ТРАНСДИСЦИПЛИНЫ

Найдено 1 определение
ТРАНСДИСЦИПЛИНЫ
(transdisciplines), ТРАНСФОРМАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (transformative disciplines). Практические дисциплины, которые возникают на основе теоретических дисциплин и ведут к трансформации предметов их изучения – языка, литературы, искусства и т. д. Например, транслингвистика (translinguistics) создает искусственные языки или задает новые направления развитию естественных языков; трансэстетика (transaesthetics) принимает форму литературных программ и манифестов, определяющих новые пути искусства. Приставка «транс-» означает «за», «сквозь», «через», «по ту сторону» того, что обозначается корневой частью слова. В соединении с названиями теоретических дисциплин «транс-» обозначает те практики, которые возникают на их основе и ведут к трансформации изучаемых ими областей.
В литературоведении, наряду с тремя основными, общепринятыми разделами: теорией, историей, критикой литературы, необходимо указать место и для трансформативной деятельности, для обоснования новых текстуальных стратегий, приемов, жанров, направлений. Литературоведению нужен четвертый раздел, обращенный не к прошлому литературы (история), не к настоящему (критика), не к вечному (теория), а к ее будущему (прогностика, эвристика, креаторика). Речь идет о практическом, экспериментальном литературоведении, образцы которого мы находим у писателей, критиков и мыслителей, обосновавших новые направления литературы (романтизм, символизм, футуризм, сюрреализм и т. п.) или исследовавших возможности новых художественных форм: Н. Буало, братья Ф. и А. Шлегели, В. Гюго, Э. Золя, Ф. Маринетти, А. Бретон, Р. Барт, а в России – В. Белинский, Д. Мережковский, А. Белый, В. Шкловский… Область их усилий – не только поэтика или эстетика, которые исследуют законы литературы и искусства, но и транспоэтика и трансэстетика, которые открывают новые возможности литературы и искусства, пытаются преобразовать то, что они изучают. Транслитературные практики, начиная с программных выступлений Данте, Петрарки, а впоследствии классицистов, романтиков и т. д., не уступают в значимости литературоведению, и большинство новых теоретических идей пришло в литературную науку именно из программ новых литературных направлений.
Существующее деление культуры на первичные практики и изучающие их теории заведомо неполно и не позволяет определить характер творческого вклада многих выдающихся деятелей культуры, например, русского Серебряного века. Д. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый были и писателями, и теоретиками, но в их работе присутствует нечто третье, чего нет ни у чистых художников (скажем, у Н. С. Лескова или А. П. Чехова), ни у академических ученых (как у А. Н. Веселовского или А. А. Потебни). Они не просто создавали литературу и не просто изучали ее, а прокладывали ей новые пути, открывали в ней новую эпоху и стиль, исходя из теоретического видения ее задач и возможностей. Они были не только литераторами и литературоведами, но и своего рода «литературоводами», то есть сочетали литературную практику (стихи, проза) с литературной теорией, а последнюю трансформировали в новую, вторичную практику, в программу символизма как нового литературного направления и даже целого культурного движения, в котором были художественная, теоретическая, философская, религиозная, социальная составляющие…
Трансгуманистика охватывает собой все дисциплины, которые направлены на трансформацию того, что изучается соответствующими гуманитарными науками. Широчайшее поле применения имеет транслингвистика, которая создает искусственные языки или задает новые направления развитию естественных языков, исследует и реализует возможности словообразования и эволюции грамматических форм. Так, деятельность Л. Заменгофа, создателя международного языка эсперанто (1887), не относится к области лингвистики, хотя и развивается на ее основе. Именно сравнительный анализ существующих языков позволил Заменгофу синтезировать новый язык, сочетающий романские, германские, славянские элементы. Трансгуманистика охватывает практики второго, надтеоретического, а не дотеоретического уровня.
Каждая гуманитарная дисциплина, как целое, нуждается в практическом развитии, чтобы преобразовать знание в конструктивное мышление и творческий процесс. Лингвистика и семиотика призваны развивать лексическую и грамматическую систему языка и расширять семиосферу, создавать новые знаковые системы. Логика и психология – расширять возможности интеллекта и эмоциональной сферы, в том числе проектировать новые свойства искусственного разума. Эстетика и поэтика – очерчивать возможности новых художественных и литературных движений. Преобразовательный подход к предметам знания соответствует традициям гуманитарной мысли, которая в минувшие века двигалась в авангарде человечества и задавала вектор и смысл его исторического развития.
*Гуманитарное изобретение, Гуманитарные практики и технологии, Культуроника, Манифест, Проективная лингвистика, Проективность, Трансгуманистика
Конструктивный потенциал гуманитарных наук: могут ли они изменять то, что изучают? // Философские науки. 2008. № 12. С. 34–55.
Творчество. С. 25, 29–30, 39–43, 444–449, 454–455.
Humanities. С. 11–15, 287–292.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.76 кб

Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике

Гребенщикова Елена Георгиевна
В статье представлен сопоставительный анализ биоэтики и трансдисциплинарности.
Читать PDF
0.00 байт

Матетика – трансдисциплинарная парадигма образования (случай биоэтики)

Лариса Киященко
Целью статьи является использование ресурсов философии трансдисциплинарности для обоснования актуальности и эвристической значимости понятия «матетика», введённого чешским педагогом-гуманистом Я.А.
Читать PDF
0.00 байт

С. БРИЕР. КИБЕРСЕМИОТИКА: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ, СОЦИАЛ

Киосе Мария Ивановна
Читать PDF
486.79 кб

Трансдисциплинарное исследование понятия «Открытость»

Мамченко Анна Александровна
В статье описывается опыт трансдисциплинарного исследования понятия с помощью методов гуманитарного моделирования.
Читать PDF
0.00 байт

2018.01.005. НАУЧНЫЙ МЕТОД В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ В ОБ

Ализаде А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы

Читать PDF
0.00 байт

Трансдисциплинарность как преодоление границ

Мамченко Анна Александровна, Дзятковская Елена Николаевна
Читать PDF
164.33 кб

Квантовая теория и трансдисциплинарные проекты вместо философии?

Данилевский И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Основы трансдисциплинарной теории мультиплексных волн развития

Мокий Владимир Стефанович
Для исследования, оценки и прогнозирования развития человеческого общества в общественных науках предлагается использовать метод трансдисциплинарного системного подхода.
Читать PDF
494.01 кб

Мировой порядок в трансдисциплинарной системе координат

Мокий Владимир Стефанович
В статье рассмотрены объективные причины, обусловливающие непонимание и неприятие содержания сущностных и статусных потребностей, благ и ценностей, идей и мировоззренческих позиций людей, проживающих на различных континентах, в ра
Читать PDF
1.56 мб

Идея трансверсума – среда порождения смысла в трансдисциплинарном опыте

Лариса Киященко
В статье предпринята попытка через рассмотрение трансдисциплинарного опыта, ориентированного рекурсивной рефлексией, представить идею трансверсума через концептуальный ряд: универсума, поливерсума, трансверсума, трансверсалии, тра
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.006. ПОЛ Х. ЧТО ТАКОЕ ПРОГРЕСС В ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ. POHL CH. WHAT IS PROGRESS

Ализаде А.А.
Читать PDF
0.00 байт

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИСКУРСЫ ПОСТНЕКЛАССИКИ. (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ В ИНИОН РАН 1

Буданов Владимир Григорьевич
Читать PDF
142.88 кб

Трансдисциплинарный потенциал феноменологии

Васюков Владимир Леонидович
Читать PDF
0.00 байт

2016.03.007. АСЕЕВА И.А. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО // ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОС

Ализаде А.А.