Трельч Эрнст

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРЁЛЬЧ Эрнст
1865-1923) - нем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства, обосновать его интегрирующую функцию в обществ, жизни, приспосабливая его в этих целях к изменившимся соц. условиям. Т. рассматривал христианство как высш. точку развития зап. культуры, видя его призвание в гуманизации обществ, порядков. В христ. этике и соц. учении видел средство преодоления клас. антагонизмов. Идеи Трельча широко используются в наст. вр. в бурж. и социал-де-мократич. идеологии, особенно в ФРГ.

Источник: Атеистический словарь

ТРЁЛЬЧ Эрнст
17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсбурга -1.2.1923, Берлин), нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Т. стремился выработать историч. метод в теологии, анализируя эволюцию христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европ. культуры. В осн. соч. по социологии религии «Социальные учения христ. церквей и групп» («Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen», Halfte 1-2,1912) T. дал типологию религиозных групп («церковь», «секта», «мистическое сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории, обнаруживших влияние идей философии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантианства и отчасти Шпенглера. Т. подчеркивал однократность и неповторимость историч. процесса и необходимость постижения «иррационального в бытии». В этике Т. от неокантианства эволюционировал к персонализму.

Источник: Советский философский словарь

ТРЁЛЬЧ (Troltsch) Эрнст
1865-1923) - нем. философ, историк, теолог. Проф. ун-тов в Бонне (1892-94), Гейдельберге (1894), Берлине (1915). Т. был сторонником идей либерального протестантизма, попытался заменить в теологии догматический метод историческим. Вместе с тем он отстаивал взгляд на религию как на иррациональное явление. Под влиянием Вебера обратился к проблемам социологии религии. В области философии истории Т. отстаивал абсолютную уникальность и неповторимость исторических процессов. Он пришел к выводу, что "история внутри себя не трансцендируема". Т. был связан с баденской школой неокантианства, оказал влияние на взгляды Шпенглера.
Историзм и его проблемы. М., 1994; Метафизический и религиозный дух немецкой культуры. Макс Вебер. Слово прощания // Культурология. XX век. М., 1995; Die Bedeutung des Protestantismus fur die Entstehung der modernen Welt. Munchen - Berlin - Oldenberg, 1925; Der Historismus und seine Probleme. В., 1922; Der Historismus und seine Uberwindung. В., 1924; Gesammelte Schriften. Bde 1-4. Tubingen, 1912-25.

