ТРАГЕДИЯ
ТРАГЕДИЯ
разновидность драматического произведения, действие которого развивается на основе трагического конфликта.
Трагедия
греч. tragos – козел + ode – песня, букв. песнь козлов) – вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Связана с культом Диониса, бога плодородия. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей, которые разрешаются гибелью главного героя.
ТРАГЕДИЯ
греч. tragodia) — разновидность драматического произв. (Драма), действие к-рого развивается на основе трагедийного конфликта (Трагическое); один из ведущих жанров высокого иск-ва, истоки к-рого уходят в античность. Античные драматурги видели в Т. «прообраз мира» с его нескончаемой борьбой страстей и идей. Отсюда проистекала космологическая трактовка трагической судьбы, рока как безличной силы, господствующей в природе и об-ве. Такой подход, однако, не отрицал необходимости широких обобщений, дающих объяснение сокровенному сущему, что изначально определило патетическую природу Т. (Патетическое). У. Шекспир, Шиллер. Пушкин, др. классики худож. культуры последующих эпох раскрывали в своих произв. трагический конфликт острых и неодолимых личностных противоречий, разлад героя с его окружением, с социально несправедливыми порядками, серьезные заблуждения крупных характеров, к-рые несли в себе значительное историческое содержание, воплощали борьбу общественных тенденций. Как правило, подобный конфликт реализовывался через торжество духа человека, физически гибнущего, но одерживающего морально верх в неравной схватке с противостоящими жестокими законами или более могучими противниками. Смерть героя Т. возбуждает боль и скорбь зрителей, читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью- Составляющий основу Т. конфликт расценивался Энгельсом как проявление противоречий классового об-ва, возникновение трагической коллизии «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (т. 29, с. 495). Эта формула основоположников марксизма охватывает распространенные типы трагических конфликтов, но не исчерпывает их полностью, ибо, как показывает исторический опыт, богатство трагических коллизий неисчерпаемо. Так, в центре мн. Т. новейшего времени нередко оказывается разлад, нарушение равновесия во внутреннем мире трагического героя, через призму к-рого высвечиваются важные стороны жизни. Поступки такого героя обычно отличаются многоплановостью и углубленными психологическими мотивировками, раскрываются в сложнейшей гамме реальных и символических побудительных причин. Нек-рые эпизоды в подобных Т. могут происходить за сценой или возникать в воспоминаниях, благодаря чему раздвигаются пространственные и временные границы действия (Пространство и время в искусстве). Раскрываемый микромир отдельного индивида диалектически переплетается в Т. с окружающим его макромиром, включающим в себя самые различные характеры, проблемы государственного значения, этические отношения в общественной и семейной жизни. Наряду с отражением трагизма бытия, настроений безысходности и пессимизма трагический конфликт может служить утверждению веры в будущее. Особенно это характерно для проникнутых оптимистическим мироощущением произв. социалистического иск-ва («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Нашествие» Л. Леонова, «Верность» О. Берггольц). Луначарский отмечал, что Т. способна «растить в нас трагическую радость жизни, смелую готовность жить, сознавая все омуты и пропасти жизни». При этом он подчеркивал, что очищающее воздействие (Катарсис) свойственно всякой Т. как ее результативный пафос.
Источник: Эстетика: Словарь
Трагедия
(τραγφδία, τράγος козел, αηδή песнь) — один из видов драматической поэзии. В трагедии, как и в комедии, помысл не доказывается каким-нибудь рядом логических доводов или научным анализом, но непосредственно так предстает зрителю в образе лиц, действующих на театральной сцене, как бы то совершалось на сцене самой жизни. В этом отношении трагедия сходна с комедией и составляет с ней один род поэзии; но трагедия резко отличается от комедии путем, избираемым для одной с ней цели. В комедии какая-нибудь людская пошлость сама собою падает обнаружением своего ничтожества, встречаемого смехом; но своим комическим самоуничтожением она только очищает поле серьезным началам и формам жизни, но положительно не представляет их; трагедия же положительно представляет в образах действующих лиц достоинство какой-нибудь доблести, как выражения присущей человеку высшей ифической природы; в способе же, как именно трагедия ставит незыблемое содержание и значение доблести, заключается вся тайна ее глубокого смысла, ускользающая от поверхностного югляда. В этом способе состоит самая сущность трагедии, имеющая тесную связь с вопросом о смысле и значении ифической природы и нравственного миросозерцания среди необъятного потока слепой причинной связи вещей. Дело в том, что для непосредственного наблюдения мир явлений представляет только безотчетное причинное сцепление вещей и слепую борьбу людских страстей и произволов эгоизма. Только для ифического миросозерцания становится понятной высшая цель и высший смысл жизни; только для воли, одушевленной подобным миросозерцанием, составляет задачу жизни спокойная и непоколебимая верность ее высшей цели в самом водовороте окружающих нас явлений. Итак, исполнитель долга, как предмет трагедии, как живое существо, и вплетен в этот мир причиной связи явлений, и вместе выше его: одной стороной своего существа ему возможно сделаться жертвой слепых сил и страстей, другой — он всегда напоминает нечто вечное и незыблемое. И когда противоречие слепых сил и страстей внутреннему призванию его доходит до неодолимого в цепи явлений могущества, то ему, как звену в этой цепи, своей чувственной стороной предстоит понести страдания или гибель. И здесь-то, в страданиях и гибели внешнего человека с одной стороны, и в этой видимости несокрушимого величия внутреннего человека — с другой, и заключается сущность трагедии. В верности его своему призванию среди самых страданий, выражающейся и словом и делом, и взором и жестом, и заключается то потрясающее величие, которое и без доказательств чует зритель, как нечто высшее, негибнущее, вечное в самой горечи страданий и гибели действующего лица пред животными силами. Сущность трагедии (как и всего искусства) не в наслаждении, но в самом содержании. Верное понимание или чутье трагедии и истинно трагического всегда будет доказательством метафизического смысла жизни, хотя бы метафизика никогда не могла быть такой точной наукой, как наука естествознания. Трагедией завершается последовательный порядок искусств, потому что в ней идеальное содержание, постепенно воплощавшееся в звуках и образах, как своем орудии, теперь, в смерти трагического лица, уже оставляет эти орудия своих проявлений для новой жизни. — Трагедия получила свое начало и достигла довольно высокого развития в Древней Греции. Началась трагедия с дифирамба в честь Бахуса, или с гимна, в котором нараспев рассказывались деяния Вакха. Мало-помалу стали брать и другие факты для подобных гимнов; потом ввели хор; затем вместо одного три актера. Представителями греческой трагедии были Эсхил, Софокл и Еврипид. В Риме трагедия не привилась. В новые времена известнейшие трагики были: Шекспир, Корнель, Расин. История драмы изображает существенное различие между трагедией в древние и новые времена.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.