ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ (ТРИРАТНА)
три высшие ценности буддизма, принятие которых человеком в качестве единственного «прибежища» знаменует принятие им буддизма: 1. Будда. Под «Буддой» имеется в виду не только исторический Будда Шакьямуни, но любой Будда вообще, Будда, как совершенно и всецело пробужденное существо, обретшее освобождение от сансары, то есть нирвану. В Махаяне Будда понимается как высшее существо, пребывающее в Трех Телах (см. «Будда»). 2. Дхарма (см.), Учение Будды. 3. Сангха — монашеская община; точнее — сообщество высокосовершенных согласно буддийским стандартам личностей — монахов (бхикшу), бодхисаттв и йогинов. В тибето-монгольской школе Гелуг-па (см.) к данным Трем Драгоценностям добавляют Драгоценность — Учителя (гуру; лама).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ
(санскр. trën i-ratna–ni, тиб. dkon mchog gsum) — буддисты издревле считают себя хранителями Т.д. (три-ратна), кои суть Будда, Дхарма, или Закон освобождения, возвещённый Просветлённым, и сангха, или община тех, кто живёт в соответствии с этим Законом. Эти три слова входили и входят в формулу «трёх прибежищ», — обет, произносимый при посвящении в буддийские монахи и монахини: «Уповаю на Просветлённого, как на прибежище, уповаю на Закон, как на прибежище, уповаю на общину, как на прибежище. О Благодатный, прими нас под свою защиту отныне и до кончины». В Ваджраяне каждый пункт этой «троицы» получил расширительное толкование: 1) драгоценный Учитель Будда, а также будды, йидамы; 2) драгоценное Учение, как Закон будд и высших существ; 3) драгоценная община, состоящая из бодхисаттв, учеников-последователей (шравака), даков и дакинь, дхармапал. Первая драгоценность — Будда — совершенно просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и прекращение рождений (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея («Тот, кто есть Любовь»). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 «больших» и 80 «малых», в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны, см. Иконография), всеведение, 10 сил Будды и т.д., и все они учат одному Закону. Вторая драгоценность — Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индоевропейской группы. Сутры Махаяны и тантры Ваджраяны записывались на санскрите со II по XII в. Третья драгоценность — сангха — первоначально община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей «Закона», хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют Путём Будды.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.