Источник: Современная западная философия: словарь

ТРЁЛЬЧ Эрнст
теолог и философ; р. 17.2. 1865 (Хаунштеттен, близ Аугсбурга) — ум.2. 1923 (Берлин); с 1894 — профессор в Гейдельберге, с 1915 — в Берлине. Известен прежде всего своей критикой историзма и работами в области религиозной социологии. В философии религии исходит из того, что религиозное состояние является априорным переживанием, которое характерно (и это он выводит из чувства необходимости и обязанности) для любой религии. Самая настоящая, но вместе с тем и самая опасная форма религии основана на мистическом переживании, переживании тайны жизни, которое обнаруживает в фактически-однократном априорно-всеобщее, в конечном — абсолютный дух. Что касается понимания Трёльчем философии истории, то здесь его взгляды характеризуются следующим: индивид может быть понят только в свете таких больших коллективных индивидуальностей, как народ, класс, эпоха. Работа историка заключается в постоянном выборе и обработке «существенного» для него материала, причем для него важно различение понятий, употребляемых в то или другое время в естественных науках и науках о духе. Осн. соч.: Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, 1912; Der Historismus und seine Probleme, 1922 (рус. пер.: Историзм и его проблемы, 1994); Der Historismus und seine Überwindung, 1924; Gesammelte Werke, 4 Bde., 1923—1925.v. Rintelen. Versuch einer Überwindung des Historismus bei E. T., 1930; C. Antoni. Dallo storicismo alia sociología, Firenze, 1940, dt. 1950; E. Köhler. E. T, 1941; W. F. Kasch. Die Sozialphilos. von E. T, 1963; H.-J. Gabriel. Christlichket der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilos. von E. T., 1975; H. Renz, F. W. Graf (Hgg.). T.-Studien, I— III, 1982 ff.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Трельч, Эрнст
(TVoeltsch, Ernst, 1865 1923).
Немецкий теолог, ученый, занимавшийся философией истории и социальных теорий. Родился в Аугсбурге, в семье врача. Изучал теологию в Эрлангене, Берлине и Геттингене (у Ритчля). Недолгое время служил викарием в Мюнхене, в 1890 г. получил назначение в Геттинген. Затем переехал в Бонн, а в 1894 г.  в Гейдельберг, где в 29 лет стал штатным профессором. В 1915 г. получил место профессора философии в Берлине. Человек либеральных взглядов, Трельч принимал активное участие в политической жизни; занимая пост в министерстве культуры Пруссии, трудился в сфере государственного законотворчества.
Тесно связанный со школой "истории религий" (ставившей под сомнение специфику христианства в свете изучения других религий)и находясь под глубоким влиянием историзма Дильтея, Трельч исследовал вопросы, возникшие в ходе применения научноисторического метода. Он рассматривал современное историческое сознание как ключ к пониманию западной культуры. Тем не менее хаотические и противоречивые исторические сдвиги вступали в конфликт с требованиями определенности, единства и мира, крые выдвигались религиозным сознанием. Трельч заключил, что все мировые религии уникальны и соотносимы с той или иной данной исторической ситуацией; всякое вероисповедание имеет право на существование. Вместе с тем, хотя и считая, что ни одна религия не может в историческом плане считаться абсолютной и окончательной, Трельч оставался христианским теологом. Он придерживался гегельянской трактовки истории как развития духа, крый стремится обратно к Богу. Он видел в религии отражение и черты высшей божественной реальности: с рациональной точки зрения христианство правомочно, поскольку его этические ценности оформлены живым опытом христиан в исторических рамках западной культуры.
Интерес Трельча к социальным и политическим вопросам побудил его заняться социологическим исследованием христианской истории. Работа "Социальное учение христианских церквей" (1912) наиболее известная из трудов Трельча. В ней исследуются семейные отношения, экономика, политика, образование и богооткровенная христианская религия в свете двух противоположных, но и дополняющих друг друга тенденций компромиссной и бескомпромиссной. Ритм приспособления и протеста выражается в трех типах религиозных институтов: Церкви, заключающей компромисс с обществом и культурой; секте, края отвергает все земные компромиссы; индивидуальной религиозной непосредственности, находящей выражение в мистицизме. Каждый тип, в свою очередь, обусловлен социальнокультурной спецификой.
R. V. Pierard (пер. Ю.Т.)
