ТОРМОЖЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ТОРМОЖЕНИЕ
(Hemmung) — в психологии симптом ограничения функций Я, производимого путем вытеснения побуждений, через обусловленное средой чувство неполноценности и связанное с этим обеднение энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего Сверх-Я. В педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т. д. В метафизике Макса Шелера торможение и растормаживание являются двумя основными функциями духа, который растормаживает «могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное количество образов порыв, — этот порыв должен нести ответственность за действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и идеями», — с тем чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском действительности (М. Scheler. Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1949).
M. Scheler. Die Wissensformen und die Gesellschaft, 1926;Schultz-Henke. Der gehemmte Mensch, 1940.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТОРМОЖЕНИЕ
в психологии активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров; прерывание органических функций определенными нервами, в частности вагусом, путем раздражения которого можно замедлить биение сердца или совсем остановить его. Торможение является симптомом ограничения функций Я, производимого путем вытеснения побуждений (см. Комплекс) и связанного с ним обеднения энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего сверх-Я. В педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т. д. Большая часть воспитательной работы состоит в том, чтобы устранить нежелательное торможение и создать желательное. В метафизике Макса Шелера торможение и растормаживание являются двумя осн. функциями духа, который растормаживает "могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное количество образов порыв, - этот порыв должен нести ответственность за действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и идеями", - с тем чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском действительности ("Die Stellung des Menschen im Kosmos", 1928).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • СОСТОЯНИЕ ТОРМОЖЕНИЯ

    неспособность действовать. Состояние «психического» торможения — это навязчивая невозможность реализовать те или иные склонности (например, сексуальные); оно называется «двигательным», если на