ТРАНСДИСЦИПЛИНЫ

Найдено 1 определение
ТРАНСДИСЦИПЛИНЫ
(transdisciplines), ТРАНСФОРМАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (transformative disciplines). Практические дисциплины, которые возникают на основе теоретических дисциплин и ведут к трансформации предметов их изучения – языка, литературы, искусства и т. д. Например, транслингвистика (translinguistics) создает искусственные языки или задает новые направления развитию естественных языков; трансэстетика (transaesthetics) принимает форму литературных программ и манифестов, определяющих новые пути искусства. Приставка «транс-» означает «за», «сквозь», «через», «по ту сторону» того, что обозначается корневой частью слова. В соединении с названиями теоретических дисциплин «транс-» обозначает те практики, которые возникают на их основе и ведут к трансформации изучаемых ими областей.
В литературоведении, наряду с тремя основными, общепринятыми разделами: теорией, историей, критикой литературы, необходимо указать место и для трансформативной деятельности, для обоснования новых текстуальных стратегий, приемов, жанров, направлений. Литературоведению нужен четвертый раздел, обращенный не к прошлому литературы (история), не к настоящему (критика), не к вечному (теория), а к ее будущему (прогностика, эвристика, креаторика). Речь идет о практическом, экспериментальном литературоведении, образцы которого мы находим у писателей, критиков и мыслителей, обосновавших новые направления литературы (романтизм, символизм, футуризм, сюрреализм и т. п.) или исследовавших возможности новых художественных форм: Н. Буало, братья Ф. и А. Шлегели, В. Гюго, Э. Золя, Ф. Маринетти, А. Бретон, Р. Барт, а в России – В. Белинский, Д. Мережковский, А. Белый, В. Шкловский… Область их усилий – не только поэтика или эстетика, которые исследуют законы литературы и искусства, но и транспоэтика и трансэстетика, которые открывают новые возможности литературы и искусства, пытаются преобразовать то, что они изучают. Транслитературные практики, начиная с программных выступлений Данте, Петрарки, а впоследствии классицистов, романтиков и т. д., не уступают в значимости литературоведению, и большинство новых теоретических идей пришло в литературную науку именно из программ новых литературных направлений.
Существующее деление культуры на первичные практики и изучающие их теории заведомо неполно и не позволяет определить характер творческого вклада многих выдающихся деятелей культуры, например, русского Серебряного века. Д. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый были и писателями, и теоретиками, но в их работе присутствует нечто третье, чего нет ни у чистых художников (скажем, у Н. С. Лескова или А. П. Чехова), ни у академических ученых (как у А. Н. Веселовского или А. А. Потебни). Они не просто создавали литературу и не просто изучали ее, а прокладывали ей новые пути, открывали в ней новую эпоху и стиль, исходя из теоретического видения ее задач и возможностей. Они были не только литераторами и литературоведами, но и своего рода «литературоводами», то есть сочетали литературную практику (стихи, проза) с литературной теорией, а последнюю трансформировали в новую, вторичную практику, в программу символизма как нового литературного направления и даже целого культурного движения, в котором были художественная, теоретическая, философская, религиозная, социальная составляющие…
Трансгуманистика охватывает собой все дисциплины, которые направлены на трансформацию того, что изучается соответствующими гуманитарными науками. Широчайшее поле применения имеет транслингвистика, которая создает искусственные языки или задает новые направления развитию естественных языков, исследует и реализует возможности словообразования и эволюции грамматических форм. Так, деятельность Л. Заменгофа, создателя международного языка эсперанто (1887), не относится к области лингвистики, хотя и развивается на ее основе. Именно сравнительный анализ существующих языков позволил Заменгофу синтезировать новый язык, сочетающий романские, германские, славянские элементы. Трансгуманистика охватывает практики второго, надтеоретического, а не дотеоретического уровня.
Каждая гуманитарная дисциплина, как целое, нуждается в практическом развитии, чтобы преобразовать знание в конструктивное мышление и творческий процесс. Лингвистика и семиотика призваны развивать лексическую и грамматическую систему языка и расширять семиосферу, создавать новые знаковые системы. Логика и психология – расширять возможности интеллекта и эмоциональной сферы, в том числе проектировать новые свойства искусственного разума. Эстетика и поэтика – очерчивать возможности новых художественных и литературных движений. Преобразовательный подход к предметам знания соответствует традициям гуманитарной мысли, которая в минувшие века двигалась в авангарде человечества и задавала вектор и смысл его исторического развития.
*Гуманитарное изобретение, Гуманитарные практики и технологии, Культуроника, Манифест, Проективная лингвистика, Проективность, Трансгуманистика
Конструктивный потенциал гуманитарных наук: могут ли они изменять то, что изучают? // Философские науки. 2008. № 12. С. 34–55.
Творчество. С. 25, 29–30, 39–43, 444–449, 454–455.
Humanities. С. 11–15, 287–292.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Тройная спираль трансдисциплинарности в обществе знаний

