исходные категориальные характеристики бытия как соотношения aRb. Их не удается определить через другие категории. Мы принимаем как факт, что a не есть b, т.е. соотносящиеся сущие различны, и, в то же время, в данном соотношении a остается тождественным самому себе, так же как и b. И от этого не уйти, когда сущее соотносится с самим собой, например в процессе осознания себя или находясь в ситуации противоречия с самим собой: оно и тождественно самому себе, и – в указанных соотношениях - отличается от самого себя.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 68-71; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 17-18; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 66-67; ег же. Триада бытия. СПб. 2006. С. 92.
ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
Тождество и различие
ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
категории, выражающие отношения между объектами, характеризующиеся либо как предельный случай равенства объектов, когда совпадают не только все родовые, но и все индивидуальные их свойства (Т.), либо как неравенство, когда признаки, к-рые есть у одних объектов, отсутствуют у др. (Р.). Категория Т. находится в неразрывном единстве с категорией Р. Наиболее тесную связь Т. и Р. можно наблюдать в отображении движения и развития объектов, где Т. существует внутри Р. и наоборот. Объективной основой такого взаимопроникновения явл. единство устойчивости и изменчивости вещей: устойчивость проявляется как самотождественность вещи, а изменчивость — как нарушение Т., как Р. внутри Т. В математике Т. — это уравнение, к-рое удовлетворяется тождественно, т.е. справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие, (см. Универсалии). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по какому-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, различие двух реальных объектов - исходя из наличия индивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.
А.Н. Шуман
А.Н. Шуман
Источник: Новейший философский словарь
ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
две взаимосвязанные категории философии и логики. Т. выражает равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, если все свойства (и отношения), которые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот. Р. — несовпадение, неравенство, несходство предметов явлений по какимлибо признакам. Два тела различны, когда об одном из них можно сказать нечто, чего нельзя одновременно высказать о другом (Т. Гоббс). Р. бывает внешним и внутренним. Р. характеризует один из первых этапов развития противоречия. С помощью этой категории процесс развития отражается в мышлении более глубоко, чем посредством категории Т. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: индивидуации и Т. неразличимых. Первый гласит: всякая вещь неповторима и единственна в какомлибо отношении. По Д. Юму, это не что иное, как неизменяемость и непрерывность какоголибо объекта при предположении изменения во времени. Нет абсолютно тождественных вещей А и В. Традиционная формальная логика привычно пользуется понятием абстрактного тождества (А = А) и законом тождества, не принимая во внимание исторические изменения, происходящие с ее объектами. Диалектическая логика, напротив, учитывает изменчивость обсуждаемых объектов и пользуется понятием конкретного тождества, в котором мыслится различие (А = А и А ≠ А). В зависимости от выделяемых признаков между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличения от других. Это означает, что Т. неразрывно связано с Р. и является относительным. С этих позиции познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
парные категории диалектики, в своей взаимосвязи отражающие единство многообразия в мире, соотносительность моментов объединения и разъединения любых ? и Y (вещей, явлений, процессов), находящихся во взаимодействии. ? и Y тождественны, когда все свойства ? объективно совпадают со всеми свойствами ?. Т. выражает предельный случай неразличимости, равенства, сходства, взаимной заменимости объектов. Полагать две вещи неразличимыми, говорил Г. Лейбниц, - означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами. Р. - несовпадение, неравенство, несходство ? и Y по каким-либо признакам. Два тела различны, когда об одном из них можно сказать нечто, чего нельзя одновременно высказать о другом (Т. Гоббс).
Принцип индивидуации, выражающий онтологический аспект проблемы Т., гласит: всякая вещь неповторима и единственна в каком-либо отношении. Однако в некотором ином отношении та же вещь может перестать быть неповторимой. Принцип индивидуации, по мнению Д. Юма, есть не что иное, как неизменяемость и непрерывность какого-либо объекта при предположении изменения во времени. Нет абсолютно тождественных вещей ? и Y. Вместе с тем наличие объективно-общих моментов в ? и Y позволяет людям осуществлять в практических или познавательных целях абстракцию отождествления различных объектов ? и Y (принцип тождества неразличимых Г. Лейбница).
Теория диалектики требует рассматривать Р. в единстве с Т, всякий раз задавая систему отсчета для их сравнения. В зависимости от задаваемого уровня анализа выделяют разные типы Т. и Р. Так, В. В. Ким предлагает три уровня глубины Т. и Р.: а) при сравнивании ? и Y как уникальных единичных вещей между ними можно выявить сингулярное Т. и Р.; б) при сопоставлении ? и Y как компонентов основных видов материи (например, как чего-то физического или биологического) между ними возможно установление субстратного Т. и Р.; в) ? и Y могут быть субстанционально-тождественными или субстанционально-различными, если они восходят к одной и той же субстанции или принадлежат разным субстанциональным началам.
