Этот термин используется для характеристики очень сильно тличающихся друг от друга идеологических и политических направлений, а порой вообще употребляется с достаточной долей неопределенности и метафоричности. В качестве Т.п. называют идеи русского евразийства, тенденции снятия в высшем синтезе противоположностей Востока и Запада (в чем часто видят особенности развития России), взгляды представителей «консервативной революции» в Германии 20-х годов прошлого века, первый период развития фашизма в Италии, некотрые проявления национал-социализма, характер развития государства Израиль, современный интертрадиционализм и т.д. К этому надо добавить ещё множество противоречивых оценок и попыток перетолкования всех подобных движений ( см., к примеру, работы А.Г.Дугина).
Не относя себя ни к одному из этих проявлений, попробуем наметитиь возможный синтез тех их моментов, которые представляются нам положительными. 1. Т.п. стремится быть теорией, идеологией и практикой «прохождения по лезвию бритвы» между идейными и политическими крайностями Нового времени. 2. Такими крайностями являются: в общей организации общества – капитализм и социализм; в обосновании этой организации – либерализм и марксизм; в в общей направленности и методах деятельности – консерватизм и революционность. 3. Чтобы снять в высшем синтезе положительные моменты критикуемых крайностей, избежав при этом эклектики, требуется найти единое основание такого синтеза. 4. В этом направлении ведется поиск того душевно-духовного единства человеческого общества, которое порождалось бы внутренним (органическим, почвенным) началом в противоположность чисто экономическому, классовому или конкурентно-индивидуалистическому подходу. 5. Совместить идеалы прочного (и в этом смысле консервативного) единства с радикальными методами его обеспечения.
Но беда в том, что понимание искомого духовного единства и методов его достижения далеко от желаемого совершенства и возможностей согласования среди интуитивно стремящихся к Т.п. Наиболее распространенной формой, к сожалению, оказывается национализм со всеми вытекающими из него печально известными практическими последствиями или упование на, якобы, утраченные изначально совершенные традиции. И то и другое романтично, но, увы, иллюзорно.