Киященко Лариса Павловна
Используя разработанную отечественными учеными идею этоса трансдисциплинарности, автор обсуждает в статье априорные и апостериорные условия возможности опыта трансинституциональных взаимодействий, имеющих специфическую динамическу
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарные основания биоэтики и «второй тип» производства знания

Гребенщикова Елена Георгиевна
Концепция второго типа производства знания, фиксируя парадигмальные сдвиги в современной науке и ее взаимоотношениях с обществом, выступает релевантной теоретической рамкой осмысления некоторых трансдисциплинарных параметров биоэт
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике

Гребенщикова Елена Георгиевна
В статье представлен сопоставительный анализ биоэтики и трансдисциплинарности.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарные стратегии исследований

Князева Елена Николаевна
Рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности.
Читать PDF
0.00 байт

Квантовая теория и трансдисциплинарные проекты вместо философии?

Данилевский И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарность проблемы как фактор современного познания

Ардашкин Игорь Борисович
Рассматривается возможность единого подхода к изучению познания с позиции проблемы. Доказывается, что интеграционные процессы в познании связаны с усилением степени проблемности научного знания.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивная инновация в фокусе философии трансдисциплинарности

Киященко Лариса Павловна
В статье обсуждается когнитивная инновация с точки зрения философии трансдисциплинарности.
Читать PDF
0.00 байт

Философия принятия решения в ситуации трансдисциплинарности

Гребенщикова Елена Георгиевна, Киященко Лариса Павловна
Становление и развитие биоэтики во второй половине прошлого века инициировано необходимостью поиска ответов и принятия решений по сложным проблемам, возникающим в результате форсированного развития биомедицинских технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарный потенциал феноменологии

Васюков Владимир Леонидович
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о соотношении понятий междисциплинарности и трансдисциплинарности в научном познании

Моисеева Агнесса Петровна
Выявлена роль междисциплинарности и трансдисциплинарности в научном познании. Показаны технологии, обусловливающие развитие междисциплинарности и трансдисциплинарности, вскрыты их методологические основания.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарность как вызов академичности науки и образования

Бойченко Михаил Иванович
Выявлено значение феномена трансдисциплинарности для развития современной науки и образования. Это значение подчинено доминированию академических оснований науки и образования.
Читать PDF
0.00 байт

Городские стратегии: трансдисциплинарные формы и жанры

Бурлина Елена Яковлевна, Кузовенкова Юлия Александровна
В данной статье обосновывается наличие трансдисциплинарных форм и жанров в современных урбанистических практиках.
Читать PDF
0.00 байт

Мышление в аспекте трансдисциплинарных исследований

Черникова Ирина Васильевна
В центре внимания исследований, представленных в данной статье, феномен мышления, его трактовки на разных культурно-исторических этапах.
Читать PDF
0.00 байт

Основы трансдисциплинарной теории мультиплексных волн развития

Мокий Владимир Стефанович
Для исследования, оценки и прогнозирования развития человеческого общества в общественных науках предлагается использовать метод трансдисциплинарного системного подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарные аспекты человеческого мировоззрения

Мокий Владимир Стефанович
В статье делается попытка рассмотреть мировоззрение человека как сложный психофизиологический механизм его организма, а не как результат работы его разума.