ТОМИЗМ И НЕОТОМИЗМ

Найдено 1 определение
ТОМИЗМ И НЕОТОМИЗМ
(лат. Thomas — Фома) — философские учения католицизма, основанные на взглядах средневекового схоласта, теолога 13 в. Фомы Аквинского. Томизм — это философская система самого Фомы Аквинского и его последователей в средние века, призванная обосновать догматы христианской религии. Центральное место в томизме занимала идея гармонии естественного, т. е. человеческого, разума и религиозной веры. Фома Аквинский утверждал, что в христианском вероучении есть положения, к-рые могут быть доказаны с помощью разума. Таковы, напр., положения о том, что бог — это первопричина всех вещей в мире, разумное, совершенное существо. К положениям, к-рые недоступны разуму, могут быть только объектом веры, он относил идею божественного творения мира из ничто, догмат о троичности бога и др. Весь мир рассматривается томизмом как иерархическая, разделенная на ступени система. Низшую, самую несовершенную ступень в ней занимает материя, природа, высшую — сверхчеловеческий дух, абсолютное сознание, к-рое творит все существующее. Крушение феодализма, подорвавшее политическую и идеологическую мощь католической церкви, ослабило влияние томизма. Он начинает возрождаться в форме неотомизма (с сер. 19 в.), когда буржуазия из страха перед растущим движением пролетариата стала использовать идеологию католической церкви для борьбы против революционных идей. В 1879 г. неотомизм был объявлен официальной философской доктриной католической церкви. В настоящее время неотомизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений идеалистической философии. Наиболее видными его представителями считаются Маритен, Жильсон, де Фриз, Лотц, Бохенский и др. Неотомизм воспроизводит основные положения учения Фомы Аквинского и сочетает их с элементами более поздних и современных идеалистических учений (Канта, Гегеля, Бергсона, Гуссерля, Хайдеггера, Ясперса и др.). Введенный Фомой Аквинским принцип гармонии разума и веры служит неотомистам основанием для фальсификации различных научных теорий (теории относительности, учения о происхождении человека, эволюционной теории и др.). Неотомисты спекулируют на не решенных наукой проблемах для того, чтобы защитить от ее натиска религиозные догматы. Социальная доктрина неотомизма по своему существу носит реакционный утопический характер. Католические социологи обосновывают принцип солидарности буржуазии и пролетариата, утверждают, что союз этих классов станет платформой для перехода от буржуазного общества к некоему третьему обществу, к-рое якобы не будет ни капиталистическим, ни социалистическим.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970