ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Толерантность
лат. tolerantia – терпимость) – термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Толерантность
терпимость к иным взглядам, привычкам, традициям, отличным от тех, которых придерживается данный человек или группа.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпимость к чужому мнению и убеждениям, бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому, иному. Оптимальная стратегия существования в сложном, культурно разнообразном, динамичном, индустриальном, глобальном мире.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Толерантность
от лат. tolerantia — терпение) — 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние некоторых экологических факторов; 3) полное или частичное отсутствие иммунологической реакции — потеря организмом способности вырабатывать антитела.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Толерантность
терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре; один из основных демократических принципов, связанный с концепцией плюрализма, признак общей и политической культуры; бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому. Оптимальная стратегия существования в сложном, динамичном индустриальном обществе.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Толерантность
от лат. tolerantia – терпение) 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей. 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

(от лат. tolerare - выдерживать, терпеть) - в ситуации нынешнего религиозного плюрализма: уважение и терпимое отношение одних общин к религиозным взглядам других, признание их права быть другими, иметь и выражать свои верования и убеждения, исключение принуждения в вопросах веры, способность к диалогу и умение сотрудничать с ними. Выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, достигнутую такими общинами. Экуменизм является примером толерантности в христианстве.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia - терпение) - 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
[от лат. tolerantia терпение] – определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этическими и др. социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Толерантность
от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности, отличным от тех, которых придерживается конкретный человек или общество в целом; выдержка, самообладание, способность к взаимному пониманию и согласованию разнородных интересов. В медицинской этике принцип толерантности предполагает заботу о сохранении жизни и здоровья человека, предотвращении болезней и облегчении страданий больных вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
1. Терпимость к людям, не похожим на нас. 2. Способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. 3. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. 4. Отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно- правовых актах в области прав человека. Толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпимость") – 1. В биологии и психологии – устойчивость организма к внешним воздействиям; способность сохранять свою стабильность, свою качественную определенность. 2. В философии, этике, социологии – качество личности, ее направленность на уважительное отношение к другому человеку, на принятие его индивидуальности, на понимание права иметь эту индивидуальность. Толерантность – терпимое отношение к другому мнению, к другой позиции, к другой культуре, какими бы экстравагантными они не казались. Толерантность, как одобряемое этикой, необходимое и положительное качество человека, не следует путать с равнодушием и примирением с асоциальными и аморальными формами бытия и поведения.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Толерантность
(лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, взглядам, признание за другими права мыслить и действовать не так, как мыслим и действуем мы. Различают толерантность а) интеллектуальную, б) моральную – состоящую в спокойном, без крайностей, отношении к различию стиля жизни, обычаев, привычек в рамках определенного общества, к различиям между культурами; в) религиозную, признающую право человека исповедовать определенную веру или быть атеистом. Границы толерантности – нарушение элементарных нравственных норм и основных правил общественной жизни, прав человека; действия, оскорбляющие, унижающие, приносящие страдания другим людям. Эти границы определяются существующими в данном обществе ценностями и законами.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
склонность к принятию точек зрения, способов действия и чувств, отличных от наших, терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верова- ниям. Выступает существен- ным субъективным фактором, способствующим стабильности и надежности конвенциальных взаимодействий. Является цивилизованной формой реагирования на несовпадения позиций сторон договорных отношений. В политическом плане толерантность противоположна обращению к насилию и политическим правонарушениям (существование политических заключенных). Так называемая философия толерантности признает принцип равенства между людьми (вне зависимости от расы (расовое деление), религии, страны и т.д.); ее задача – установить отношения диалога вместо соотношения сил, ее максима – всегда понимать точку зрения другого. Толерантность предполагает благожелательность или «великодушие», ведь только оно может оживить собой истинную симпатию (Декарт).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Толерантность
в науке – один из императивов научной деятельности и когнитивного поведения учёных, выражающийся в терпимости к альтернативным взглядам оппонентов, в уважении к их позиции, если она удовлетворяет необходимым требованиям научности и искренней заинтересованности в развитии науки и научного знания, в признании права истины за любой научной гипотезой, даже если она противоречит общепринятым в науке взглядам. Требование толерантности вытекает из понимания плюралистичного характера научной истины, относительности и историчности любой научной концепции, стремления к новизне научного знания как одной из приоритетных ценностей этоса науки. Внутренняя поддержка толерантности предполагает достаточно высокий уровень философско-методологической культуры учёного, его самокритичность и одновременно ответственность перед истиной, подлинным субъектом которой выступает только всё научное сообщество в целом как динамическая развивающаяся система.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(Toleranz; лат.)—терпимость к чуждым и вообще иного рода взглядам, нравам, обычаям и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, групп по интересам и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Любая толерантность заключает в себе внутренние ограничения, ибо она означает терпимое отношение лишь к взглядам инакомыслящих, а не к предпринимаемым против носителей толерантности мерам борьбы. В случае подчинения их фанатичной идеологии противников приходит конец и идее толерантности.
W. Rest. Т. — Eine Bildungsaufgabe und eine Gewissensfrage, 1948; G. Mensching. T. und Wahrheit in der Religion, 1955; H. Lutz (Hg.). Zur Gesch. der T. und Religionsfreiheit, 1977; R. Saage. Herrschaft, T., Widerstand, 1981; J. Blattner. T. als Strukturprinzip — ethische und psycholog. Studien zu einer Christi. Kultur der Beziehung, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(англ., фр. tolerance — терпимость, от лат. tolerantia — терпение) — терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из осн. демокр. принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. Т. — важный признак общей и полит. культуры. Т. необходима по отношению к особенностям разл. народов, наций и религий. Она явл. признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собств. позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с иными т.зр. и не избегает духовной конкуренции. Имеет неск. значений: 1) терпимость, снисходительность к к.- или ч.-л., готовность предоставить др. человеку возможность свободы мысли и действия; 2) моральное кач-во, к-рое характеризует принятие одним индивидом или об-вом интересов, убеждений, верований, привычек др. людей или сообществ; 3) стремление достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению чел. достоинства, а используя гуманит. возможности — диалог, разъяснение, сотрудничество; 4) в общем смысле: отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности организма, психики к его воздействию. Лит.: Шалин В.В. Толерантность. Ростов н/Д, 2000. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
склонность к принятию точек зрения, способов действия и чувств, отличных от наших. В частности, религиозная толерантность допускает свободу совести. Нетерпимость же влечет за собой инквизицию или подавление религиозных меньшинств в той или иной стране: евреев в Испании во время Изабеллы Кастильской (кон. XV в.), протестантов в Европе при Шарле IX (XVI в.). Толерантность — моральный принцип, связанный с элементарным уважением к моральным личностям (Бейлъ, Вольтер); это также доказательство высокого ума, потому что контакт с верованиями и практиками, отличающимися от наших, всегда обогащает ум. В наши дни фундаментальной стала уже не проблема религиозной веротерпимости, но проблема политической толерантности: она выражается существованием легальной политической оппозиции, входящей в один и тот же парламент. Отношения с оппозицией должны носить характер «диалога», способного обогатить и просветить деятельность правительства, а не характер недопонимания и враждебности (цензура, систематическая критика, или, наоборот, безразличие к критике). В политическом плане толерантность противоположна обращению к насилию и политическим правонарушениям (существование политических заключенных). Так называемая философия толерантности признает принцип равенства между людьми (вне зависимости от расы (расовое деление), религии, страны и т.д.); ее задача — установить отношения диалога вместо соотношения сил, ее максима — всегда понимать точку зрения другого. Толерантность предполагает благожелательность или «великодушие», ведь только оно может оживить собой истинную симпатию (Декарт).

Источник: Философский словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Обозначает терпимость. «Толерантным» называется человек, который терпимо относится к другим людям, к их взглядам, образу жизни и т.д. Толерантность — испытанный способ сосуществования, в лоне одного общества, различных социальных групп, отличающихся по мировоззрению, политическим взглядам и т. п. В этом смысле толерантность является позитивным социальным требованием. Однако с толерантностью связано несколько предрассудков.
Один из них состоит в понимании толерантности как абсолютного правила, не терпящего исключений. В этом случае толерантность может рассматриваться также как терпимость к тому, кто обижает других, оскорбляет их чувства и т. д. Некоторые люди трактуют толерантность настолько широко, что требуют быть снисходительными даже к тем, кто стремится к насильственному свержению толерантного строя. В этом случае мы имеем дело с двумя предрассудками. Никакая толерантность не оправдывает того, чтобы можно было обижать других людей, а толерантность, толерантную к своим врагам, нельзя считать устойчивой. Поэтому некоторые конституции (к примеру, конституция Федеративной Республики Германии) содержат статью, дающую правительству право запретить деятельность партий, принципы и практика которых противоречит толерантным принципам этой конституции. Поэтому во исполнение решения конституционного суда в Германии запрещены как неонацистские, так и коммунистические партии.
Суеверие иного рода, гораздо более опасное состоит в перенесении толерантности из сферы мировоззрения в сферу науки. Конечно, определенная степень толерантности в науке необходима, она обеспечивает развитие мысли, однако у нее есть свои границы. Естественно, не в том смысле, что людям запрещается разделять ошибочные или противоречащие науке взгляды. Это разрешается, однако средств на это никто выделять не будет. Например, если кто-нибудь станет сегодня защищать теорию Птолемея (утверждающую, что Солнце вращается вокруг Земли), никто ему этого не запретит, однако вряд ли найдется астрономический институт, который предоставит трибуну для изложения этой теории, и научный фонд, который выделит средства на подобные «исследования».
Причиной перенесения принципа толерантности из сферы мировоззрения в сферу науки обычно является скептицизм.
См.: демократия, наука, релятивизм, свобода, скептицизм.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпимость к чужому мнению и поведению. Моральные релятивисты не могут избежать вопроса о Т. в случае настаивания на несоизмеримости моральных культур, вместе с тем пытаясь избежать вывода об их неизбежной бескомпромиссной и бесплодной конфронтации. Т. должна избавить от этой конфронтации. Понимая это, моральные релятивисты оказываются в сложном положении. Согласно их установкам любая ценность не является обязательной для всех сообществ. Это правило относится и к Т., но тогда и она не является обязательной, а это противоречит исходной установке о ее необходимости. Моральные релятивисты хотели бы обосновать обязательность Т., но не в состоянии это сделать. В этой связи вновь резонно обратиться к концепции научно-теоретического ряда. Как в ее рамках может быть интерпретирована моральная Т.?
Люди находятся на различных ступенях теоретического ряда, и с этим приходится считаться. Чем выше они поднимаются по лестнице этического ряда, тем более они моральны. Но что же делать с теми, которые находятся на относительно низких ступенях этического ряда? Если они способны подниматься по нему к более совершенному знанию, то именно это следует порекомендовать им, но как же быть с теми, кто в принципе неспособен к эффективному включению в процесс наращивания своего этического ряда? В каких случаях их позиция приемлема и в каких неприемлема? Ответ на последний вопрос, очевидно, не может быть однозначным, он во многом зависит от конкретной ситуации. В любой стране функционируют те или иные предрассудки относительно наций, которые неприемлемы, будучи, подобно национализму, общественно пагубными. Т., терпимость, снисходительность, равно как и непримиримость, суровость и строгость оправданы лишь тогда, когда именно они обеспечивают принятие наиболее эффективного решения.
Интересный анализ феномена Т., обратившись к анализу религиозного плюрализма, провел Ю. Хабермас (см.). Его центральная мысль состоит в том, что Т. фильтрует поток убеждений при переходе от когнитивного уровня к практическому при его подключении к праву и морали. При этом сторонники соответственно религиозной и научной картины мира оказываются в принципиально различном положении. Первые исходят из представления о Боге, для них справедливость вторична. Вторые, наоборот, руководствуются идеей справедливости. Для верующих Т. оказывается тяжелым практическим бременем. Цивильно образованные граждане принимают необходимость Т. без каких-то особых усилий над собой, ибо такая акция прекрасно координирует с принципом справедливости. «Что для одного хорошо в его контексте, для другого может быть плохо в ином контексте» [С. 4].
Аргументация Хабермаса не во всем безупречна. Он слишком поспешно переходит от этической составляющей к политической, замыкая Т. как раз на нее. Этическая и политическая Т. — это разные вещи. Именно в сфере этики, в т.ч. в области политической этики, Т. получает свое наиболее содержательное осмысление. Вспомним, что в отличие от политологии этика обладает метанаучным статусом. Обратившись к ряду этических теорий, нетрудно обнаружить, что представители различных теорий действительно оказываются в неодинаковом положении. Сторонники учений, расположенных в глубине теоретического ряда, не способны понять приверженцев более развитых концепций. В этих условиях Т. оказывается для них внешней необходимостью.
Приверженцы наиболее развитых теорий понимают истоки ограниченности своих неудачливых оппонентов и обращаются к Т. вполне сознательно, надеясь на лучшее будущее. Позиция оппонентов принимается постольку, поскольку они не способны на большее в данное время. Курильщиков терпят не потому, что им приятно и полезно курить, а в силу неудачных попыток их переубеждения. Утверждая, что Т. всегда найдется место в любом обществе, сколь бы образованными не были его члены, Хабермас прав. Но важно подчеркнуть и другое: там, где диалог развивается успешно, способствуя совершенствованию теоретического ряда, Т. сама трансформируется, перемещаясь к его вершине. Актуальная задача состоит в придании Т. векторного характера, избегая тем самым ее грубых недоразвитых форм.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
Латинский термин «tolerantia» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как «боль», «зло» и т. п. В 16 в. к этому добавляются и др. значения: «позволение», «сдержанность». С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Важнейшим периодом в ее становлении как общественно значимого принципа была эпоха Нового времени, когда проблема толерантности решалась в форме ответа на два основных вопроса: каковы принципы сосуществования соперничающих церквей и какими должны быть взаимоотношения светской и духовной власти. Главным средством достижения толерантности в государстве являлось ограничение власти светского правителя мирскими заботами, а также и отказ в праве карать иноверцев. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно как для деятелей Реформации (М. Лютер и его последователи), так и для гуманистов, осудивших предпринятую Лютером реформу церкви (Эразм Роттердамский, Т. Мор). Отстаивая толерантность как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в евангельских текстах. В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь (С. Кастеллион, Я. Беме, М. де Лопиталь и др.). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, которая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, — вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые сохранялись и в 17 (Б. Спиноза, Р. Уильяме, Дж. Локк и др.), и в 18 вв. (П. Беиль, Ф. М. Вольтер, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг и др.). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии 16—18 вв., была защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма, как средства избежания большего зла — социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (М. Монтень, Локк, Ж.-Ж. Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь.
В 19 в. проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считали непременным условием все более полного постижения истины, общественного прогресса. В продолжении данной традиции современные сторонники толерантности видели предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов. Важно подчеркнуть, что терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т. д.).
Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение); толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию; так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека (см. Ненасилие).
Лит.: ВулъфиусА. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы BXVIII в.: Вольтер, Монтескье, Руссо. СПб., 1911; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; La tolerance aujourdhui (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIX Congres mondial de philosophie (Moscou, 22-28 aot 1993). P., UNESCO, 1993; Leder/. S. J. Histoire de la tolerance au siecle de la Reforme, 1.1—2. Aubier, 1954; Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. Hampshire, 1989.
P. P. Валитова

Источник: Новая философская энциклопедия

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(фр. tolerance « лат. tolerantia - терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Т. предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие.
В современной лит-ре Т. трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия Другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к Другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением.
В Т. Другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия — наличие у субъекта возможности не быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления (см. Ненасилие). Лат. термин «tolerantia» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как «боль», «зло» и т.п.
В 16 в. к этому добавляются и другие значения: «позволение», «сдержанность».
С 16 в. Т. трактуется и как уступка в вопросе о религиозной свободе — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой идеи Т. Важнейшим периодом в ее становлении как общественно значимого принципа была эпоха Нового времени, когда проблема Т. решалась в форме ответа на два основных вопроса: каковы принципы сосуществования соперничающих церквей и какими должны быть взаимоотношения светской власти и власти духовной. Главным средством достижения Т. в государстве являлось ограничение власти светского правителя мирскими заботами и отказ ему в праве карать иноверцев. Осмысление проблемы Т. как свободы совести верующего было характерно как для деятелей Реформации (М.Лютер и его последователи), так и для гуманистов, осудивших предпринятую Лютером реформу церкви (Эразм Роттердамский, Т.Мор). Отстаивая Т. как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в евангельских текстах.
В период конфессионального соперничества ради утверждения Т. предлагалось забыть догматические разногласия и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу к-рой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь (Эразм Роттердамский, С.Кастеллион, Я.Бёме, М. де Лопиталь и др.). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, к-рая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, - вот два основных аргумента в пользу Т., к-рые сохраняются ив 17 в. (Б.Спиноза, Р. Уильяме, Дж.Локк и др.), и в 18 в. (П.Бейль, Ф.М.Вольтер, Д.Дидро, Г.Э.Лессинг и др.). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии 16-18 вв., была защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки Т. с т.з. политического утилитаризма как средства избежания большего зла — социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (М.Монтень, Локк, Ж.Ж.Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа Т. принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности фр., понятие Т. прочно вошло в политический словарь.
В 19 в. проблема Т. получаст дальнейшую разработку в либеральной философии. Т. понимается как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными т.з. и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считают непременным условием все более полного постижения истины, общественного прогресса.
В продолжении данной традиции современные сторонники Т. видят в ней предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов. Важно подчеркнуть, что терпимость к чужой т.з. не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Т. особенно необходима в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопрос религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т.д.). Т. как важный элемент культуры общения признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Т. является ключевым нравственным принципом гражданского общества.
В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная Т. открывает путь произволу и насилию, так что ни при каких обстоятельствах Т. не должна оборачиваться попустительством злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека. Лит.: Вольтер Ф.М. Трактат о веротерпимости // Собр. соч. в 3 т. Т. 1. СПб.: Вестник знания, 1910; Вульфиус А.Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII в. Вольтер, Монтескье, Руссо. СПб.: Тип. им. М.А. Александрова, 1911; Локк Дж. Послание о веротерпимости // Соч. в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988; Encyclopedic ou Diclionnairc raisonnc des sciences, des arts, et des metiers. V. 16. Stuttgart: Bad CannstafT, 1967; La tolerance aujourdhui (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIX Congres mondial de philosophic (Moscou, 22-28 aout 1993). Paris: UNESCO, 1993; Lecler J. Histoire de la tolerance au sciecle de la Reforme. V. 1-2. Aubier: Editions Montaigne, 1954; Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. Hampshire: Macmillan Distribution Ltd, 1989. P. P. Bcuumoeo

