ТЯНЬТАЙ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Школа тяньтай
(кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истинная природа будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм, дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которые существуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний, кроме высшего состояния будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан) происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит. чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознании адепта, который обретает природу будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) может наступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление. Чжии ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постоянной ре-Цитации, повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо)
Согласно учению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трех истин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной (кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию (кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоит единое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школа предложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма, модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь. В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижению внезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ТЯНЬТАЙ ШКОЛА (Тяньтай-цзун)
одно из трех, наряду с Хуаянь школой и Чань школой, важнейших течений в китайском буддизме. Тяньтай школа фактически основана ученым монахом Чжии (538—597), хотя традиция считает его только третьим патриархом школы. Опорным для школы текстом является «Сутра лотоса благого закона» («Мяо фа ляньхуа цзин», санскр. «Саддхарма пундарика сутра»), больше известная просто как «Лотосовая сутра», перевод которой на китайский язык был выполнен еще Кумарадживой (Цзюмолоши, ок. 350—409). Собственно Чжии принадлежат три произведения, или проповеди, записанные его учеником и наследником, патриархом Гуаньдином (561—632), которые тот издал уже после смерти учителя: «Фа хуа вэнь цзюй» («Фразы «Сутры лотоса благого закона»), «Фа хуа сюань и» («Скрытый смысл «Сутры лотоса благого закона») и «Mo хэ чжи гуань» («Великое прекращение неведения и видение сути»). В доктринальном плане Тяньтай школа признает деление «Лотосовой сутры» на две части: «вступительную» и «основную». В первой содержатся проповеди Будды Шакьямуни, возвещающие спасение всем живым существам и возможность для всех, даже женщин, стать буддой (чего в других сутрах нет). Во второй части Будда говорит о том, что «Лотосовую сутру» после его ухода из мира будут хранить и распространять бесчисленные бодхисаттвы, достигшие просветления собственными усилиями. Здесь же Будда говорит, что сам он достиг просветления в бесконечно далеком прошлом, будет существовать вечно, а принц Сиддхартха под деревом Бодхи и все будды прошлого, настоящего и будущего — его «превращенные тела». Т. о., каждое живое существо в перспективе станет буддой. Для обоснования превосходства Тяньтай школы над другими направлениями махаянского буддизма Чжии предложил пятиступенную иерархию буддийского знания, скоррелированную с пятью этапами проповеди Будды после просветления, в каждый из которых он открывал людям доступную им в данный момент часть благого закона. Первые четыре периода были подготовительными для принятия людьми в пятом периоде «истинного закона», или «учения круга» (символа полноты и завершенности). В первый период, Хуаянь, Будда, сразу после просветления поддеревом Бодхи, не сходя с места в течение трех недель, проповедовал о единстве всех форм существования и отсутствии различий между феноменами, что было отражено в «Аватамсака-сутре» («Хуа янь цзин»). Поскольку смысл этой проповеди оказался доступен только бодхисаттвам, Будда перешел к более простому изложению учения, т. е. к бенаресской проповеди в Оленьем парке, по названию которого (Луюань) назван второй период, когда было возвещено и записано в сутрах Агамы учение о «четырех благородных истинах». В третий период, длившийся 8 лет и получивший наименование Фангуан, было проповедано учение о бодхисатгве, нашедшее отражение, в частности, в «Сутре о Вималакирте» («Вэймо цзин»). Четвертый период, длившийся 22 года, был посвящен учению о праджне (божэ), «интуитивном знании», или «совершенной мудрости», и проповеди этого периода были затканы как Праджняпарамиты сутры, на которых основывалось учение Нагарджуны и других мадхьямиков о «пустотности» (шунья, кит. кун), нашедшее отражение, в частности, в «Маха праджня парамита-шастре» («Дачжиду лунь»). Наконец, через 42 года подготовительной проповеди, Будда открыл ученикам «истинный закон», заключенный в «Лотосовой сутре»., В этот последний, пятый период, длившийся 8 лет, был раскрыт «сокровенный смысл» (сюань и) учения, что и отражено в «Сутре о нирване» («Непань цзин»), зафиксировавшей завершающую проповедь, которую Будда произнес за сутки до оставления им земного мира. Именно проповеди пятого периода, наиболее глубокие и совершенные, и хранит в виде доктринального комплекса «Лотосовой сутры» Тяньтай школа, что призвано свидетельствовать о ее превосходстве над всеми остальными течениями буддийской мысли.
Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЯНЬТАЙ ШКОЛА
Тяньтай цзун. Одно из крупнейших направлений кит. буддизма, первое из не имевших аналога в Индии. Фактически основана Чжии (6 в.), четвертым (согласно традиции) патриархом школы; первым считается инд. монах Нагарджуна (2 в.), основоположник мадхьямики, вторым - Хуэйвэнь из гос-ва Сев. Ци, третьим - Хуэйсы, учитель Чжии. Школа получила назв. по имени горы Тяньтай в пров. Чжэцзян. Гл. канонич. текст - "Мяо фа лянь хуа цзин", "Сутра Лотоса Благого Закона" (санскр. "Саддхарма пундарика сутра", сокр. "Фа хуа цзин"- "Сутра Цветка Закона", или "Лотосовая сутра"). Чжии разработал осн. доктрины Т.ш., изложенные в его соч. "Фа хуа сюань и" ("Коммент. на "Лотосовую сутру"), "Фа хуа вэнь цзюй" ("Язык "Лотосовой сутры"), "Мохэ чжи гуань" ("Великое самопрекращение и самопостижение") - т.н. "Три великие тяньтайские части" (Тяньтай да сань бу). Эти произв. были созданы сразу же после объединения Китая Ян Цзянем (Суйским Вэнь-ди), основоположником дин. Суй, и выступали своеобр. идеология, обоснованием ее политич. программы. Этой цели призваны были служить пропагандируемые Чжии постулаты: доктрина "четырех колесниц", согласно к-рой учение Т.ш. содержит истины "синтезирующей" "единой колесницы Будды", объединяющей учения трех предшествующих "колесниц" (см. Сань чэн), а также доктрина у шиба цзяо ("пять периодов - восемь учений"), согласно к-рой история буддизма делится на пять периодов, первые четыре содержат учения пропедевтич. характера, и только в пятом открываются "сокровенные истины" "Лотосовой сутры", трактуемые в соч. Т.ш. К числу осн. доктрин Т.ш., разработанных Чжии, Чжананем, Мяолэ и др., относятся также учения о "трех сферах бытия", "десяти мирах Закона", "десяти факторах сущности", из к-рых вытекают следствия об отсутствии принципиального различия между живыми существами и неживой природой, о присутствии "природы будды" в любой вещи. В начале 11 в. Т.ш. разделилась на два направления - Шаньцзя и Шанвай, из к-рых второе впоследствии прекратило существование. Учение Т.ш. оказало большое влияние на др. направления кит. буддизма, а также на развитие буддизма в Японии и Корее. В 804 в Китай прибыл япон. монах Сайте (кит. Цзуйдэн, 767 - 822), к-рый воспринял истины учения у девятого патриарха школы Чжаньжаня и, вернувшись в Японию, в 805 создал школу Тэндай сю. В 13 в. Нитирэн (кит. Жилянь, 1222 - 82) реформировал нек-рые стороны догматики Т.ш., оставив в неприкосновенности осн. идеи. *Фань Вэньлань. Тан дай фоцзяо (Буддизм в эпоху Тан). Пекин, 1979; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980. И.В. Абаев, С.Ю. Лепехов Т.ш. отличается разработанностью и систематизированностью догматики. Акцент на рациональном постижении сути буд. учения обусловил развитие категориального аппарата и большое внимание к толкованию догматов. Практически все они изложены в "Тяньтай да сань бу", записанные Чжананем, учеником Чжии. В основе доктринального комплекса Т.ш. лежит учение "и нянь - сань цянь" ("одно [мгновение] мысли- три тысячи"). "Три тысячи" - число проявлений десяти "миров дхармы" (см. Фа цзе). "Миры" -физич. и психич. состояния, к-рые способны переживать живые существа. Все "миры" взаимопроникаемы и наличествуют во всем сущем - ив том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Чжии и его последователи выявили и обосновали три тыс. проявлений взаимопроникаемости "миров" в каждое мгновение. Целью религ. практики в Т.ш. считалась реализация в человеке "мира будд" и подавление других "миров". Сущность "просветления" для спасения живого существа от всех зол мира разъясняет доктрина "чжи гуань" (варианты пер. - "прекращение [неведения"] и постижение [истинного вида всех дел и вещей]", "самопрекращение и самопостижение"). Чжии выделил "пять кратких" и "десять подробных" толкований этой доктрины: 1.Фа синь ("пробудить сердце [к стремлению достичь просветления]"). Объяснение содержания доктрины с целью побудить слушателя встать на путь "просветления". Этот этап объединяет пять из "десяти подробных" толкований- 1) объяснение "великого смысла" (да и) чжи гуань; 2) "толкование названия" (чжи мин); 3) объяснение "вида" (ти сян); 4) "восприятие Закона" (шэ фа); 5) объяснение "ограниченных и совершенных" (пянь юань) учений. 2. Сю син ("овладение действием [согласно правилу]"). Объяснение, как следовать Закону Будды. Адепт узнает-1) о "методе" (фан бянь) и 2) непосредственно о продвижении к "состоянию будды". 3. Гань го ("ощущение плода", т.е. результата познания "великого смысла" чжи гуань и "овладения действием"). 4. Ле ван ("разрыв сети [страстей и заблуждений]"). 5. Гуй чу ("возвращение к месту"). Постижение того, что в конце пути ждет нирвана (см. Непань). На последних трех этапах развивается и конкретизируется материал, усвоенный на первых двух. Фундамент, принцип Т.ш.- возможность спасения всех живых существ, т.е. выявление в них "природы будды", нашел выражение в выделении "трех видов чжи гуань" (сань чжун чжи гуань). Идея универсальности спасения обусловила внимание к "ментальным способностям" (цзи [1]; впоследствии - важнейшая категория буд. психологии). Классификацию чжи гуань Чжии фактически строил в соответствии с "ментальными способностями" адепта к восприятию Закона Будды. Первый вид чжи гуань - "постепенное" (цзянь цы) - следование от "мелкого" к "глубокому". Этот метод исходит из принципа "у ши ба цзяо" (см. выше) и предусматривает прохождение ряда ступеней от нормирования поведения на психич. уровне посредством заповедей и подготовки к медитативной практике до "сострадания к другим" на стадии архата, затем до стадии бодхисаттвы, помогающего спасаться другим, и достижения пути "вечного существования" (чан чжу). Т.о. осуществляется принцип "сначала - прекращение, потом - постижение". Второй вид чжи гуань - "неопределенное" (бу дин)- позволяет избежать прохождения всей цепи этапов от "мелкого" к "глубокому", применяя в зависимости от обстоятельств ту или иную доктрину без объяснения предварявших ее доктрин. Третий вид чжи гуань - "совершенное и внезапное" (юань дунь)- заключается во "внезапном просветлении". Признаки юань дунь у Чжии говорят о признании единого субстрата всего сущего - татхаты (кит. ши сян, "истинный вид", "таковость"), т.е. о махаянском характере доктрины (см. Буддизм). В выделении "трех видов чжи гуань" проявилось стремление создателя доктринальной основы Т.ш. объединить в ее рамках все другие буд. учения, представив их в качестве компонентов общей системы (см. также Сань чэн). *Чжии (Тиги). Мохэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1 - 2. Токио, 1975; **Розенберг О.О. О миросозерцании совр. буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина "чжигуань" (общая характеристика) // 14-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1983; Сhеп К. Buddhism in China. Princ., 1964. По материалам А.Н. Игнатовича

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь