Тоффлер, Элвин

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тоффлер, Элвин

род. 4 окт. 1928, Нью-Йорк) - амер. социолог и футуролог, один из авторов концепции "сверхиндустриальной цивилизации". В работах "Столкновение с будущим", 1972 ("Futureshock", 1970), "The ecospasm. Report", ("Доклад об экоспазме") 1975, "The thirdwave", ("Третья волна"), 1980, говоря о том, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации, предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке 20 и 21 вв. Др. произв.: "The futurists", 1972; "The culture consumers", 1973.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Тоффлер, Элвин

(р. 1928) — амер. социолог, философ и публицист-футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. В своих исследованиях приходит к выводу, что человечество переживает новую технол. революцию, ведущую к непрерывному обновлению соц. отношений и созданию «сверхиндустриальной цивилизации» (термин Т.). Осн. соч.: «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Культурные потребители» (1973), «Доклад об эко-спазме» (1975), «Третья волна» (1980), «Восприимчивая корпорация» (1985) и др. Соч.: Третья волна. М., 1999; Шок будущего. М., 2001; Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001. Лит.: Баталов Э.Я. Между прошлым и будущим. О книге Олвина Тоффлера «Третья волна» // Иностр. литература. 1981. № 9; Хозин Г. Еще один гимн постиндустриализму // Мировая экономика и международные отношения. 1981. № 4. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Тоффлер, Элвин

р. 4.10.1928, Нью-Йорк), амер. социолог и публицист, один из авторов концепции «постиндустриального общества», по его терминологии, «сверхиндустриальной цивилизации». В работах «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Доклад об экоспазме» («The eco spasm. Report», 1975), «Третья волна» («The third wave», 1980) и др. утверждает, что человечество переживает новую технологич. революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к выводу о неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порожденными науч.-технич. революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими форму глобальных конвульсий. По политич. взглядам близок к популизму, разделяя мелкобурж. утопич. представления о возможности создания справедливого общества в процессе радикальных демократич. реформ капитализма.

Источник: Советский философский словарь

Тоффлер, Элвин

род. в 1928 г.) - американский публицист и футуролог. Всемирную известность Тоффлеру принесла его книга «Шок будущего», переведенная на многие языки. Ее основная идея: ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации, оказывающих шоковое воздействие на индивида и на общество в целом. В данных условиях сохранение демократии возможно лишь на основе ее расширения и признания плюрализма как основного принципа во всех сферах общественной жизни. Эти идеи были теоретически углублены в книге «Третья волна», посвященной направлению изменений в жизни современного общества. Кризис, переживаемый современным обществом, Тоффлер объясняет переходом к новой цивилизации «третьей волны» (первая - аграрная цивилизация, вторая - индустриальная). Современное общество, по мнению Тоффлера, может выжить в неизбежных катаклизмах лишь при условии перехода к новым формам социальной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.

