ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Тождество и различие
исходные категориальные характеристики бытия как соотношения aRb. Их не удается определить через другие категории. Мы принимаем как факт, что a не есть b, т.е. соотносящиеся сущие различны, и, в то же время, в данном соотношении a остается тождественным самому себе, так же как и b. И от этого не уйти, когда сущее соотносится с самим собой, например в процессе осознания себя или находясь в ситуации противоречия с самим собой: оно и тождественно самому себе, и – в указанных соотношениях - отличается от самого себя.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 68-71; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 17-18; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 66-67; ег же. Триада бытия. СПб. 2006. С. 92.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
категории, выражающие отношения между объектами, характеризующиеся либо как предельный случай равенства объектов, когда совпадают не только все родовые, но и все индивидуальные их свойства (Т.), либо как неравенство, когда признаки, к-рые есть у одних объектов, отсутствуют у др. (Р.). Категория Т. находится в неразрывном единстве с категорией Р. Наиболее тесную связь Т. и Р. можно наблюдать в отображении движения и развития объектов, где Т. существует внутри Р. и наоборот. Объективной основой такого взаимопроникновения явл. единство устойчивости и изменчивости вещей: устойчивость проявляется как самотождественность вещи, а изменчивость — как нарушение Т., как Р. внутри Т. В математике Т. — это уравнение, к-рое удовлетворяется тождественно, т.е. справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т. реальным, если каждая вещь имеет своеобразие, (см. Универсалии). Благодаря появлению понятия абстрактного объекта, проблема универсалий стала решаемой. Абстрактным объектом называется реальный объект, характеризуемый по какому-нибудь одному свойству. Поскольку нет двух действительно тождественных вещей, путем абстрагирования выделяются такие объекты, в которых можно актуально установить Т. Для абстрактных объектов Лейбниц ввел принцип Т. неразличимых: один объект тождественен второму, если и только если все свойства одного и второго объекта являются общими. Итак, Т. двух реальных объектов определяется на основании их общего признака, различие двух реальных объектов - исходя из наличия индивидуального признака. Таким образом, в зависимости от выделяемых признаков, между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. С этих позиций, познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.
А.Н. Шуман

Источник: Новейший философский словарь

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
две взаимосвязанные категории философии и логики. Т. выражает равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, если все свойства (и отношения), которые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот. Р. — несовпадение, неравенство, несходство предметов явлений по какимлибо признакам. Два тела различны, когда об одном из них можно сказать нечто, чего нельзя одновременно высказать о другом (Т. Гоббс). Р. бывает внешним и внутренним. Р. характеризует один из первых этапов развития противоречия. С помощью этой категории процесс развития отражается в мышлении более глубоко, чем посредством категории Т. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: индивидуации и Т. неразличимых. Первый гласит: всякая вещь неповторима и единственна в какомлибо отношении. По Д. Юму, это не что иное, как неизменяемость и непрерывность какоголибо объекта при предположении изменения во времени. Нет абсолютно тождественных вещей А и В. Традиционная формальная логика привычно пользуется понятием абстрактного тождества (А = А) и законом тождества, не принимая во внимание исторические изменения, происходящие с ее объектами. Диалектическая логика, напротив, учитывает изменчивость обсуждаемых объектов и пользуется понятием конкретного тождества, в котором мыслится различие (А = А и А ≠ А). В зависимости от выделяемых признаков между одними и теми же объектами имеет место как Т., так и Р. Само отождествление отдельных предметов требует их предварительного отличения от других. Это означает, что Т. неразрывно связано с Р. и является относительным. С этих позиции познание свойств реальных объектов может быть интерпретировано как выявление в них Т. и Р., классифицирующих объекты по различным признакам.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
парные категории диалектики, в своей взаимосвязи отражающие единство многообразия в мире, соотносительность моментов объединения и разъединения любых ? и Y (вещей, явлений, процессов), находящихся во взаимодействии. ? и Y тождественны, когда все свойства ? объективно совпадают со всеми свойствами ?. Т. выражает предельный случай неразличимости, равенства, сходства, взаимной заменимости объектов. Полагать две вещи неразличимыми, говорил Г. Лейбниц, - означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами. Р. - несовпадение, неравенство, несходство ? и Y по каким-либо признакам. Два тела различны, когда об одном из них можно сказать нечто, чего нельзя одновременно высказать о другом (Т. Гоббс).
Принцип индивидуации, выражающий онтологический аспект проблемы Т., гласит: всякая вещь неповторима и единственна в каком-либо отношении. Однако в некотором ином отношении та же вещь может перестать быть неповторимой. Принцип индивидуации, по мнению Д. Юма, есть не что иное, как неизменяемость и непрерывность какого-либо объекта при предположении изменения во времени. Нет абсолютно тождественных вещей ? и Y. Вместе с тем наличие объективно-общих моментов в ? и Y позволяет людям осуществлять в практических или познавательных целях абстракцию отождествления различных объектов ? и Y (принцип тождества неразличимых Г. Лейбница).
Теория диалектики требует рассматривать Р. в единстве с Т, всякий раз задавая систему отсчета для их сравнения. В зависимости от задаваемого уровня анализа выделяют разные типы Т. и Р. Так, В. В. Ким предлагает три уровня глубины Т. и Р.: а) при сравнивании ? и Y как уникальных единичных вещей между ними можно выявить сингулярное Т. и Р.; б) при сопоставлении ? и Y как компонентов основных видов материи (например, как чего-то физического или биологического) между ними возможно установление субстратного Т. и Р.; в) ? и Y могут быть субстанционально-тождественными или субстанционально-различными, если они восходят к одной и той же субстанции или принадлежат разным субстанциональным началам.
Со временем интерес исследователей к разным аспектам взаимосвязи Т. и Р. меняется. Так, античные философы, по мнению Т. И. Ойзермана, стремились представить все существующее как субстанционально-тождественное, а различие - как видимость. С XVII в. ученые начинают все более пристально изучать различия вещей, стремясь не столько к генерализациям, сколько к индивидуализации объектов. В основу своей монадологии Лейбниц кладет идею о субстанциональном различии между уникальными монадами. Для Гегеля же, напротив, характерно пренебрежение к единичному и индивидуальному, он переносит акцент на общее и тождественное. Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль в ее "механизме" могут играть именно Р., а не Т. (М. Н. Руткевич) Не случайно неокантианцы объявили наиболее подходящим для гуманитарных наук идиографический метод: если естествознание обобщает и устанавливает законы, то история - индивидуализирует, выделяет исторические индивидуумы.
Традиционная формальная логика привычно пользуется понятием абстрактного Т. (А = А) и законом тождества, не принимая во внимание исторических изменений, происходящих с ее объектами. Диалектическая логика, напротив, учитывает изменчивость обсуждаемых объектов и пользуется понятием конкретного Т., в котором мыслится различие (А = А и ? 5? А). Устойчивость проявляется как Т. изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость - как нарушение этого Т., т. е. как Р. внутри Т. Диалектик скажет, что Р. существует внутри Т, а Т. внутри Р. Особый интерес представляет Т. диалектических противоположностей. Само диалектическое противоречие Гегель определил как существенное различие явлений в рамках Т. (целого), а сутью диалектики он считал рефлексию (взаимоотражение) противоположностей вплоть до отождествления противоположностей в "третьем" (новом качестве).
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
230.57 кб

