ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф
философ; p. 30.11. 1802 (Эйтин) — ум. 24.1.1872 (Берлин); с 1833 — профессор в Берлине; противник учения Гегеля, сторонник Аристотеля, в духе идей которого создал телеологическое «органическое мировоззрение», в котором мышление и бытие связаны между собой посредством общего конструктивного движения. Согласно Тренделенбургу существует «справедливое как таковое», которое возвышается над всеми предпосылками и которое не следует путать с условно справедливым. Осн. соч.: Logische Untersuchungen, I— II, 1840 (рус. пер.: Логические исследования, ч. 1—2, 1868); Naturrecht auf dem Grunde der Ethik, 1860; Das Ebenmaß — Verwandtschaft zwischen der griechischen Archäologie und der griechichischen Philosophie, 1865.
R Petersen. Die Philos. А. T. s, 1913; R. Weiss. F. А. T. und das Naturrecht im 19. Jh., 1960; J. Schmidt. Hegels Wiss. der Logik und ihre Kritik durch А. T., 1977; К. C. Köhnke. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф

(30 ноября 1802 – 24 янв. 1872) – нем. философ и логик. С 1833 – проф. Берлинского ун-та; неоаристотелик; развивал концепцию т.н. органич. мировоззрения, считая понятие движения посредующим между категориями мышления и бытия. Критиковал Гегеля за нигилистич. отношение к формальной логике, в первую очередь за непонимание различия между логич. отрицанием и реальным изменением. Т. выступил против гл. идеи Гегеля, а именно, что факт онтологич. изменения якобы достаточен для опровержения противоречия закона. В целом Т. рассматривал господствующее в период его деятельности гегельянство как разновидность филос. декадентства. В области этики предложил один из вариантов концепции естественного права. Соч.: Die logische Frage in Hegel´s System, Lpz., 1843; Historische Beitr?ge zur Philosophie, Bd 1–3, В., 1846–67 (Bd 1–Geschichte der Kategorienlehre) ?ber Spinoza´s Grundgedanken und dessen Erfolg, В., 1850; ?ber Herbart´s Metaphysik, В., 1854–56; Naturrecht auf dem Grunde der Ethik, 2 Aufl., Lpz., 1868; Kuno Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Erl?uterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik, 3 Aufl., В., 1876; De Aristotelis categoriis, 2 Aufl., В., 1877; Elementa logices Aristoteleae, 9 Aufl., В., 1892; в рус. пер. – Логические исследования, ч. 1–2, М., 1868. Лит.: Лапшин И., Тренделенбург, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 66, СПБ, 1901; Petersen О., Die Philosophie F. A. Trendelenburgs, Hamb., 1913; F. A. Trendelenburg, в кн.: Philosophisches W?rterbuch, Freiburg, 1961. H. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф
30 ноября 1802, Эутин — 24 января 1872, Берлин) — немецкий филолог и философ. С 1822 учился в университете Киля, позже — в университетах Лейпцига и Берлина. Слушал Шлейермахера и Гегеля. В 1826 защитил диссертацию о Платоне и Аристотеле. В 1826—33 — частный учитель, с 1833 — экстраординарный профессор в Берлине, с 1837 — ординарный. С 1846 — член Берлинской АН, в 1847—71 — секретарь ее филолого-исторического отделения. Посвятил себя философско-фплологическим штудиям Платона и Аристотеля, которых воспринимал не как оппонентов, но как двух основателей философского идеализма, побуждающих к формированию «органического мировоззрения». Философию считал наукой, поступательно развивающейся в истории, продвигающейся от части к целому, от частного к общему В противовес Гегелю утверждал, что абсолютная философия невозможна. Центральным для теории Тренделенбурга является понятие «конструктивного движения» как связующего звена между мышлением и бытием. Аристотелевская телеология лежит в основе онтологической концепции Тренделенбурга: «Органическое воззрение видит мир под углом зрения цели и проникнутых целью сил, подобно живому телу» (Logische Untersuchungen, Bd. 2. Lpz., 1870, S. 500). Этика Тренделенбурга представляет собой один из вариантов естественного права. Работы Тренделенбурга, посвященные Аристотелю, оказали влияние на Ф. Брентано и всю немецкую философскую традицию (в т. ч. на неокантианство).
Соч.: Logische Untersuchungen, Bd 1—2, 1840; в рус. пер.: Логические исследования, ч. 1—2. M., 1868.
Лит.: Schmidt J. Hegels Wissenschaft der Logik und ihre Kritik durch A. Trendelenburg, 1977; Kohnke K. C. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus, 1986.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия