ТРЕЗВЕННИКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Трезвенники
название ряда религ. группировок, возникших в России в конце 19 в. и близких по вероучению к духовным христианам. Их социальной базой явились мелкобуржуазные слои городского населения. Т. были представлены рядом групп: чуриковцы, анисимовцы, мироновцы, колосковцы, названных по имени их руководителей. Т. призывали к религиозно-нравственному самоусовершенствованию и избавлению от таких пороков, как пьянство, распущенность, усматривая в этом путь к спасению. Проповедь трезвости соединялась в учении Т. с признанием особой «благодатной силы» своих пророков-руководителей, в связи с чем в сектах процветало шарлатанство. Т. распространяли знахарство, самые дикие суеверия, использовали кликуш, инсценировки «чудесных исцелений».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ТРЕЗВЕННИКИ
релит, секта, возникшая в России в кон. 19 в. и близкая по вероучению к духовным христианам. Ее соц. базой являлись мелкобурж. слои городского населения, однако Т. усиленно вербовали в свои ряды и деклассированные элементы. В секте существовал ряд группировок, получивших названия по фамилии их руководителей: чуриковцы, ко-лосковцы, григорьевцы, аниси-мовцы, мироновцы и др. Т. призывали к отказу от употребления алкоголя, утверждая, что гл. причиной зла на земле является вино, а средством спасения - трезвость. Преодоление пьянства и др. пороков, считали они, можно достичь путем нравств. самоусовершенствования. Т. признавали особую «благодатную силу» своих «пророков» - руководителей, в связи с чем в секте процветали шарлатанство, знахарство, кликушество, суеверия, инсценировались «чудесные исцеления». Наиболее влият. была группировка последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, Петербурге и прилегающих к ним районах.

Источник: Атеистический словарь

ТРЕЗВЕННИКИ
движение правосл. верующих, группировавшихся вокруг так называемых братцев-проповедников, призывавших бороться с алкоголизмом и сопутствующими отрицат. явления ми - воровством, бродяжничеством, нищенством. Трезвенничество в дореволюц. литературе именовалось также «братцевским движением». Его наиболее популярный проповедник И. Чуриков - крестьянин Новоузенского уезда Самарской губ. Начало его проповеди относится к 90-м гг. 19 в. Среди последователей Чурикова, ведших самостоят. проповедь, получили известность И. Колосков, Д. Григорьев, А. Смирнов. Накануне Октябрьской революции «братцы» имели несколько десятков тысяч последователей. Успеху проповеди независимо от целей, к-рые преследовали «братцы», способствовало то, что в народных массах существовала стихийная оппозиция политике спаивания народа, в течение веков проводившейся самодержавием. Эта оппозиция находила выражение в устном и письменном народном творчестве и запечатлена уже в литерат. памятниках вт. пол. 17 в. Значение проповеди «братцев» было реакционно, ибо она направляла народный протест в сторону от коренных социальных причин нищеты, бедствий, алкоголизма, проституции, давала ему «выход» на путях религ. самоусовершенствования, филантропии. Уже в годы первой рус. революции «братцы» открыто призывали своих последователей отказаться от «насилия» и снискать «покорностью» благоволение власть имущих. Придерживаясь религ. доктрины православия, «братцы» выступали и вели себя на манер сектантских проповедников: они старались быть на «короткой ноге» с аудиторией, устанавливали с последователями прямые связи, принимали то или иное участие в их личных судьбах, организовывали дешевые столовые, ремесл. мастерские. «Братцы» широко применяли т. наз. религ. врачевание, совершали «чудеса исцелений», применяя методы психотерапии. Они слыли среди своих последователей за «чудотворцев» и даже обоготворялись. Уже после Октябрьской революции нек-рые из «братцев» (И. Колосков, А. Смирнов) не только по форме, но и по содержанию их учений сблизились с религ. сектантством, проповедуя безобрядовое, «евангельское» христ-во. Их проповедь была рассчитана на «социальное дно» больших городов, на обитателей трущоб, ночлежных домов, на деклассир. элементы. Основная масса последователей «братцев» вербовалась в Петрограде и Москве. Как в дореволюц. время, так и особенно в первой пол. 20-х гг. проповедь «братцев» изобиловала элементами социальной демагогии в духе христ. социализма. Небольшие группы Т. (чурнковцы, анис им овцы) сохранились до нашего времени.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Похожие термины:

  • Духовные христиане-трезвенники

    религ. движение, близкое по своему вероучению к духовным христианам. Возникло в России в кон. 19 в. в мелкобуржуазной среде городского населения. В движении существовал ряд группировок, получивших