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Толерантность: понятие и концепция

Подгорецкий Й.
The article is devoted to the problem of tolerance, its philosophical, sociological and psychological analysis; the evolution of this notion is traced.
Читать PDF
0.00 байт

Плюрализм, толерантность, истина: к соотношению понятий

Колчигин С. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Культура мира, толерантность и межэтнические отношения

Маркович Данило Ж.
Читать PDF
0.00 байт

Терпимость, насилие и толерантность

Красиков В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность как условие существования социума

Разбегаева Людмила Павловна, Крутова Ирина Владимировна
В историческом аспекте представлены этапы становления отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания

Лопухова Юлия Викторовна
В результате проведенного автором категориального анализа понятия «толерантность» доказыва­ется, что толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания отвечает признакам научного поняти
Читать PDF
0.00 байт

Терпимость и толерантность: сходство и различие

Золотухин Владимир Михайлович
В статье рассматривается соотношение понятий терпимость и толерантности. Дается их сходство и различие на основе историко-философской ретроспективы.
Читать PDF
0.00 байт

Ирония и толерантность: уроки странствий Мендеса Пинто

Лаурсен Джон Кристиан
«Странствия» Фернана Мендеса Пинто рассматриваются автором с точки зрения «интерпретативной истории».
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность и социокультурная ментальность

Золотухин Владимир Михайлович
Рассматриваются социокультурные основания толерантности и их обусловленность национальной ментальностью.
Читать PDF
0.00 байт

Право на толерантность

Золотухин Владимир Михайлович
Определяется "право на толерантность", его основания и специфика проявления. Подчеркивается, что оно связано с уважением "Другого" и признанием его достоинства и права иметь отличное мировоззрение или политическую позицию.
Читать PDF
0.00 байт

О семантическом поле понятия «Толерантность»

Белозёрова Анна Сергеевна
Статья посвящена феномену «толерантность» в современном меняющемся обществе. Обосновывается актуальность темы исследования. Раскрывается проблема семантического поля понятия «толерантность» и его вариативный характер.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность: «За» и «Против»

Логинов Алексей Валерьевич
Рассматриваются основные аргументы, направленные на защиту, ограничение, пересмотр или отказ от толерантности в качестве моральной ценности и политического принципа.
Читать PDF
0.00 байт

Новые подходы в исследовании категории «Толерантность»

Касьянова Евгения Ивановна, Виноградова Нина Иннокентьевна
В статье доказывается, что толерантность имеет социокультурные традиции в жизни России, в русской философской мысли XIX-XXв.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность в аспекте различных научных направлений

Мосолова Светлана Юрьевна
Рассматриваются семантический анализ толерантности, теоретические подходы к пониманию термина с точек зрения разных научных направлений: медицины, философии, религии, социологии, этики, психологии, педагогики.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность и объективность в методологии религиоведческих исследований

Римский В. П., Римская О. Н.
В статье рассматриваются методологические проблемы современного религиоведения, эпистемологические парадоксы, связанные с «объективность» и «толерантностью» в социально-гуманитарных исследований.