ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф
род. 30 нояб. 1802, Эйтин - ум. 24 янв. 1872, Берлин) нем. философ и логик; профессор с 1833. Противник Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое "органическое мировоззрение", связывавшее мышление и бытие через общее для них созидающее движение. Согласно Тренделенбургу, имеется "просто справедливое", которое возвышается над всеми предпосылками и отделено от условно справедливого. Осн. произв.: "Logische Untersuchungen", 1840 (рус. пер. "Логические исследования". М., 1868); "Naturrecht auf dem Grunde der Ethik", 1860.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф (1802—72)
нем. философ-метафизик, антигегельянец. Рациональное зерно его критики Гегеля заключается в стремлении показать, что Гегель негласно пользуется понятием внешнего мира при выведении своих категорий, в результате чего только и возможно рассматривать эти категории как мнимо самостоятельные, в отрыве от материального мира. Но, показав призрачность диалектических переходов в чисто идеалистическом понимании, Т. проявил себя принципиальным антидиалектиком. По существу, он эклектик, приверженец телеологии. Т. был крупным знатоком и переводчиком Аристотеля. Осн. соч.— “Логические исследования” (1840).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф
философ; p. 30.11. 1802 (Эйтин) — ум. 24.1.1872 (Берлин); с 1833 — профессор в Берлине; противник учения Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение», в котором мышление и бытие связаны между собой посредством общего конструктивного движения. Согласно Тренделенбургу существует «справедливое как таковое», которое возвышается над всеми предпосылками и которое не следует путать с условно справедливым. Осн. соч.: Logische Untersuchungen, I— II, 1840 (рус. пер.: Логические исследования, ч. 1—2, 1868); Naturrecht auf dem Grunde der Ethik, 1860; Das Ebenmaß — Verwandtschaft zwischen der griechischen Archäologie und der griechichischen Philosophie, 1865.
R Petersen. Die Philos. А. T. s, 1913; R. Weiss. F. А. T. und das Naturrecht im 19. Jh., 1960; J. Schmidt. Hegels Wiss. der Logik und ihre Kritik durch А. T., 1977; К. C. Köhnke. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф

(30 ноября 1802 – 24 янв. 1872) – нем. философ и логик. С 1833 – проф. Берлинского ун-та; неоаристотелик; развивал концепцию т.н. органич. мировоззрения, считая понятие движения посредующим между категориями мышления и бытия. Критиковал Гегеля за нигилистич. отношение к формальной логике, в первую очередь за непонимание различия между логич. отрицанием и реальным изменением. Т. выступил против гл. идеи Гегеля, а именно, что факт онтологич. изменения якобы достаточен для опровержения противоречия закона. В целом Т. рассматривал господствующее в период его деятельности гегельянство как разновидность филос. декадентства. В области этики предложил один из вариантов концепции естественного права. Соч.: Die logische Frage in Hegel´s System, Lpz., 1843; Historische Beitr?ge zur Philosophie, Bd 1–3, В., 1846–67 (Bd 1–Geschichte der Kategorienlehre) ?ber Spinoza´s Grundgedanken und dessen Erfolg, В., 1850; ?ber Herbart´s Metaphysik, В., 1854–56; Naturrecht auf dem Grunde der Ethik, 2 Aufl., Lpz., 1868; Kuno Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Erl?uterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik, 3 Aufl., В., 1876; De Aristotelis categoriis, 2 Aufl., В., 1877; Elementa logices Aristoteleae, 9 Aufl., В., 1892; в рус. пер. – Логические исследования, ч. 1–2, М., 1868. Лит.: Лапшин И., Тренделенбург, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 66, СПБ, 1901; Petersen О., Die Philosophie F. A. Trendelenburgs, Hamb., 1913; F. A. Trendelenburg, в кн.: Philosophisches W?rterbuch, Freiburg, 1961. H. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф
30 ноября 1802, Эутин — 24 января 1872, Берлин) — немецкий филолог и философ. С 1822 учился в университете Киля, позже — в университетах Лейпцига и Берлина. Слушал Шлейермахера и Гегеля. В 1826 защитил диссертацию о Платоне и Аристотеле. В 1826—33 — частный учитель, с 1833 — экстраординарный профессор в Берлине, с 1837 — ординарный. С 1846 — член Берлинской АН, в 1847—71 — секретарь ее филолого-исторического отделения. Посвятил себя философско-фплологическим штудиям Платона и Аристотеля, которых воспринимал не как оппонентов, но как двух основателей философского идеализма, побуждающих к формированию «органического мировоззрения». Философию считал наукой, поступательно развивающейся в истории, продвигающейся от части к целому, от частного к общему В противовес Гегелю утверждал, что абсолютная философия невозможна. Центральным для теории Тренделенбурга является понятие «конструктивного движения» как связующего звена между мышлением и бытием. Аристотелевская телеология лежит в основе онтологической концепции Тренделенбурга: «Органическое воззрение видит мир под углом зрения цели и проникнутых целью сил, подобно живому телу» (Logische Untersuchungen, Bd. 2. Lpz., 1870, S. 500). Этика Тренделенбурга представляет собой один из вариантов естественного права. Работы Тренделенбурга, посвященные Аристотелю, оказали влияние на Ф. Брентано и всю немецкую философскую традицию (в т. ч. на неокантианство).
