ТОЖДЕСТВА ЗАКОН

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тождества закон
в логике) закон, согласно которому в процессе рассуждения любая законченная мысль (суждение, выражение) должна употребляться в одном и том же значении.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Тождества закон
один из основных логических законов, устанавливающий отношение мысли к самой себе. Его требование: любая конкретная мысль должна быть тождественной самой себе, то есть иметь строго определенное и неизменное содержание.

Источник: Традиционная логика. Словарь по книге

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
один из основных законов логики, по которому любая мысль должна быть равна самой себе, т. е. должна быть ясной, точной и определенной (нельзя подменять и путать понятия, создавать двусмысленность, уклоняться от темы, употреблять одни и те же слова в разных значениях или вкладывать одни и те же значения в разные слова и т. п.).

Источник: Краткий курс логики: глоссарий

Закон тождества
(древ.‑рус. тожьство – тоже) – каждая правильная мысль должна быть определённой и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. З. т. запрещает путать и подменять понятия в рассуждениях, употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать в одно и то же значение в разные слова, создавать двусмысленность, уклоняться от темы. Формула З. т.: А = А, где А – это любое понятие, высказывание или рассуждение.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
один из фундаментальных законов формальной логики и рассудочного мышления, запрещающий произвольно менять в ходе конкретного рассуждения и аргументации смысл и значение используемых понятий (терминов). Императивно это означает соблюдение требования определенности мышления. Формальная запись закона тождества такова: А = А. Без соблюдения этого требования абсолютно невозможно никакое рациональное рассуждение, а тем более — логическое доказательство. (См. мышление, рассудок, логика).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
в логике закон, согласно которому в процессе рассуждения любая законченная мысль (суждение, выражение) должна употребляется в одном и том же смысле. Непреложность закона тождества в исчислениях высказываний выражается теоремой: если при утверждении высказывания отрицается закон тождества, то тем самым отрицается и утверждение этого высказывания. На практике закон тождества предполагает некую идеализацию действительного характера тех объектов, о которых идет речь в данном высказывании, отвлечение от их развития и изменения, но это правомерно вследствие относительной устойчивости всех явлений в мире.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Тождества закон
закон логики, согласно к-рому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различия и отождествления тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении. На деле, однако, такое различение и отождествление не всегда возможно (Тождество). Т. з. предполагает поэтому некоторую идеализацию действительного характера тех объектов, о к-рых идет речь в данном рассуждении (отвлечение от их развития и изменения), правомерность чего вытекает из факта относительной устойчивости вещей и явлений объективного мира. Т. з. в описанном выше содержательном смысле следует отличать от формул логических исчислений, являющихся формальным аналогом содержательного Т. з.

Источник: Философский словарь. 1963

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
лат. lex identitatis) в логике высказываний, закон постоянства высказываний: любая законченная мысль (суждение), выраженная в определ. форме высказывания и имеющая определ. истинностное значение, должна сохранять свою первонач. форму и свое значение в нек-ром известном заранее или подразумеваемом контексте. Для переменных в исчислении высказываний контекст действия Т. з. не фиксирован и не ограничен, а в приложениях логики (в моделях) он определяется ролью высказываний относительно модели. Этой особенностью Т. з. обусловлен, в частности, и выбор параметров при переводе с естеств. языка на язык логики: в пределах данного перевода каждый параметр может заменять только одно высказываниеконстанту, а разные высказыванияконстанты должны заменяться разными параметрами. Непреложность Т. з. в классич. и интуиционистском исчислениях высказываний выразима теоремой: если при утверждении высказывания отрицается Т. з., то тем самым отрицается и утверждение этого высказывания. В логике предикатов Т. з. полностью сохраняется для той ее части, к-рая совпадает с логикой высказываний, а для универсума подразумеваемой модели вводится понятие о тождестве, имеющее значение для всей логики.

Источник: Советский философский словарь

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
лат. principium identitatis) 1) В традиц. формальной логике – один из осн. мышления законов наряду с достаточного основания принципом, пpинципом исключенного третьего и пpотиворечия законом. Т. з. не равнозначен понятию тождества. Традиц. формула Т. з. х=х (к-рой в логике и в философии зачастую исчерпывалось понятие о тождестве) выражает лишь рефлексивность отношения тождества (вообще отношений типа равенства) и недостаточна для характеристики понятия (предиката) тождества, любое нетривиальное употребление к-рого основано на принципе отождествления неразличимых, т.е. предполагает отождествление лишь относительно неразличимых объектов – неразличимых в рамках той или иной абстракции отождествления (в интервале абстракции отождест-в л е н и я), что, напр., является типичным для прикладных логико-матем. исчислений. Поэтому в приложениях логики Т. з. потерял свое некогда фундаментальное значение "принципа, выражающего неизменность сущего" (к-рое, кстати, незаслуженно ему приписывалось), уступив место тем или иным определениям предиката тождества (равенства), не имеющим ничего общего с "метафизическими основоположениями" формальной логики. Поскольку рефлексивность тождества указывает на индивидуализацию, формулу х=х, входящую в аксиоматич. определение предиката тождества (а следовательно, и традиц. Т. з.), естественно рассматривать как логич. характеристику понятия "индивидуальное" (подробнее об этом см. в ст. Тождество). Абстракция х=х – тавтология. И хотя она не зависит от выбора универсума рассуждения (см. Универсум), в интерпретации ей должна соответствовать определенная онтология – эта абстракция должна иметь объективную значимость, если, конечно, полагать, что содержание наших абстракций (в качестве объекта абстрагирования) не зависит от абстрагирующей деятельности мышления, существует независимо от него. 2) В совр. формальной (математической) логике Т. з. наз. обычно формулу логики высказываний А?А, выражающую свойство рефлексивности импликации, и любой вариант подстановки в эту формулу. О Т. з. см. также ст. А = А, Равенство в логике и математике, Эквивалентность и лит. при этих статьях. М. Новоселов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН

- логический закон, согласно которому всякое высказывание влечет (имплицирует) само себя. Внешне это самый простой из логических законов. Его можно передать так: если высказывание истинно, то оно истинно. Напр.: "Если трава зеленая, то она зеленая", "Если трава черная, то она черная".
Т. з. выражает идею, что каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей собственной истинности.
С применением символики логической закон записывается так (р - некоторое высказывание; -> - импликация, "если, то"):
если р, то р. Иногда Т. з. именуется формула с эквивалентностью (= - "если и только если"):
Р = Р,
р в том и только том случае, если р.
Т. з. принято называть и принципы аналогичного содержания, относящиеся не к высказываниям, а к именам (A - некоторое имя): "Всякое A есть A" и "Некоторые A есть A". Напр.: "Всякий человек есть человек", "Некоторые квадраты - это квадраты". "Некоторые" здесь означает "по меньшей мере некоторые, а может быть, и все", но не "только некоторые, но не все".
Принцип "Всякое А есть A" иногда называют аристотелевски м Т. з.
Традиционная ошибка, связанная с Т. з., - подмена его требованием устойчивости, определенности мысли в ходе рассуждения. Еще Аристотель писал, что невозможно ничего мыслить, "если не мыслишь (каждый раз) что-нибудь одно". В процессе рассуждения значения понятий и утверждений не следует изменять. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными другому объекту. Если мы начали говорить, допустим, о звездах как небесных телах, то слово "звезда" должно, пока мы не оставим эту тему, обозначать именно эти тела, а не звезды на погонах или елочные звезды.
Требование не изменять и не подменять значения в ходе рассуждения справедливо. Но оно не относится к законам логики, точно так же как не относится к ним совет выделять обсуждаемые объекты по достаточно устойчивым признакам, чтобы уменьшить вероятность подмены в рассуждении одного объекта другим.
Несостоятельно и имеющее долгую традицию истолкование Т. з. как одного из законов бытия, говорящего о его относительной устойчивости и определенности. Понятый так закон превращается в утверждение, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Такое истолкование является, конечно, недоразумением. Т. з. ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается той же, то она остается той же.

Источник: Словарь по логике