последователи религ. — этического учения Л.Н. Толстого. Как общественное движение возникло в 80 — 90-х гг. 19 в. в России. Оставаясь в русле христ. традиции, Т. превратили в догму религ. этическое учение великого писателя с особым акцентом на тезис о «непротивлении злу насилием». К офиц. Правосл. церкви относились критически, налаживая контакты с преследуемыми в дореволюц. России духоборцами, молоканами, трезвенниками и др. Сам Л.Н. Толстой выступал против использования его учения в кач-ве новой сектантской доктрины, издав в 1906 брошюру «Против толстовства».
Осн. организационной формой движения являлось создание трудовых общин и сельскохозяйственных колоний, преобразованных в постреволюц. время в толстовские коммуны. С началом коллективизации коммуны были разогнаны, а их члены подверглись репрессиям.
Толстовское учение имело своих приверженцев во мн. странах мира, не принимая, однако, к.-л. особых конфес. форм. В 1991 была создана и зарегистрирована религ. ассоциация «Духовное Единство», объединяющая российских последователей толстовства. Называясь христ. церковью, ассоциация и входящие в нее общины ставят своей целью распространение религ. принципов толстовского учения, веротерпимости, единения всех мировых религий и создание универсальной общечеловеческой религии, духовно-нравственное совершенствование человека для формирования гармоничной личности. Ассоциация издает газету «Духовное единство», предполагает учредить Академию самосовершенствования «Духовного Единства» с целью подготовки катехизаторов и священнослужителей движения.