Библиография: Troeltsch, The Absoluteness of Christianity and the History of Religions, Protestantism and Progress: A Historical Study of the Religion of Protestantism to the Modern World; and The Social Teaching of the Christian Churches; R, Morgan and M. Rye, eds., Ernst Troeltsch: Writings on Theology and Religion; T. Ogletree, Christian Faith and History; A Critical Comparison of Ernst Troeltsch and Karl Barth; B. A. Rust, Toward a Theology of Involvement: The Thought of Ernst Troeltsch; W. Pauck, Harnack and Troeltsch: Two Historical Theologians; T.F. ODea, "Ernst Troeltsch", International Encyclopedia of the Social Sciences, XVI, 15155.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ТРЕЛЬЧ (Trocltch) Эрнст (1865-1923)
немецкий философ и теолог, автор трудов по социологии религии и философии истории. С 1894 - профессор в Гейдельберге, с 1915 - в Берлине. Основные работы: "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его проблемы" (1922) и др. Противопоставляя историзм и натурализм, Т. конституирует предмет истории с помощью понятия индивидуальной тотальности, которую можно определить только через имманентный ее сознанию смысл. Понятие индивидуального, введенное романтиками, предполагает применение иного временного масштаба: измерение каждого образования по его собственным идеалам и возможностям. Работа историка по символизации и представительству должна иметь своим результатом культурный синтез современности, который обладает и теоретической и практической значимостью одновременно. Связь мировоззрения и истории должна быть нормативно и практически обусловлена и должна придать содержание и направление нашей собственной деятельности. Коренная историзация мышления произошла, по Т., в эпоху Просвещения вместе с конституированием современного государства и возникновением задач его самопонимания. Критическая позиция (или культурное сознание) возникла из освобождения менталитета от церковного мифа и стала частью европейского этоса. Место глобальных схем мировой истории занимает конструирование будущего на основе исторически понятого настоящего. Вслед за М. Вебером с его типами рациональности, Т. различает формальную и материальную философию истории. Материальная философия истории - мышление о ценностях и полагании ценностей, исходя из истории. Это полагание, по Т., не может быть абсолютным. Каждое исторически мыслящее время (или субъект) в зависимости от своей позиции формирует смысловое единство, как включающее эту позицию или идущее к ней как к цели. Развитие, которое следует отличать от естественнонаучного понятия эволюции и от секуляризованной версии христианской эсхатологии прогресса, также представляет собой целостность, единый процесс жизни, к которому наблюдатель становится в правильное отношение, считая себя его результатом и продолжением. Таким образом, философия истории превращается в область этически и культурно понятого ответственного решения. Это личное решение, происходящее из ощущаемой, но недоказуемой необходимости. Следовательно, его невозможно обосновать чисто рационально или дедуктивно. Историческое видение соединяет актуальное и потенциальное, допускает различные варианты последующего становления, но из многообразия и борьбы тенденций выбирает те, что наиболее соответствуют действительности (современности). Исследуя логические, гносеологические, мировоззренческие проблемы исторического знания, Т. разрушает рамки, в которых вывод о средствах достижения культурного синтеза мог быть позитивным. Свой анализ историчности культурных явлений Т. переносит в теологическую плоскость, разрабатывая историческую типологию религиозных групп ("секта", "церковь", "религиозное объединение" и др.). Являясь результатом самораспада античности, христианская церковь, согласно Т., спасла государство, общество и культуру в рамках созданной ею собственной организации и сохранила непрерывность между двумя совершенно различными историческими мирами и ступенями развития. Посредством этой функции христианство вводит в западный мир религиозно-социологические моменты, не наблюдаемые в других мировых религиях. Несоответствие христианства социальным и духовным потребностям современности, отсутствие непосредственной очевидности в его основных религиозных идеях определили его слабость, но, отказывая религиозности в познающем упорядочении действительности, Т. не лишает ее статуса значимого элемента этой действительности.
Д.М. Булынко

Источник: Новейший философский словарь

Трельч Эрнст

(17 февр. 1865 – 1 февр. 1923) – нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Проф. в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894) и Берлине (с 1917). Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за Ричлем он стремился выработать историч. метод в теологии и заменить им чисто догматич. метод, ставя задачей рассмотреть "общую историю развития религиозного духа с т. зр. его укорененности в жизни" и анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в его связи с общим развитием европ. культуры ("Значение протестантизма для возникновения совр. мира" – "Die Bedeutung des Protestantismus f?r die Entstehung der modernen Welt", M?nch., 1906). Историч. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства перед др. религиями Т. связывает (подобно Ричлю) с фактич. (содержат.) его значимостью. Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социологич. проблемам религии, значению экономич. и институцион. моментов в истории христ. церкви. В "Социальных учениях христ. церквей и групп" ("Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen", H?lfte 1–2, T?bingen, 1912) – наиб. значит. соч. Т. по социологии религии, делающем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь – массовый ин-т, притязающий на абсолютность, требующий подчинения и основанный на безличных отношениях, секту – добровольное соединение избранных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику – как тип духовного индивидуализма. Рассматривая взаимовлияния христ. церквей и социально-политич. образований в различные историч. периоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма. К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории ("Историзм и его проблемы" – "Der Historismus und seine Probleme", В., 1922; "Историзм, и его преодоление" – "Der Historismus und seine ?berwindung", В., 1924, опубл. посм.). Филос.-историч. воззрения Т. испытали определ. влияние Дильтея, позднее Риккерта, Виндельбанда, а также Шпенглера. Подчеркивая однократность и необратимость историч. процесса, Т. развивает представление о культуре как непрерывном становлении и "индивидуальной целостности". Осмысление истории возможно, по Т., путем "культурного синтеза", исходящего из личного выбора определ. системы ценностей, основывающегося на вере. Свой "культурный синтез" Т. обозначил как "европеизм", имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конечном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план историч. индивидуальность культуры. Отводя религ. ценности центр. место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть "опасности" историзма, т.е. релятивизма в оценке культуры и ее истории. В этике Т. остался верен идеалам классич. гуманизма, считая высшим этич. принципом европ. культуры развитие отд. человека. Поэтому естествен переход Т. в последние годы его жизни от неокантианства к персоналистич. монадологии, для к-рой индивидуальное сознание – это суверенная монада, причастная, однако, абсолюту. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–4, T?bingen, 1912–25; Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Bd 2, Lpz., 1923, S. 161 – 73. Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933; Vermeil ?., La pens?e religieuse de Troeltsch..., Stras.–P., 1922; Spiess E., Die Religionstheorie von ?. Troeltsch, Paderborn, 1927; K?hler W., ?. Troeltsch, T?bingen, 1941; Bodenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [G?tersloh, 1959] (имеется библ.); Кasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch, T?bingen, 1963. Я. Иориш, А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТРЕЛЬЧ (Трельч) Эрнст
