ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ
ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ
действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное Вебером для характеристики определенного типа социального поведения, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективным типами.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ
(от лат. tradition — передача, предание) — действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культ. традиции и не подлежащим рациональной критике. Получая в связи с этим характер почти автоматически протекающего процесса, Т.д. отличается стремлением действующего лица в любых ситуациях ориентироваться на привычное и повторяющееся, а не на то, что открывает новые возможности. Понятие «Т.д.» ввел М.Вебер для характеристики опред. вида соц. действия, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективным типами, составляющими его типологию чел. деятельности. По М.Веберу, Т.д. — субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу. Подобно аффективному действию, оно находится «на границе» (а зачастую и за пределами) того, что м.б. названо осмысленно ориентированным действием, и вместе с ним решительно противополагается целерациональному действию, характеризующемуся максимальной осмысленностью — рациональным осознанием целей, средств и взаимосвязи между ними в каждом отд. случае, а также (хотя и в неск. меньшей степени) ценностнорациональному действию. Зачастую Т.д. представляет собой лишь «автоматическую реакцию» на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки. Значимость этого типа действия связана с тем, что к нему ближе большая часть повседневного поведения людей, в к-ром огромную роль играет привычка. Учитывая, однако, что верность привычке сама м.б. осознана, причем разл. способами и в разл. мере, М.Вебер отводит Т.д. не только место в кач-ве «пограничного случая» сознательного действия, сближающегося в этом отношении с аффективным действием, но и признает за ним (вернее, за приближающимся к нему реальным чел. действием) и более позитивную значимость. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь