ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
вторая часть трансцендентального учения о началах в "Критике чистого разума" Канта - "наука о правилах рассудка вообще", исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До Канта эти правила мышления, без которых невозможно никакое применение рассудка, изучала так называемая общая (т.е. формальная) логика. Имея дело с априорными принципами мышления, она, по Канту, всячески абстрагировалась от всякого содержания познания, т.е. от всякого отношения его к объекту, рассматривая исключительно формы мысли как таковые. Оценивая место и роль этой логики в познании как недостаточные, Кант обозначает контуры принципиально новой Т.Л., выражая тем самым первое в немецкой философии критическое отношение к формальной логике. Этой критике были посвящены многие его работы "докритического" периода - например, "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" (1762) и др. Кант считает необходимым дополнить формальную логику более глубокой логической концепцией, позволяющей решать новые, более сложные познавательные задачи. Обосновываемая им Т.Л. должна была, по его мысли, отвлекаться "не от всякого содержания познания", а определять "происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний". Называя ее трансцендентальной, Кант имел в виду то, что она "имеет дело только с законами рассудка и разума... лишь постольку, поскольку она априори относится к предметам". Она не вникает во все конкретные, субъективные процессы познания, рассматривая лишь некоторые "чистые возможности", имеющие всеобщее и необходимое значение. Содержательный характер Т.Л. приобретает, согласно Канту, за счет ее тесной и постоянной связи с чувственностью, соединение которой с рассудком только и дает новое знание. Исследование происхождения знаний о
предметах становится одной из главных задач Т.Л., которая и выясняет саму возможность применения априорного знания к предметам опыта. Свою Т.Л. Кант подразделил на аналитику и диалектику, из которых первая излагает элементы чистого рассудочного знания и принципы, без которых ни один предмет не может быть мыслим, а вторая - является критикой рассудка и разума в его сверхфизическом применении. [См. "Критика чистого разума" (Кант), Трансцендентальная аналитика, Трансцендентальная диалектика.]

Источник: История Философии: Энциклопедия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
термин, введенный Кантом; обозначает логику, к-рая, в отличие от обычной, формальной логики, исследует в логич. формах и функциях то, что обосновывает в них возможность синтетич. суждений a priori. В указанном здесь значении Т. л. Канта совпадает с его теорией познания. Идеи Т. л. Кант изложил в одноименном разделе "Критики чистого разума" (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 154–592; ср. т. 2, М., 1964, с. 381–425). В то время как трансцендентальная эстетика исследует априорные формы чувственности – пространство и время, обусловливающие, по Канту, возможность априорных всеобщих и необходимых истин в математике, – Т. л. исследует априорные формы рассудка – формы понятия или категории, формы суждения, формы синтеза, или связи чувственности с рассудком, лежащие в основе истин естествознания, а также трансцендентальные идеи разума, направляющие знание в философии к усмотрению безусловного единства всего обусловленного. Кант разделял Т. л. на трансцендентальные аналитику и диалектику. Первая есть логика истины и выясняет, на каких априорных формах покоится возможность априорных синтетич. суждений в науке. Вторая – логика иллюзии; она показывает, в какие противоречия необходимо вступает разум, как только он пытается перешагнуть границу, отделяющую область явлений – согласно Канту единственно доступную познанию, от области "вещей в себе". Значение Т. л. Канта велико: исследуя сравнит. ценность и обоснованность суждений математики, естествознания и философии, он пришел к выводу, что формальная логика, достаточная всюду, где вопрос о предметном содержании знания не имеет значения, должна быть дополнена др. логикой, рассматривающей формы знания в зависимости также и от его предмета и источника. Разработка Т. л. – параллельно и в известном смысле в противовес формальной – стала одним из условий развития послекантовской диалектики начиная с Фихте. Но и чуждые диалектике идеалисты 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв. – марбургская школа, Риккерт и его последователи, Гуссерль – пытались развивать идею и замысел Т. л. Лит.: Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930, с. 77–105; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961, с. 73–77; Черкесов В. И., Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962, с. 138–48; Fichte J. G., ?ber das Verh?ltnis der Logik zur Philosophie oder transzendentale Logik, Lpz., 1912, S. 119–416; Husserl E., Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929, S. 1–298; Кrings H., Transzendentale Logik, M?nch., 1964. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

