ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. См. Аграрная цивилизация

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “личной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена традицией, внеэкономическим принуждением, точным воспроизведением образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, она “закрыта” от вмешательства, сомнения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и статусов. Понятие О. т. в целом охватывает многообразие обществ докапиталистической формации. О. т. развивается в рамках локального “мира-экономики” (Ф. Бро-дель). М. В. Заковоротная

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Общество традиционное
докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного тина, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ регуляции общественных отношений, основанный на традиции. Для традиционного общества характерны инерционность принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преобладание предписанных моделей поведения. В нем существует относительно простой и устойчивый тип разделения труда, тяготеющий к сословному или даже кастовому закреплению. Понятие традиционного общества введено в западной социологии, чтобы подчеркнуть отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Источник: Человек и общество. Культурология

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
понятие социолога«, определяющее доиндустриальное общество аграрного типа (доклассовое, древнего мира, феодальное). Традиционное общество отличается иерархической социальной структурой, нередко жестким соподчинением социальных групп (кастовый строй в Древней Индии). Отношения собственности опосредованы здесь отношениями личной зависимости (например, вассала от сеньора при феодализме). В силу этого традиционное общество ограничивает социальную активность, основанную на частном интересе и личной инициативе. В неравноправных социальных группах преобладают коллективистские уравнительные отношения. Экономическим, политическим, идеологическим формам жизни традиционного общества присущи инерционность, статичность, стабильность. Это проявляется в консерватизме форм и корм деятельности, поведения, мышления. Подчинение авторитету и почитание традиций, некритическое отношение к преданию и догматизм, экзальтация и мистицизм - таковы особенности традиционного общества. На основании перечисленного его характеризуют как закрытое общество в противоположность индустриальному обществу, открытому для самокритики, изменения своих социальных институтов, социальной мобильности, внешних влияний.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов. Если пользоваться общепринятой терминологией, можно сказать, что Т. о. охватывает развитие докапиталистических формаций или социальную эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества. Если использовать гипотезу К. Маркса о трех ступенях истории, отличающихся разными формами взаимосвязанности индивидов, можно охарактеризовать Т. о. как систему (или системы), где доминируют формы личной зависимости человека от человека. Этим формам соответствует внеэкономическое принуждение, которое и выступает ограничителем личных свобод человеческих индивидов. Т. о. не поощряет индивидуального творчества, и социальные инновации осуществляются в нем как бы сами собою, эволюционным путем на протяжении жизни и деятельности многих поколений.
Т. о. является "закрытым", "замкнутым" обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний со стороны других обществ и культур. Т. о. начинает утрачивать свои позиции по мере развития торговых, экономических контактов между странами, в ходе создания универсальных средств общения, техники и технологии, отделяющей личные связи между людьми от их функций в процессах разделения деятельности. Возникновение машин и индустриальной технологии окончательно подрывает систему личных зависимостей, скреплявшую основные структуры Т. о.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций, это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию "неолитической революции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "доиндустриальными" и "индустриальными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики прединдустриальной стадии развития используется более адекватная нежели, нежели понятие "Т.О.", терминология - "аграрное", "аграрно-письменное общество" и т.д.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
об-во, основанное на воспроизведении схем чел. деятельности, форм общения, организации быта, культ. образцов. Традиция выступает в нем гл. способом передачи соц. опыта из поколения в поколение, соц. связью, подчиняющей себе личностное развитие индивидов. В общепринятой терминологии понятие Т.о. охватывает развитие докапиталистических формаций или соц. эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества; обозначает совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистических стадиях развития. В основе деления об-в на «традиц.» и «совр.», или «индустриальное», лежит апология совр. капитализма как «наивысшего» этапа в развитии человечества. Проблема Т.о. в этом смысле понимается как проблема «модернизации» его структур, т.е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к «зап. цивилизации». О противоположности «традиц.» и «совр.» об-в в той или иной степени писали все классики зап. социологии — О.Конт, Г.Спенсер, Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер; разработка проблем Т.о. в совр. социологии связана с именами Р.Редфилда, М.Леви, У.Ростоу, Д.Эптера, С.Эйзенштадта и Ф.Риггса. В своей классич. форме теории Т.о. опирались на ярко выраженную дихотомию «примитивного» и «развитого» об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в осн. с уровнем технологии. В частн., У.Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать техн. новшества, в крых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М.Леви связывает существование Т.о. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. В наст. время ведущими теориями Т.о. явл. теории «многомерных моделей» Ф.Риггса и Д.Эптера. Особенностью этих теорий явл. отказ от подчеркивания «цивилизаторской миссии» зап. технологии, признание неоднородности Т.о., стремление найти новые критерии оценки «развитости» об-ва, в т.ч. учесть чел. (в основном психол.) факторы. Развитием классич. теорий Т.о. явл. также разл. теории «плюралистических» Т.о., характеризующие его как культурно разнородное и разобщенное об-во, а также теория «патримониального об-ва» С.Эйзенштадта, описывающая Т.о., в к-ром старые формы жизни разрушены, а новые соц.-полит. структуры пока не сложились. Т.о. представляет тип социокульт. системы, к-рая характеризуется слабой дифференциацией соц. интов. Система соц. стратификации и соц. мобильности либо вовсе отсутствует (первобытное об-во), либо носит сословно-кастовый характер. Господство религ. ценностей обеспечивает высокую соц. сплоченность. В то же время поведение индивидов жестко регулируется религ. традициями, обычаями и ритуалами. Т.о. явл. «закрытым», «замкнутым», это об-во, оберегающее нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний других об-в и культур. Его характерные черты — доминирование традиции над инновацией, зависимость соц. жизни от мифол. и религ. представлений, цикличность развития, коллективистский характер об-ва, авторитарный характер власти, преобладание недеятельного типа личности. В последнее время в социол. мысли прослеживается стремление отойти от излишней «технологизации» критериев Т.о., учитывать факторы культуры и социальной психологии. Лит.: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999; Козловский В.В. и др. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь