ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЁНОГО

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЁНОГО
составная часть этоса науки, сформулированного Р.Мертоном. Под влиянием критики в более поздней работе «Амбивалентность ученого» (1965) Мертон приводит 18 попарно сгруппированных норм, в которых более или менее четко вырисовываются специфические моральные противоречия в требованиях к деятельности ученого:
-естественное стремление ученого быстреесделать доступным для своих коллег полученное им знание – и недопустимость поспешных, плохо разработанных публикаций;
-осторожность при восприятии новомодныхидей – и необходимость оставаться восприимчивым к новым, перспективным идеям;
-воздержание от претензий на выдвижениеновой идеи до ее проверки – и необходимость защищать свои новые идеи как можно быстрее (по приоритетным соображениям);
-право ученого рассчитывать на высокую
оценку за новое знание со стороны др. исследователей и обязанность трудиться безотносительно к оценке других;
-необходимость эрудиции как условие творчества – и возможности сведения на нет собственной творческой деятельности;
-обязанность скрупулезно отрабатывать формулировки и детали, – но избегая при этом чрезмерной педантичности, заботясь больше о содержании;
-обязанность отдавать все силы и время исследовательской работе – в сочетании с необходимостью иметь учеников: второе не должно отнимать силы и энергию у первого;
-право молодого ученого на самостоятельность, независимость – и необходимость учиться, пройти школу у мастеров науки;
-универсальность научного знания, котороене принадлежит ни одной нации – но всякое научное открытие делает честь нации, которая способствовала его осуществлению.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.