Источник: Человек и общество. Культурология

ТОФФЛЕР ЭЛВИН
(р. 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества (сверхиндустриальной цивилизации). Описал фундаментальные перемены во всех сферах жизнедеятельности человека, вызванные революционными изменениями в области технологий и названные волнами: первая сельскохозяйственная революция, приведшая к образованию аграрной цивилизации, существовавшей несколько тысячелетий; научнотехническая революция, породившая индустриальную цивилизацию. В последней трети XX в. её энергия начала ослабевать под воздействием третьей волны технологических изменений — информационной революции, грозящей уничтожить институты и ценности индустриальной цивилизации. Шок будущего — страх и дезориентация поражает людей, не подготовленных к изменениям, скорость которых в сверхиндустриальном обществе постоянно нарастает. Общество разрывается на части преждевременно наступающим будущим, происходит непрерывная борьба между традициями и новациями. Информационные технологии и знания составляют основу власти, экономический успех зависит от способности политиков и руководителей корпораций использовать нужную информацию. Борьба за новые источники информации становится главной формой борьбы за власть. В организации быта, потребления рождаются принципиально новые формы («умный дом»), появляется новая прослойка населения — просьюмеры (prosumer — наделённый властью потребитель). Происходит, с одной стороны, демассификация — отказ экономики от массового производства, массового сбыта, средств массового распространения информации; с другой — мода становится массовой. Изменяются виды семейных отношений и функции семьи. Т. не поддержал идею деиндустриализации, полагая, что промышленность будет преобразована под воздействием революции знаний.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ТОФФЛЕР ЭЛВИН
р. 1928) – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы:  «Шок  будущего»  (1970);  «Столкновение  с  будущим»  (1972);  «Доклад  об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990). Он утверждает,что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны: 1) аграрная цивилизация, которая сменила культуру охотников и собира- телей и продолжалась в течение около 10 тыс. лет; 2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования,  корпоративизмом,  переходом  к  индустриально-заводской  форме организации социума, приведшей к обществу массового потребления и массовизации культуры; 3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальноеобщество) – результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни, и которая характеризующется преодолением дегуманизированных форм труда, формированием  нового типа труда исоответственно нового типа рабочего. Место рождения Третьей волны – США, время  рождения –  1950-е  гг.  В  постиндустриальном обществе  экономические формы  капитала  определяются  уже  не  только  и  не  столько  затратами  труда,сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости.  Происходит переосмысление информации и  ее  роли  в  социальноэкономическом развитии общества. В этом обществе особую роль играет «человек знающий, понимающий». Экономические формы капитала все больше зависятот  неэкономических форм, прежде всего от  интеллектуального и  культурного капитала. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется  человечество на стыке XX иXXI вв.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТОФФЛЕР Элвин
(р. 1928) - американский социолог и футуролог, автор «Третьей волны», «Будущего потрясения», «Доклада об экологическом крахе» и других книг. Разработал свой вариант постиндустриального общества, которое также называют космической, технотронной, информационной эрой, а в России - научно-технической революцией. Согласно Тоффлеру, развитие происходит волнообразно. Он выделяет три волны. Эра первой качалась 8000 лет назад и доминировала до 1650 - 1750 гг., т.е. до возникновения индустриальной цивилизации. Первая волна - это аграрная революция; связана с распространением оседлых поселений, обработкой земли и новым образом жизни; длилась тысячелетия. Вторая волна представляла собой индустриализацию, быстро движущуюся через все континенты и нации и продолжавшуюся менее трех столетий. При этом именно развитие техники обусловливает тип общества и культуры. С 1955 г. началась третья волна. А начало ее характеризуется тем, что «белые воротнички» и работники сферы услуг превосходят численно «синие воротнички». Третья волна приносит подлинно новый способ жизни, основанный на диверсификации, возобновлении энергетических ресурсов производства; начинается широкое распространение компьютеров, торговых связей и многое другое, что разрушает все старые общественные отношения, нуклеарную семью и т.д. Новая цивилизация опрокидывает бюрократию, сокращает роль национальных государств, способствует росту полуавтрномных экономик в постимпериалистическом мире. Цивилизация третьей волны сужает брешь между производителем к потребителем, давая рост завтрашней потребительской экономике. Тоффлер не согласен, что третья волна избавит общество от конфликтов. Однако борьба будет проявляться через рост активности в искусстве, любви и бизнесе. СЮ этом он пишет в последней главе «Третьей волны» под названием «21 век демократии», где сформулированы основные принципы третьей волны: уменьшение роли государственной власти, преодоление массового общества, установление прямой демократии, разграничение полномочий, позволяющих людям непосредственно участвовать в своих делах. Если две первые волны могут существовать одновременно, то сегодня первая волна фактически спала, за исключением крошечных племен в Южной Африке и Папуа Новая Гвинея. Все высокотехнологически развитые страны освобождаются от устаревших экономических и политических институтов второй волны. История необычайно ускорилась, и человечество совершает огромный скачок вперед, к глубочайшим общественным изменениям.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Тоффлер, Элвин

