Торндайк, Эдвард Ли

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Торндайк, Эдвард Ли

американский психолог (Уильямс-берг, Массачусетс, 1874 —Монтроз, Нью-Йорк, 1949). Один из основателей психологии поведения. Изучал, в частности, процесс приобретения знаний.

Источник: Философский словарь

Торндайк, Эдвард Ли

род. 31 авг. 1874, Уильямсбург, Массачусетс - ум. 1949) - амер. психолог и философ; с 1904 по 1940 - профессор педагогического колледжа Колумбийского унта; прагматист. Разработал методику исследования поведения животных при помощи "проблемных клеток" (клеток с секретом, механизм которого должно "открыть" само животное); сформулировал закон "проб и ошибок". Написал ряд работ, в т. ч.: "Animal intelligence", 1911; "The psychology of learning", 1914; "The Measurement of intelligence", 1926; "Fundament of learning", 1932; "Human nature and social order", 1940.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Торндайк, Эдвард Ли

(31 авг. 1874 – 9 авг. 1949) – амер. психолог, работавший гл. обр. в области сравнит, психологии и проблем обучения. Проф. Колумбийского ун-та (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи "проблемных клеток", т.е. клеток с секретом, механизм к-рого должно "открыть" само животное. Эта методика заложила основы новой схемы эксперимента: создание проблемной ситуации – регистрация движений. На основе своих опытов Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т.е. не наступает характерное для человека внезапное понимание, выражающееся в принятии решения на основе единств. пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. для объяснения пути такого приспособления сформулировал закон "проб и ошибок": пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Впоследствии этот закон был перенесен на человека (опыты Руггера). Работы Т. в сравнит. психологии способствовали разрушению традиции антропоморфич. истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По сути дела Т. (без введения самих терминов) сконструировал осн. схему анализа поведения, характерную для бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за неполностью преодоленный субъективный подход. В совр. психологии (в т.ч. в сов. психологии, а также в работах Пиаже, Холла, Толмена и др.) показано, что закон проб и ошибок не выражает характерной для поведения направленности каждой пробы, ее включенности в определ. психич. структуру; в сущности, этот закон применим лишь к узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Концепция Т. подвергалась критике также за ее механицизм. Свои методы Т. применил для исследования обучаемости детей. Его осн. работа в этой области "Педагогическая психология" ("Educational psychology", ?. ?., 1903) оказала большое влияние на исследования обучения в США, в т.ч. и на совр. амер. концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биологич. позиций; центральным здесь был для него "закон эффекта" – зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Соч.: Animal intelligence, ?.?., 1911; Human nature and the social order, N. Y., 1940; в рус. пер. – Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М.. 1929; Психология арифметики, М.–Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935. Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, с. 397–481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N. Y., [1950]. H. Алексеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1