ТОМАС Уильям Айзек
Ядро теории Т.- понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанецким кн. «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. l-5, 1918-20) осн. внимание уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция, порождающие мн. болезни совр. общества.
Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни и личностных установок человека, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырех осн. желаниях человека: нового опыта, безопасности, признания и господства. В конечном счете Т. считал, что желания обусловливаются темпераментом.
Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей людей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки); богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости); творческий. Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется лишь творч. личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он видел в психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом.
В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование Т. личных документов (биограмм) - писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали переход амер. социологии к эмпирич. исследованиям.
Источник: Советский философский словарь
Thomas), Уильям Айзек (13 авг. 1863 – 6 дек. 1947) – амер. социолог, представитель психологизма в социологии. Проф. социологии Чикагского ун-та (1900–18), редактор "American Journal of Sociology" (1895–1917). В центре интересов Т. – взаимоотношение индивида и социальной группы, индивида и культурных ценностей, закономерностей поведения индивида в социальной ситуации, процессы приспособления индивида к группе и одних социальных групп к другим. Т. исходил из того, что социальная теория должна изучать человеческое поведение с помощью шкал и методов, сопоставимых с методами естеств. наук. Ядро теории Т. – понятие социальной ситуации, к-рое он определил через три взаимосвязанных элемента: 1) объективные условия (социальные нормы), 2) установки (attitude) индивида и группы, 3) определение ситуации действующим лицом. В кн. "Польский крестьянин в Европе и Америке" ("The polish peasant in Europe and America", v. 1–5, Boston, 1918–20, совм. С F. Znaniecki) осн. внимание уделено анализу второго элемента. Система ценностей как нормативных правил формирует, по Т., социальные институты, что в свою очередь приводит к возникновению социальной организации, изучение к-рой Т. считал предметом социологии, в отличие от социальной психологии как науки об установках. В последние годы Т. анализировал механизм определения ситуации. Усвоение социальных норм и ценностей, по Т., начинается с семьи и продолжается через школу, закон и церковь. В результате групповые определения ситуации (ценности) становятся "внутренними" для всех членов группы. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми, возникают конфликты и социальная дезинтеграция, порождающие мн. болезни капиталистич. общества ("Неприспособленная девушка" – "The unadjusted girl", Boston, 1923; "Ребенок в Америке" – "The child in America", ?. ?., 1928, совм. с женой D. S., Thomas). Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни человека и его индивидуальных установок, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырех осн. желаниях человека: желания нового опыта, безопасности, признания и господства. Эти желания не биологически инстинктивны, но в то же время они соответствуют нервному механизму. В конечном счете, Т. считал, что желания определяются темпераментом. Совместно со Знанецким Т. разработал типологию людей по характеру их приспособляемости к социальному окружению, выделив три осн. типа личности: 1) мещанский (для него характерны традиционные установки), 2) богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости), 3) творческий. Исходя из такой типологии, Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется лишь творч. личностями, способными на изобретения и нововведения. И хотя он связывал влияние этих личностей с зависимостью от социальных и культурных условий, источник обществ. прогресса он видел в психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом. В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование Т. личных документов ("биограм") – писем, дневников, автобиографий. Работы Т., знаменующие переход амер. социологии к эмпирич. исследованиям, оказали значит. влияние на ее развитие. Соч.: Sex and society, Chi.–L., 1907; Race psychology: standpoint and questionnaire, with particular reference to the immigrant and the Negro, "American Journal of Sociology", 1912, v. 17, No 6; The persistence of primary-group norms in present-day society and their influence on our education system, в сб.: Suggestions of modern science concerning education, N. Y., 1917; Source book for social origins, 2 ed., Boston, 1920; Configurations of personality, в сб.: The unconscious. A symposium, N. Y., 1927, p. 143–77; Primitive behavior, N. Y.–L., 1937; Social behavior and personality, ed. by E.H. Volkart, N. Y., 1951; On social organization and social personality. Selected papers, ed. with an introduction by M. Janowitz, Chi., 1966. Лит.: Young К., Contributions of W. T. Thomas to sociology, "Sociology and Social Research", 1962, v. 47, No 1; 1963, v. 47, No 2–4. И. Добронравов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.