р. 1928) - амер. социолог и публицист-футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, Т. предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Он видит непосредственную связь в изменении образа техники и образа жизни, ее ценностей: техника обусловливает тип общества и тип культуры, причем это влияние имеет волнообразный характер. До- и постиндустриальные волны в развитии техники и ее влиянии на общество описываются Т. как "симметрично" разбегающиеся: если первая, аграрная "волна", шедшая почти 10 тысяч лет, выплеснула индустриально-заводской, массовый тип культуры и общества, то "третья волна" уносит человечество от него в бесконечность технологического творчества индивидуумов. Однако центр этой картины "трех волн" в развитии технических цивилизаций образует именно индустриальное производство - силовая техника "второй волны", проекция сенсорно-моторной деятельности человека. Т. подчеркивает отсутствие подобной техносферы до промышленной революции и отличие новых технологий конца XX в. от техники индустриализма, экономические системы и социальные институты которого ныне начинает накрывать "третья волна". Последняя вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что формирует новую цивилизацию - новые виды семьи, стили Работы, любви и жизни, новые формы экономики, политики и досуга, фрагментарно уже присутствующие в нашей повседневности. В этих фрагментах новой цивилизации исчезает раздробленность труда на отдельные монотонные задачи, порожденная технологией индустриального типа. Индустриализм, по Т., это целая цивилизация со своим стилем техники, ей соответствует особая гносеология, особый образ жизни. Индустриализм характеризуется централизацией, гигантизмом и единообразием (массовидностью), сопровождающимися угнетением, убожеством и экологическим упадком. Преодоление этих пороков индустриального мира Т. считает возможным в будущем. Символы "третьей волны" - целостность и индивидуализированность, а также человекосоразмерная и чистая технология. Новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму господства над природой. Происходит интеллектуализация производства; разнообразие становится столь же дешевым, сколь и однообразие; сегментация рынка формирует новые хозяйственные ценности, изменяется характер труда, переосмысливаются понятия "рабочее место", "занятость", "безработица" и т.п. Мир перестает казаться машиной, он заполняется инновациями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. В новом мире, считает Т., рациональных норм для организации общества и экономики уже недостаточно. В будущем необходим отказ от утилитарного понимания производства, создание ценностей за пределами рынка, распространение бесприбыльных организаций в сфере гуманитарного развития.
The Third Wave. N.Y., 1980; Previews and Premises. N.Y., 1983.

Источник: Современная западная философия: словарь

Тоффлер, Элвин

американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об экоспазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Т., взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции - аграрной (по Т.) - возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. Основополагающие признаки этой цивилизации таковы: 1) земля - основа экономики, семейной и политической организации, культуры; 2) господство простого разделения труда и связанное с этим наличие нескольких четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне; 3) жестко авторитарная власть; 4) сословное положение - определяющий параметр социального статуса и индивида и социальной группы; 5) экономика децентрализована, т.к. каждая община производит большую часть того, в чем испытывает нужду. На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем - мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и:их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры. В соответствии с этим и социосфера, базирующаяся на индустриальной техносфере, приспосабливается к жизни людей, связанных с фабричным производством: возникающие с ней нуклеарная семья, корпорации, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии, искусство и даже правительство, становящееся политическим эквивалентом фабрики, строятся по принципу массовидной иерархической структуры и ориентированы на рынок, т.е. на анонимного потребителя. Индустриализм расслаивает единство общества, разделяет две половины целостной человеческой жизни - производство и потребление, создавая образ жизни, наполненный экономической напряженностью, социальными конфликтами, семейными драмами и психологическими недомоганиями. Все эти социальные пороки проистекают из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма, программирующих поведение миллионов людей: стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации. Ныне индустриальная цивилизация изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития. В пределах индустриальной цивилизации во второй половине 20 в. возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Т., "когнита-риат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацией. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда. Происходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника - "произтребитель": потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. В этих условиях на каждый доллар, вложенный в экономику Третьей волны, должно приходится несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал - в обучение, образование, переучивание работающих, переселение, социальную реабилитацию, культурную адаптацию. Самое важное здесь - трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революционизация инфосферы. Эволюция производства демассифицирует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление, подвигающее человека к граням новой эры синтеза, к пониманию связей между событиями, которые на поверхности кажутся независимыми друг от друга, но в сущности составляют звенья единого целого. Разумеется, столкновение Второй и Третьей цивилизационных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цивилизации возникли многочисленные революции, контрреволюции и войны второй половины 18-20 вв., то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность "электронного смога", информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), широкое распространение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцию Третьей волны, несущую ему с собой "первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории", считает Т., тем эффективнее будут разрешаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты, тем масштабнее станут создания ценностей за пределами рынка. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформациям в техносфере, экономике и культуре.
Е.М. Бабосов

Источник: Новейший философский словарь

Тоффлер, Элвин

(р. 1928) амер. футуролог. В 1957-59 — Вашингтон. корреспондент ряда газет и журналов. 1959-61 — редактор “Форчун”. В 1965-67 работал в Новой школе социальных исследований и др. научных центрах США, в 1965 — проф. Корнеллского ун-та, ряд лет был консультантом разл. обществ. и гос. учреждений. Т. — один из наиболее известных теоретиков постиндустриального, или супериндустриального, информац. об-ва (об-ва “третьей волны”). Наряду с Д. Беллом и 3. Бжезинским он понимает под индустриализмом преимущественно высокий уровень промышленного производства, а под переходом к постиндустриализму — деиндустриализацию об-ва по мере роста непроизводств. сферы. Исходит из анализа амер. модели капиталистич. развития. Свою теорию он называет “практопией” (практич. утопией), подчеркивая отличие созданной им картины обществ. жизни от идеализированных утопических образцов и от мрачных прогнозов антиутопий. Его футурологич. установка имеет практич. значение: реальности сегодняшнего дня рассматриваются и осмысливаются через призму будущего. В эволюции воззрений Т. два периода, различающиеся трактовкой общей темы. В ранних работах “Футурошок” (1970) и “Экоспазм” (1975) внимание акцентируется на кризисных тенденциях, имеющих всеобщий характер и вызванных ускорением темпов развития и усложнением обществ. системы. В более поздних работах “Третья волна” (1980), “Предпосылки и прогнозы” (1984), “Смещение власти” (1990) продолжен анализ кризиса индустриального об-ва, но осн. внимание уделено становлению нового социального порядка на следующем, супериндустриальном этапе эволюции. В молодости Т. был марксистом, но в своих футурологич. работах уже во многом не разделяет воззрения Маркса (как, впрочем, и М. Вебера) на законы функционирования и развития об-ва. Он отвергает их утверждение об обязат. возрастании уровня организации об-ва на совр. стадии развития. Как и во всех других теориях постиндустриального об-ва, история цивилизации подразделяется у Т. на три периода, или волны: аграрную, возникшую 10 тыс. лет тому назад в рез-те перехода к оседлому земледелию; индустриальную, продолжительностью около 300 лет, и совр., начавшуюся в 50-е гг. в США, а затем в странах Зап. Европы и Японии в связи с развитием информац. технологий. Анализируя кризис индустриализма, Т. констатирует его всеобщий характер и подчеркивает, что это имеет гораздо большие революц. последствия, чем открытые полит. выступления. В работе “Третья волна” показано, что кризис охватил все системы индустриального об-ва: нац. гос-во, экон. и финансовую системы, социальные и полит. институты, ценности. В своей последней книге “Смещение власти” Т. указывает на распад существующих властных структур на всех уровнях и зарождение принципиально новых. Происходит и коллапс технократич. планирования, но особенно большое значение имеет экологич. кризис индустриального об-ва, вызванный его разрушит. воздействием на природную среду. Новое об-во “третьей волны” возникает в рез-те более глубокой и значит. трансформации, чем индустриальная революция. Т. видит здесь второй великий поворот в истории человечества, сравнимый только с переходом от варварства к цивилизации. Происходит пересмотр кода цивилизации, все шесть параметров индустриального об-ва меняются на противоположные: стандартизация заменяется многообразием, наступает децентрализация, утверждается принцип минимизации, вместо синхронизации труда — скользящий график работы, отказ от концентрации производства, полиорганизация вместо специализации. Происходит “смещение власти”, т.е. меняется соотношение трех ее ист. источников — принуждения, богатства и знания. В об-ве “третьей волны” знание становится определяющим фактором функционирования власти. Т. анализирует изменения в осн. сферах об-ва: техносфере (энергетика, производство, распределение), социосфере (социальные и полит. институты, система ценностей), структуре власти, инфосфере (система социальной коммуникации и информации). Межличностные отношения в новом об-ве становятся все более неустойчивыми, носят кратковременный характер. Семья эволюционирует к новым, разнообр. формам. На смену ценностям индустриальной эпохи приходят менее долговечные и более эфемерные ценности. Единая идеология индустриального об-ва уходит в прошлое, в новом об-ве согласие утрачено, оно не может прийти к единому стандарту поведения, языка, правил. Устанавливается “мозаика” ценностных ориентаций, отражающая высокий уровень дифференциации социальной структуры об-ва. Классы распадаются на более мелкие образования — социальные группы, каждая из них обладает своей “миникультурой” и характерным образом жизни, благодаря чему происходит “взрыв субкультур” (см. Субкультура). В условиях отмирания индустриальной цивилизации люди обостренно переживают чувство одиночества, утрату структурного порядка в своей жизни, исчезновение ее смысла и значения. На этой почве рождается такое удивит. явление, как всплеск возникновения новых сект и культов. Они компенсируют эти утраты, что создает для них возможность требовать от своих членов почти полного подчинения. “Ради теплоты и внимания, ожидающих людей в сектах, они часто готовы порвать отношения со своими семьями и прежним кругом друзей, отдавать свои заработки секте, отказаться от наркотиков и даже от секса”. Т. анализирует негативные и позитивные тенденции религ. плюрализма в условиях широкого распространения новых религ. движений, используя для этого метафору “рынка спиритуальных товаров”. Речь идет о предложении беспрецедентно большого выбора вероучений и религиозно-мистич. практик для удовлетворения чрезвычайно широкого спектра индивидуальных и обществ. потребностей, начиная от разнообраз. методик достижения экстаза до самых причудливых картин мироздания, от новых форм монашеских объединений до полувоенных религ. об-в и тайных орденов. Худшие опасения о возможности использования подобных “спиритуальных товаров” для осуществления террористич. актов и антигос. заговоров вскоре подтвердились. Т. оказался прав, взирая с тревогой на появление пестрого и шумного многообразия новых сект и отмечая, в частности, полную неподготовленность лидеров уходящей в прошлое индустриальной эпохи к встрече с политич. экстремизмом новых религ. объединений. Тем не менее он убежден, что в самой гуще этого спиритуального супермаркета взойдут семена новой позитивной культуры, соответствующие требованиям нашей эпохи. В работе “Предпосылки и прогнозы” Т. отверг обвинения нек-рых зап. марксистов в технологич. и экон. детерминизме и подчеркнул, что не выделяет только один, доминирующий фактор обществ. изменений, а рассматривает их как рез-т множества взаимосвязанных процессов, неравновесных состояний (подчеркивая при этом близость ему методологии Пригожина — одного из основателей синергетики (см. Синергетика), науки о самоорганизующихся системах). Сведение комплексной социальной реальности к одному или нескольким детерминирующим факторам Т. расценивает в качестве редукционизма, свойственного марксизму, но неприемлемого для него самого. Отеч. обществоведы (Э.Я. Баталов, Н.Л. Полякова и др.) в последние годы дают объективную оценку концепциям информац. об-ва и показывают, что Т. стоит на позициях антитехнократизма. Соч.: Future Shock. N.Y., 1970; The Ecospasm: Report. N.Y., 1976; The Third Wave. N.Y. 1980; Previews and Premises. N.Y. 1983; The Adaptive Corporation. L., 1985; Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st century. N.Y. 1990; War and Anti-war: Survival at the Dawn of the Twenty-first Century (with Heidi Toffler). Boston; N.Y. 1993; Футурошок. М„ 1973; Экоспазм. М., 1976; Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991. Лит.: Совр. зарубежные теории социального изменения и развития. В. 2: Калькова В.Л. Практопия Олвина Тоффлера: Научно-аналитич. обзор. М., 1993; Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989; Деменчонок Э.В. Теория “информац. об-ва” // Новые тенденции в зап. социальной философии. М., 1988; Kotler Ph. Prosumers: A New Type of Consumer // The Futurist. Wash., 1986. V. 20, № 5; Frankel В. The Post-industrial Utopians. Camb., 1987. Е.Г. Балагушкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии