бога», прп.

Похожие термины:

  • Дарвинская триада

    три основных понятия учения Ч. Дарвина о происхождении видов, введенные в науку его немецким последователем Э. Геккелем — наследственность, изменчивость, естественный отбор.
  • ТРИАДА или Трое

    Десять Сефиротов при созерцании представляются в в иде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную триаду; Хезед, Гебура и Тиферет - вторую; Нецах, Ход и Иесод - низшую триаду. Десятая
  • ТРИАДЫ БОГОВ

    мемфисская триада — Птах, Сехмет, Нефертум; фиванская триада — Амон, Мут, Хонсу.