17 февраля 1865, Аугсбург — 1 февраля 1923, Берлин) — немецкий протестантский теолог, философ, социолог. Изучал теологию и философию в Эрлангене и Тюбингене; заметное влияние на формирование его взглядов оказали идеи И. Канта, Ф. Шлейермахера, А. Ричля. С 1890 — приват-доцент в Геттингене, с 1894 — профессор систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 — профессор философии в Берлине. А. Гарнаквречи, посвященной памяти Трельча, в 1923 назвал его «самым крупным немецким философом истории после Гегеля». Развивая идеи либеральной теологии, Трельч поставил в центр своих исследований проблему историзма и критику его одностороннего понимания. В годы первой мировой войны и после ее окончания он защищал идеи демократических свобод и прав человека, европейского единства. В 1919—21 занимал видный пост в министерстве культов Пруссии.
Стремясь найти философскую основу исторических событий и обосновать критерий их оценки, Трельч пытался связать метафизику с христианской верой. Он полагал, что решить эту задачу призвана теология, тшрелигаеведение (для него — равнозначные понятия): это та область знания, которая охватывает историю и метафизику в их взаимосвязи. Религиозность Трельч понимал как априорное переживание, религию — как мистическое переживание тайны жизни, которое в релятивном, фактическом, однократном обнаруживает априорновсеобщее, абсолютный дух. Будучи теологом, Трельч не был человеком церковным. Он полагал, что религиозность образованного человека может существовать вне таких институциональных форм, как церковь или секта: «дух веет, где хочет». Согласно Трельчу, «абсолютность христианства» как религии может быть признана только в том смысле, что оно до сих пор «сохраняет для нас наивысшее значение» и внушает уверенность в правильности избранного пути к совершенной истине. Однако не исключается возможность появления откровения, открывающего еще более глубокие принципы.
Это означает, что библейское Писание может быть принято в качестве последнего метафизического основания: абсолютное в истории никогда ни в одном конечном пункте, событии не осуществляется абсолютным образом. Явление Иисуса Христа в истории не есть завершение религиозной истории человечества: на христианстве она не заканчивается. Само представление об окончательном Откровении Божьем в истории для Трельча, с позиций его пантеистически окрашенного понимания мира и истории, его мистической концепции Бога, неприемлемо. Проблема истории решается не посредством противопоставления релятивизма и абсолютизма как взаимоисключающих противоположностей, но в нахождении их взаимоопосредования, возможности увидеть и понять в релятивном стремление к абсолютной цели.
Такое понимание истории, концепция «преодоления историзма» сказались в оценке Трельчем Реформации. Он отверг взгляд на Реформацию как начало Нового времени, а также представление о продолжающемся воздействии ее идей на современный мир. Между Реформацией и современностью не плавный переход, а «перерыв постепенности»: современный мир характеризуется новым типом культуры и нравственности. Трельч обращается в этой связи к исследованию социального учения христианства, социальной этики. Его вклад в развитие социологии религии оказался весомым. Предложенная им (вместе с М. Вебером) типология социальных форм существования религии (церковь — секта — мистические группы) легла в основу социологического исследования религии. Главная его работа в этой области «Социальное учение христианских церквей и групп» (Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, 1912).
Соч.: Vernunft und Offenbarung bei J. Gerhardt und Melanchton, 1891; Atheismus und Idealismus, 1899; Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, 1902; Grundprobleme der Ethik, 1902; Politische Ethik und Christentum, 1904; Die Bedeutung des Protestantismus fur die Entstehung der modernen Welt, 1906; Die Bedeutung der Geschichtlichkeit Jesu fur den Glauben, 1911; Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter, 1915; Der Historismus und seine Uberwindung, 1924; Glaubenslehre. Tub., 1925; Gesammelte erke, Bd. 1-4. Tub., 1912, 1913,1922,1925; в рус. пер.- Историзм и его проблемы. М., 1994.
Лит.: VermeilE. La Pense religieuse dEmst Troeltsch, 1922; Alberca I. E. Die Gewinnung theologischer Nonnen aus der Geschichte der Religion bei T. Troeltsch. Munch., 1961; Gabriel H.-J. Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie von Ernst Troeltsch. В., 1975.