логика трансцендентальная
ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ — один из наиболее важных и известных разделов «Критики чистого разума» И. Канта, который, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах. Л. т. распадается на трансцендентальную аналитику (аналитика понятий и аналитика основоположений) и трансцендентальную диалектику (понятия чистого разума и диалектические выводы чистого разума). Традиционную формальную логику Кант считал вполне законченной и совершенной наукой со времен Аристотеля; она воспринималась им как наука, «обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каковы его происхождение и предмет...)». (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 14). В целом, Кант подразделял логику на общую и частную (логика той или иной дисциплины); общая же логика подразделялась им на чистую и прикладную. Если прикладная логика учитывает эмпирические условия применения логических принципов, указываемых психологией, то общая логика отвлекается от всякого содержания познания, от всякого отношения к его объекту. В свою очередь, в общей логике Кант выделял общую чистую логику, которая отвлекается от всего эмпирического, «имеет дело исключительно с априорными принципами и представляет собой канон рассудка и разу а» (Там же. С. 71). Однако, для того чтобы в логике исключить эмпирическое и оставить лишь чистое, необходимо исследовать происхождение знаний, а поэтому оказывается невозможным и абстрагирование от всякого содержания, свойственное традиционной формальной логике. Данную задачу выполняет Л. т.: наука, «определяющая происхождение, объем и объективную значимость подобных [неэмпирических, априорных] знаний, должна называться трансцендентальной логикой, потому что она имеет дело только с законами рассудка и разума, но лишь постольку, поскольку она a priori относится к предметам в отличие от общей логики» (Там же. С. 73—74).         Если в трансцендентальной эстетике Кант изолировал чувственность, то в Л. т. он обособлял рассудок, выделяя «из области наших знаний только ту часть мышления, которая имеет свой источник в рассудке» (Там же. С. 76). В то же время, даже в трансцендентальной аналитике, наряду с рассудком, Кант обособлял и трансцендентальную способность воображения, а трансцендентальную диалектику целиком посвятил не рассудку, а, прежде всего, разуму.         Кантовское деление Л. т. на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику соответствовало некоторым логическим традициям того времени. Вместе с тем Кант придал данному делению иное звучание: если трансцендентальная аналитика была истолкована им как «логика истины», то трансцендентальная диалектика — как «логика видимости» (Там же). Наибольшее влияние на дальнейшее развитие теории познания оказала трансцендентальная аналитика, включающая в себя, в частности, такие разделы, темы и понятия, как таблица категорий, трансцендентальная дедукция категорий, первоначально-синтетическое и трансцендентальное единство апперцепции, проблема синтеза и связи, трансцендентальные схемы, вторая аналогия опыта с обоснованием принципа причинности и др. Именно на трансцендентальную аналитику как на составную часть Л. т. опирались или отталкивались от нее в своих размышлениях многие представители таких течений, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, аналитическая философия, современная философия науки и др.         Между тем более объемная по содержанию трансцендентальная диалектика представляет не меньший материал для теоретико-познавательного осмысления. В первую очередь, это относится к проблеме границ и возможностей познания, к проблеме антиномий, к регулятивному принципу применения трансцендентальных идей, а также к вопросам каузальности, соотношения потенциальной и актуальной бесконечности и др. Однако до сих пор трансцендентальная диалектика гораздо реже попадает в центр теоретико-познавательных размышлений, чем трансцендентальная аналитика.         В разработке Л. т. Кант проявил неудовлетворенность средствами традиционной формальной логики. Тем не менее рассматривать Л. т. как некую ступень на пути к так называемой диалектической логике, учитывающей не только форму, но и содержание знания, было бы совершенно неоправданно. Несмотря на огромное влияние, оказанное Л. т. на развитие теории познания и философии науки, она практически не оказала никакого воздействия на формальную логику и за исключением некоторых учебников (напр., русских пособий по логике начала 19 в.) не только не рассматривалась в логических компендиумах, но даже и не упоминалась в них.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ»
понятие и термин, введенные И. Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объем и объективное значение подобных знаний. В кантовской классификации логик трансцендентальная логика — это по существу частная логика для метафизики.
В «Критике чистого разума» трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Первая — это «логика истины». Она представляет собой теорию понятий (категорий) и суждений (основоположений чистого рассудка), которые описывают структуры чистого знания, его принципы и способы применения этих структур к предметам опыта. Материал для построения новой — трансцендентальной — логики у Канта дает уже существующая и, по его мнению, завершенная наука чистого разума — общая логика, классификация суждений которой (с некоторыми модификациями, напр., введением бесконечных суждений) используется в роли образца для формирования системы категорий. Трансцендентальная аналитика описывает систему категорий и условия применения их к предметам опыта. Трансцендентальная аналитика рассматривает чистые понятия как функции синтеза многообразия чистого априорного созерцания. Из этого вытекает их связь с априорными условиями опыта и невозможность их применения за пределами опыта. Вторая часть трансцендентальной аналитики — аналитика основоположений — содержит правила объективного (т. е. не выводящего за пределы возможного опыта) применения категорий. Основоположения являются описанием априорной структуры возможного опыта, с которой должно согласовываться любое эмпирическое суждение, претендующее на истину (напр., закон физики или биологии).
Трансцендентальная диалектика есть логика трансцендентальной иллюзии, т. е. иллюзии необходимым образом возникающей в ходе деятельности разума. Такие иллюзии порождаются разумом, если его принципы, которые относятся только к понятиям рассудка, применяются непосредственно к предметам. Напр., необходимость поиска условий для каждого обусловленного превращается в необходимость существования безусловного. Тогда возникают трансцендентные основоположения и трансцендентальные идеи, с необходимостью влекущие нас за пределы возможного опыта. Всего таких идей три: психологическая идея (душа), космологическая идея (мир), теологическая идея (Бог). Однако эти идеи, выводя разум за пределы опыта, порождают диалектические (т. е. ошибочные) умозаключения: трансцендентальные паралогизмы, антиномии космологической идеи и идеал чистого разума (В 398). Однако трансцендентальные идеи имеют и «превосходное» регулятивное применение как основания для синтеза понятий рассудка, приводящие к расширению и единству знания. В таком случае трансцендентальные идеи рассматриваются как эвристические принципы и могут плодотворно применяться в науке в виде принципов однородности, спецификации и сродства форм.
Трансцендентальная аналитика является каноном оценки эмпирического применения рассудка и способности суждения, трансцендентальная диалектика есть дисциплина чистого разума в его теоретическом применении.
После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (Фихте, Гегель) как альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (напр., утверждение противоречия). В неокантианстве (марбургская школа) трансцендентальная диалектика развивалась в русле, более близком к кантовскому замыслу В 20 в. Э. Гуссерль пытался развить трансцендентальную логику как учение о последних, глубочайших и универсальнейших принципах и нормах всей науки. В настоящее время предпринимаются попытки интерпретировать трансцендентальную логику как вид логики, взаимодействующей с аппаратом формальной логики при построении логических выводов (трансцендентальной дедукции).
Лит.: Кант И. Критика чистого разума.— Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964; Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Venunft.— Gesammelte Schriften. Hrsg. von Elisabeth Stroeker, Bd. 7, Hamb., 1992; Stulman-Laeisz R. Kants Logik: Eine Interpretation auf der Grundlage von Vorlesungen, veroffentlichten Werken und Nachla B.-N. Y, 1976; Reich K. Die Vollstandigkeit der Kantischen Urteilstafel, 3 Aufl., Hamb., 1986; Baum M. Deduktion und Beweis in Kants Transzendenlalphilosophie: Untersuchungen zur «Kritik der reinen Vernunft». Konigstein/Ts., 1986: Kants transzendentale Deduktion und die Moglichkeit von Transzendentalphilosophie. Fr./M., 1988; TonelliG. Kants critique of pure reason within the tradition of modern logic. A Commentary on its History. Hildesheim, 1994; Bryushinkin V. The Interaction of Formal and Transcendental Logic.— Proceedings f the Eighth International Kant Congress. Memphis, 1995, p. 553— 566.
B. H. Брюшинкин

Источник: Новая философская энциклопедия