Соч.: Logische Untersuchungen, Bd 1—2, 1840; в рус. пер.: Логические исследования, ч. 1—2. M., 1868.
Лит.: Schmidt J. Hegels Wissenschaft der Logik und ihre Kritik durch A. Trendelenburg, 1977; Kohnke K. C. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus, 1986.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф (1802-1872)
немецкий философ и логик. С 1833 - профессор Берлинского университета. Глубокомысленный критик системы и метода Гегеля, Т. в своем учении примыкал к философии Аристотеля. Метафизика Т. представляет попытку обновить аристотелизм на почве новейших философских учений Канта, Шопенгауэра и др. Основные сочинения: "Элементы аристотелевской логики" (1836), "Логические исследования" (1840), "Исторический вклад философии" (в трех томах, 1846- 1867), "Естественное право на основе этики" ( 1860) и др. Т. разработал своеобразный и плодотворный способ изучения истории философии как историческое исследование отдельных понятий. Т. принадлежит также ряд любопытных работ историко-культурного содержания: "Афинская школа Рафаэля", "Ниоба", "Кельнский собор" и др. В главном произведении Т. - "Логические исследования" - излагается его философская система, ценная преимущественно своей критикой умозрительного метода. Т. придавал большое значение тому, что философские проблемы возникают на почве опыта. Именно размышление над тем, что дано в эмпирическом познании, ведет, по его мнению, к философии. Т. выступил на философском поприще в эпоху самого разгара увлечения гегельянством. В рамках критики диалектического метода Т. обращал особое внимание на "коренные ошибки" гегельянской логики: 1) Гегель, описывая процессы "чистой мысли", упускает из вида неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку "забегают вперед и прислуживают" этому развитию; 2) стимулом для развития диалектического процесса является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противоположением, между тем как то и другое представляют между собой лишь аналогию; 3) непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстает от старого; 4) историко-философская периодизация применительно к диалектическому методу не соответствует хронологической эволюции идей в истории философии. Т. заключает свою критику замечанием, что диалектика Гегеля, подобно диалектике Прокла в древности, знаменует собой философское декадентство. Т. начинает развивать свою собственную точку зрения указанием на важность "движения" для бытия и мышления. Движение, по Т., - основной фактор в природе, покой объясним из движения, но не наоборот. Равным образом, в области психической все перемены предполагают смену образов - различение и сочетание, которые немыслимы без идеального движения. Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих элементов познания. Согласно Т., необходимо, наряду с движением, при объяснении мировых явлений принять понятие цели, на которую направлено движение. В то время как Кант не придавал понятию цели объективного значения, Т., наоборот, осмысливает целесообразность как реальное мировое начало: "в основе самих вещей лежит мысль, направляющая силы и руководящая ими". В понятии цели, по Т., причинное отношение меняется местами: целое становится прежде частей, действие - прежде причины. Если движение воли определяется мыслью о цели, то и в материальной природе Т. находит нечто аналогичное, т.к. он считает невозможным объяснить органические явления, не придавая понятию цели правомерности в области естествознания. Наше мышление способно усмотреть ослабленные и преломившиеся в игре цветов лучи, но этим ведь оно не отвергает чистого света, служащего источником этих лучей. Основные факты, общие для бытия и мышления, которые служат посредниками между обоими и делают возможным согласование познания и действительности, по мысли Т., - это движение и цель. Этическое есть высшая ступень органического. Пространство и время являются одновременно формами познания и бытия: логическую форму нельзя отделять от содержания, понятие от созерцания. Задача философии, по Т., состоит в том, чтобы не отрицая существенных результатов критической философии, указать возможность познания бытия, как бытия внешнего, противоположного мысли. Трактовка Т. философских категорий носит телеологически-аристотелевский характер, причем он считает, что категории должны составлять единство на базе категории "движения" и "органического" мировоззрения. Гибкости диалектических связей Т. противополагает четкость и устойчивость связей формально-логических. Тем самым Т. по сути дела ратовал за отказ от диалектического метода, подметив слабости идеалистической системы Гегеля. Т. критикует диалектику Гегеля именно в тех ее звеньях, в которых идеалистический принцип тождества бытия и мышления и недооценка Гегелем всеобщности действия формально-логических законов в познании деформировали рациональное ее содержание. Т. признается одним из первых серьезных критиков гегелевской философии.

Источник: История Философии: Энциклопедия