Источник: Новая философская энциклопедия

Трельч Эрнст

(1865-1923) нем. протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. Учился в 1883-88 в Эрлангене, Берлине, Геттингене, испытав влияние А. Ричля. В 1890-91 Т. был викарием в Мюнхене. В 1891 — приват-доцент в Геттинген. ун-те, в 1892-94 проф. в Бонне, в 1894-1915 проф. теологии в Гейдельберг. ун-те, с 1917 до конца жизни проф. философии Берлин. ун-та. Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за Ричлем он стремится выработать истор. метод в теологии и заменить им чисто догматич. метод, ставя задачей рассмотреть “общую историю развития религ. духа с т. зр. его укорененности в жизни”, анализируя в этом плане развитие христианства (особенно протестантизма) в его связи с общим развитием европ. культуры (“Значение протестантизма для возникновения совр. мира”, 1906). Истор. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства над др. религиями Т. связывает (подобно Риглю – см. Ригль) с фактич. (содержат.) его значимостью. Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социол. проблемам религии, значению экон. и институциональных моментов в истории христ. церкви. В “Социальных учениях христ. церквей и групп”, 1912 — наиб. значит. соч. Т. по социологии религии, делающем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь — массовый ин-т, притязающий на абсолютность, требующий подчинения и основанный на безличных отношениях, секту — добровольное соединение избранных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику — как тип духовного индивидуализма. Рассматривая взаимовлияния христ. церквей и социально-полит. образований в разл. истор. периоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма. К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории (“Историзм и его проблемы”, 1922; “Историзм и его преодоление”, 1924, опубл. посмертно). Философско-истор. воззрения Т. испытывали опр. влияние Дильтея (см. Дильтей), позднее Риккерта, Виндельбанда. Подчеркивая однократность и необратимость истор. процесса, Т. развивает представление о культуре как непрерывном становлении и “индивидуальной целостности”. Осмысление истории возможно путем “культурного синтеза”, исходящего из личного выбора опр. системы ценностей, основывающегося на вере. Свой “культурный синтез” Т. обозначил как “европеизм”, имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конечном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план истор. индивидуальность культуры. В европеизме, по мнению Т., содержится то отнесение к ценностям, с к-рым связано принятие этич. решения в настоящем и представление о будущем. Именно история европеизма дает духовный материал, объединяющийся в совр. культурном Синтезе в некое единство. Европеизм соединяет множество идей и сил, состоящих в непрерывной борьбе; это дает европ. культуре ее жизненность и глубину, позволяет постигнуть ее посредством истор. анализа. Все остальные культуры могут быть привлечены для сравнения в качестве параллелей развития для образования общих социол. типов, но они никогда не могут быть для европ. исследователей и мыслителей предметом исследования, объектом философии истории, ориентированной на культурный синтез. Духовные корни зап. культуры Т. видит в иудейском профетизме, классич. греч. культуре, античном империализме и зап. ср.-вековье; из этих элементов в сочетании с силами настоящего следует формировать духовную силу будущего, освободив ее от всего лишнего и устаревшего. Осн. внимание Т. уделяет эпохам формирования гл. сил и элементов настоящего: эпохе Просвещения, Англ. и Франц. революциям, т.е. времени возникновения рац. гос. устройства, духовной автономии и капиталистич. экономики. Идея культурного синтеза приводит Т. в новую научную область — аксиологию (см. Аксиология). Проблема ценностей, нравственных и религиозных, остается ключевой для его мировоззрения. Светские, мирские ценности находятся в тотальном антагонизме, каждая из них является для себя наивысшей. Избежать этой анархии можно, только включив их в систему тех ценностей, к-рые упорядочиваются высшей значимостью трансцендентной ценности. Подчинение ценностей совр. зап. об-ва высшей трансцендентной ценности, носителем к-рой оказывается христ. церковь, непосредственно приводит к вопросу об отношении церкви к гос-ву. Т. постулирует необходимость для гос-ва признать церковь как высшую духовную силу, без к-рой оно не сможет осуществить свои функции гос-ва, основанного на нравств. началах. Осн. положения философии истории Т. непосредственно связаны с его социальной философией: не попытка охватить истор. процесс в целом, а культурный синтез; европеизм вместо мировой истории; мысль о необходимости соответствия социальным и истор. условиям в противопоставлении тезису о незыблемости культурных, политич., этич. и религ. идей. Историзация культуры и религии сочетается у Т. с присутствием бесконечного в конечном, с пониманием развития как самовыражения трансцендентной идеи. Новый синтез ценностей — этика и мораль — мыслимы лишь при ориентации на религ. ценности, к-рые, будучи сами историчными, проникнуты тем не менее абсолютным духом и выражают его движение во времени. Отводя религ. ценности центр. место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть “опасности” Историзма, т.е. релятивизма в оценке культуры и ее истории. Соч.: Gesammelte Schriften. Bd 1-4. Tub., 1922-25; Der Historismus und seine Uberwindung. В., 1924; Историзм и его проблемы. М., 1994; Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология. XX век: Антология. М., 1995; Макс Вебер. Слово прощания // Там же. Лит.: Асмус В.Ф., Маркс и бурж. историзм. М.; Л., 1933; Vermeil E. La pensee religieuse de Troeltsch. Stras.; P., 1922: Spiess E. Die Religionstheorie von E. Troeltsch. Paderborn, 1927; Kohlei-W. Ernst Troeltsch. Tub., 1941; Bodenstein W. Neige des Historismus: E. Troeltschs Entwick-lungsang. [Gutersloh, 1959] (библ.); Kasch W.F. Die Sozialphilosophie von E. Troeltsch. Tub., 1963. Я. Иориш, Л.Т. Мильская, А.П. Огурцов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии