араб. Китаб ара ахл ал-мадина ал-фадила) — одно из основных сочинений ал-Фараби, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как отдельное сочинение «Китаб ас-сийаса ал-маданпийа» — «Гражданская политика» (рус. пер.: Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973). Представляет собой систематизированное изложение воззрений ал-Фараби на мир, общество и человека, адресованное, однако, не знакомым с философией — отсюда подчеркнуто пропедевтический стиль изложения и педантично выделяющая выдвигаемые положения структура.
«Трактат» содержит, хотя и не выраженный прямо, постулат всего дедуктивно устроенного учения ал-Фараби: вселенная как вещно-физический мир, куда входит и человек с его даром мышления, необъяснима без и вне истолкования этой способности мыслить как особого случая движения, потому необходимо допущение некоторой сверхчувственной сущности, функцией и самим бытием которой является особого рода деятельность по переводу потенциального состояния в актуальное. Вслед за Аристотелем ал-Фараби считает возможным существование только одного, но двухуровневого (подлунный и надлунный) мира, извечное и динамичное бытие которого обусловлено неотделимой от этого мира сверхчувственной сущностью, у Аристотеля названной Перводвигателем, у ал-Фараби — Первопричиной, Необходимо-Сущим. В отличие от платоновско-плотиновского принципа порожденного демиургом, или Единым мира, ал-Фараби принимает аристотелевский принцип вечного, а не порожденного мира. Задачей философии он считает описание и объяснение этого существующего вечно и извечно бытия через качественный анализ различных частей вселенной, качественное описание в деталях процессов в ней, понимаемых как актуализация хотя и потенциально, но уже существующего. Этическая в современном понимании категория «добродетель» для ал-Фараби есть ключ к телеологическому истолкованию бытия как вселенной, так и человека самого по себе, и человека в обществе, поскольку и насколько этой добродетелью является мышление, знание.
Изд.: Alfarabis Abhandlung; der Musterstaat. Zeiden, 1895 (араб. текст).
Г. Б. Шаймухамбетова
ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА
«ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА»
Источник: Новая философская энциклопедия
ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА
наряду с «Гражданской политикой» (ас-Сийаса ал-маданиййа) основное этическое произведение Абу Насра ал-Фараби.
В «Т. о в...» он под влиянием платоновской мысли исследует добродетель в политическом аспекте, связывая ее с правильным устройством общества, правильными законами и правильными взглядами граждан. Такое совершенное общество оказывается «добродетельным градом» (мадина фадила), к-рому противостоят многочисленные виды городов, в том или ином аспекте ущербных и порочных. Ал-Фараби рассматривает понятие совершенство (см. Камал) как тождественное благу и счастью (см. Саада). Все люди по природе склонны выбирать совершенство своей целью, поэтому они нуждаются в учении, разъясняющем суть совершенства и пути его достижения. Возможность достижения совершенства обеспечивается объединением людей и их кооперацией не ниже чем на уровне города. Добродетельный город рассматривается ал-Фараби как подобие микрокосма и макрокосма, что обнаруживает определенную параллель с понятием исмаилизма «мир религии». Для него характерна строго иерархическая социальная организация: низшие служат, но никем не обслуживаются, промежуточные слои и служат высшим, и обслуживаются низшими, верхнюю ступень у ал-Фараби занимает единоличный глава города. Он владеет высшим из всех искусств — управлением. Оно поистине принадлежит только тому, кто достиг ступени актуального разума и, как подчеркивает ал-Фараби, сумел соединиться с Действенным разумом, управляющим подлунным миром. Глава добродетельного города должен обладать от природы двенадцатью качествами (здоровье, понятливость, память, проницательность, ясная речь, любовь к познанию, воздержанность в еде и удовольствиях, любовь к правде и ненависть ко лжи, благородство души, презрение к мирскому, справедливость, решительность). Совершенный глава может устанавливать законы, а сменяющие его главы города, если они менее совершенны, но способны поддерживать установленные порядки, должны следовать ему. Добродетельный город характеризуется гармонией знания о совершенстве и действия, направленного на его достижение, тогда как в противоположных добродетельному городах наличествуют те или иные пороки, вытекающие из нарушения такой гармонии.
В невежественном городе отсутствует знание о счастье, в безнравственном городе отсутствует действие при наличии знания, для переменчивого города характерна порча некогда имевшегося правильного знания и действия и т.д. Лит.: Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв. М.: Изд-во АН СССР. 1960.
С 156-195; ИгнатенкоА.А.
В поисках счастья. М.: Мысль, \9Ъ9\А1-Фараби. Китаб ара «ахл ал-мадина ал-фадила (каддама ла-ху ва хаккака-ху Албирт Насри Надир). Бейрут [б/и], 1959; Ai-Фараби. Китаб ас-сийаса ал-маданиййа ал-мулаккаб би-мабади ал-мавджудат (тахкйк Фавзи ан-Надджар). Бейрут: ал-Матбаа ал-катуликийя, 1964. А.В.Смирнов
В «Т. о в...» он под влиянием платоновской мысли исследует добродетель в политическом аспекте, связывая ее с правильным устройством общества, правильными законами и правильными взглядами граждан. Такое совершенное общество оказывается «добродетельным градом» (мадина фадила), к-рому противостоят многочисленные виды городов, в том или ином аспекте ущербных и порочных. Ал-Фараби рассматривает понятие совершенство (см. Камал) как тождественное благу и счастью (см. Саада). Все люди по природе склонны выбирать совершенство своей целью, поэтому они нуждаются в учении, разъясняющем суть совершенства и пути его достижения. Возможность достижения совершенства обеспечивается объединением людей и их кооперацией не ниже чем на уровне города. Добродетельный город рассматривается ал-Фараби как подобие микрокосма и макрокосма, что обнаруживает определенную параллель с понятием исмаилизма «мир религии». Для него характерна строго иерархическая социальная организация: низшие служат, но никем не обслуживаются, промежуточные слои и служат высшим, и обслуживаются низшими, верхнюю ступень у ал-Фараби занимает единоличный глава города. Он владеет высшим из всех искусств — управлением. Оно поистине принадлежит только тому, кто достиг ступени актуального разума и, как подчеркивает ал-Фараби, сумел соединиться с Действенным разумом, управляющим подлунным миром. Глава добродетельного города должен обладать от природы двенадцатью качествами (здоровье, понятливость, память, проницательность, ясная речь, любовь к познанию, воздержанность в еде и удовольствиях, любовь к правде и ненависть ко лжи, благородство души, презрение к мирскому, справедливость, решительность). Совершенный глава может устанавливать законы, а сменяющие его главы города, если они менее совершенны, но способны поддерживать установленные порядки, должны следовать ему. Добродетельный город характеризуется гармонией знания о совершенстве и действия, направленного на его достижение, тогда как в противоположных добродетельному городах наличествуют те или иные пороки, вытекающие из нарушения такой гармонии.
В невежественном городе отсутствует знание о счастье, в безнравственном городе отсутствует действие при наличии знания, для переменчивого города характерна порча некогда имевшегося правильного знания и действия и т.д. Лит.: Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII—XII вв. М.: Изд-во АН СССР. 1960.
С 156-195; ИгнатенкоА.А.
В поисках счастья. М.: Мысль, \9Ъ9\А1-Фараби. Китаб ара «ахл ал-мадина ал-фадила (каддама ла-ху ва хаккака-ху Албирт Насри Надир). Бейрут [б/и], 1959; Ai-Фараби. Китаб ас-сийаса ал-маданиййа ал-мулаккаб би-мабади ал-мавджудат (тахкйк Фавзи ан-Надджар). Бейрут: ал-Матбаа ал-катуликийя, 1964. А.В.Смирнов
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001