(5 сент. 1751 – 22 сент. 1833) – норв. и дат. философ. С 1803 – проф. ун-та в Копенгагене, с 1813 – в Христиании (Осло). Критикуя спекулятивную философию и абсолютизацию абстрактных понятий, Т. считал, что в действительности существует только единичное, индивидуальное; общие понятия – лишь вспомогат. средство его познания. В связи с этим вниманием к своеобразию единичного высоко ценил метод Локка; в психологии стремился ввести метод наблюдения. Эти эмпирич. тенденции переплетаются у него с платонистской трактовкой сущности единичных вещей как идей, возникающих из бесконечности бога. Под влиянием Эразма Дарвина выдвинул эволюцион. учение: как в природе, так и в истории происходит непрерывное развитие от низшего к высшему, духовному; цель истории – совершенствование личности. Впервые высказал мысль о том, что человек происходит от животного. Рассматривая формирование личности как вершину развития, Т. обосновал этич. индивидуализм. Соч.: Forel?sninger over den Kantiske philosophie, Kbh., 1798; Gives der noget Begreb eller nogen Idee om enslige Ting, Kbh., 1810; Moral for Folk og Stat, del 1–2, Kbh., 1811; Elementer til historiens philosophie, del 1–2, Kbh., 1811; Om den menneskelige natur i almindelighed, isaer dens aandelige side, Kbh., 1812; Den philosophiske Soedeloeres forste Grunde, Christ., 1824; Om Gud, Idee – og Sandseverdenen..., bd 1–3, Christ., 1831–32. Лит.: Dons W., N. Treschow og hans filosofiske System, "Nyt norsk Tidsskrift", 1878, bd 4; Winsnes A. H., N. Treschow. En opdrager til menneskelighet, Oslo, 1927; Schmidt-Phiseldeck K., N. Treschow´s historie-filosofi, Kbh., 1933. А. Мысливченко. Москва.