Концепты тождества и различия в философии свободы

Кармазина Елена Викторовна
В статье представлен теоретический анализ классической проблематики индивидуальности/тотальности в философии свободы.
Читать PDF
3.35 мб

Тождество и различие как коммуникативные универсалии

Гутнер Г. Б.
Читать PDF
365.94 кб

Тождество и различие гендерного и полового воспитания

Грехнев Вадим Сергеевич
В статье на основе соотношения биологического и социального во взаимоотношениях и поведении людей разных полов анализируется тождество и различие их гендерного и полового воспитания.
Читать PDF
3.38 мб

Диалектика тождества и различий в истории русского триолета

Останкович Анатолий Вячеславович, Бублик Евгения Викторовна
Статья посвящена осмыслению основных тенденций развития триолета в русской поэзии XVIII-XX вв.
Читать PDF
123.22 кб

Тождество, различие и повторение в метафорах первобытной культуры

Шаповалова Татьяна Александровна
Статья посвящена проблеме применения онтологических категорий тождества, различия и повторения в философском анализе культуры.
Читать PDF
201.69 кб

Беспорядки на Ближнем Востоке и в Великобритании: тождество различий

Готнога А. В.
В статье предпринята попытка объяснить причины беспорядков на Ближнем Востоке и в Великобритании в 2011 г. Дается критический анализ концепции «молодежного бугра».
Читать PDF
251.20 кб

ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ АНТИСАНКЦИОННЫХ ЭКОНОМИК В ИРАНЕ И РОССИИ

Расулинежад Э., Бузари Б.
В этой статье рассмотрены тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России.
Читать PDF
147.82 кб

Гегелевское положение о конкретности тождества в «Работе о различии»

Буряк И. В.
Трактат «Различие систем философии Фихте и Шеллинга» (1801) является самой ранней философской публикацией Гегеля.
Читать PDF
312.21 кб

"философия экономики" vs "философия хозяйства": тождество или различие?

Ильин В.
В статье рассматривается проблема "философии экономики" в ее соотношении с "философией хозяйства". Акцентируется внимание на несоответствии "софиологии" запросам современного экономического бытия.
Читать PDF
126.98 кб

Научная и философско-антропологическая экспертизы: тождество и различия

Горина Анна Владимировна
Статья посвящена проблеме экспертизы и ее типологии. Особым типом экспертизы впервые представлена философско-антропологическая экспертиза, выделена ее объектная и субъектная специфика.
Читать PDF
40.95 кб

Тождество и различие социокультурных характеристик студентов вузов различного типа

Богданова Ирина Николаевна, Филоненко Виктор Иванович, Штомпель Олег Михайлович, Штомпель Людмила Александровна
В статье проводится сравнительный анализ социокультурных характеристик студентов естественно-гуманитарных, инженерно-технических и сельскохозяйственных вузов в их динамическом развитии
Читать PDF
271.81 кб

Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике г егеля

Протопопов Иван Алексеевич
В статье раскрывается значение понятия ничто как соотносящегося с собой отрицания, которое образует в «Науке логики» Гегеля собственную структуру сущности в ее рефлективных определениях тождества, различия и противоречия.
Читать PDF
145.95 кб

Тождество и различие между естественными и историческими потребностями и способностями человека

Полозова В. П.
В статье рассматриваются естественные и исторические потребности и способности человека как две взаимополагающие и взаимоисключающие стороны сущностных сил человека, их тождество и различие, неизбежность их неостановимого саморазв
Читать PDF
4.24 мб

«ДИАЛОГ» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: К ПРОБЛЕМЕ ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬ

Пылънева Лада Леонидовна
Культура европейской части России, в том числе и культура крупных городов, связана с Сибирью многими нитями: об этом свидетельствуют и очевидные, лежащие на поверхности факты, и более глубинные процессы.
Читать PDF
357.89 кб

Выборы и конкуренция: тождество и различие (сравнительный анализ американского и российского политич

Кузьмина Оксана Владимировна, Танцура Марина Сергеевна
В статье исследуются причинные основания, обусловливающие конкурентный характер президентских выборов в США и бесконкурентный в России.