Со временем интерес исследователей к разным аспектам взаимосвязи Т. и Р. меняется. Так, античные философы, по мнению Т. И. Ойзермана, стремились представить все существующее как субстанционально-тождественное, а различие - как видимость. С XVII в. ученые начинают все более пристально изучать различия вещей, стремясь не столько к генерализациям, сколько к индивидуализации объектов. В основу своей монадологии Лейбниц кладет идею о субстанциональном различии между уникальными монадами. Для Гегеля же, напротив, характерно пренебрежение к единичному и индивидуальному, он переносит акцент на общее и тождественное. Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль в ее "механизме" могут играть именно Р., а не Т. (М. Н. Руткевич) Не случайно неокантианцы объявили наиболее подходящим для гуманитарных наук идиографический метод: если естествознание обобщает и устанавливает законы, то история - индивидуализирует, выделяет исторические индивидуумы.
Традиционная формальная логика привычно пользуется понятием абстрактного Т. (А = А) и законом тождества, не принимая во внимание исторических изменений, происходящих с ее объектами. Диалектическая логика, напротив, учитывает изменчивость обсуждаемых объектов и пользуется понятием конкретного Т., в котором мыслится различие (А = А и ? 5? А). Устойчивость проявляется как Т. изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость - как нарушение этого Т., т. е. как Р. внутри Т. Диалектик скажет, что Р. существует внутри Т, а Т. внутри Р. Особый интерес представляет Т. диалектических противоположностей. Само диалектическое противоречие Гегель определил как существенное различие явлений в рамках Т. (целого), а сутью диалектики он считал рефлексию (взаимоотражение) противоположностей вплоть до отождествления противоположностей в "третьем" (новом качестве).
Д. В. Пивоваров
Принцип индивидуации, выражающий онтологический аспект проблемы Т., гласит: всякая вещь неповторима и единственна в каком-либо отношении. Однако в некотором ином отношении та же вещь может перестать быть неповторимой. Принцип индивидуации, по мнению Д. Юма, есть не что иное, как неизменяемость и непрерывность какого-либо объекта при предположении изменения во времени. Нет абсолютно тождественных вещей ? и Y. Вместе с тем наличие объективно-общих моментов в ? и Y позволяет людям осуществлять в практических или познавательных целях абстракцию отождествления различных объектов ? и Y (принцип тождества неразличимых Г. Лейбница).
Теория диалектики требует рассматривать Р. в единстве с Т, всякий раз задавая систему отсчета для их сравнения. В зависимости от задаваемого уровня анализа выделяют разные типы Т. и Р. Так, В. В. Ким предлагает три уровня глубины Т. и Р.: а) при сравнивании ? и Y как уникальных единичных вещей между ними можно выявить сингулярное Т. и Р.; б) при сопоставлении ? и Y как компонентов основных видов материи (например, как чего-то физического или биологического) между ними возможно установление субстратного Т. и Р.; в) ? и Y могут быть субстанционально-тождественными или субстанционально-различными, если они восходят к одной и той же субстанции или принадлежат разным субстанциональным началам.
Со временем интерес исследователей к разным аспектам взаимосвязи Т. и Р. меняется. Так, античные философы, по мнению Т. И. Ойзермана, стремились представить все существующее как субстанционально-тождественное, а различие - как видимость. С XVII в. ученые начинают все более пристально изучать различия вещей, стремясь не столько к генерализациям, сколько к индивидуализации объектов. В основу своей монадологии Лейбниц кладет идею о субстанциональном различии между уникальными монадами. Для Гегеля же, напротив, характерно пренебрежение к единичному и индивидуальному, он переносит акцент на общее и тождественное. Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль в ее "механизме" могут играть именно Р., а не Т. (М. Н. Руткевич) Не случайно неокантианцы объявили наиболее подходящим для гуманитарных наук идиографический метод: если естествознание обобщает и устанавливает законы, то история - индивидуализирует, выделяет исторические индивидуумы.
Традиционная формальная логика привычно пользуется понятием абстрактного Т. (А = А) и законом тождества, не принимая во внимание исторических изменений, происходящих с ее объектами. Диалектическая логика, напротив, учитывает изменчивость обсуждаемых объектов и пользуется понятием конкретного Т., в котором мыслится различие (А = А и ? 5? А). Устойчивость проявляется как Т. изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость - как нарушение этого Т., т. е. как Р. внутри Т. Диалектик скажет, что Р. существует внутри Т, а Т. внутри Р. Особый интерес представляет Т. диалектических противоположностей. Само диалектическое противоречие Гегель определил как существенное различие явлений в рамках Т. (целого), а сутью диалектики он считал рефлексию (взаимоотражение) противоположностей вплоть до отождествления противоположностей в "третьем" (новом качестве).
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь