ТИТОВ Владимир Федорович

Найдено 1 определение
ТИТОВ Владимир Федорович
(р. 18.1.1939) — спец. по истории марксистско-лен. филос; д. филос. н., проф. Р. в г. Днепродзержинск Днепропетровской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1966), асп. там же (1971). В 1972-78 работал на кафедре науч. коммунизма Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы. С 1978 — на филос. ф-те МГУ: в 1989-91 — зав. кафедрой истории марксистско-лен. филос, с 1991 — проф. кафедры истории заруб, филос. В 1966-68 — стажер Гаванского ун-та (Куба), в 1975-77 преподавал филос. в том же ун-те, в 1980-82 преподавал филос. в Парт, школе Партии труда им. А. Нето (Ангола). Докт. дисс. — «Распространение и развитие марксистской философии в странах Латинской Америки» (1986). Обл. науч. интересов Т. — иссл. филос. и общественно-полит, мысли в заруб, странах, прежде всего в странах Лат. Америки и Анголе. В работах Т. выявляется специфика становления обществ, мысли в странах, находившихся в колониальной зависимости и вступивших на путь самостоятельного полит, развития. В его публикациях показано, что в XVIII-XIX вв. латиноамериканская филос, за редким исключением, следовала в фарватере европ. филос, а наиболее известными мыслителями были, как правило, иммигранты из европ. стран. В начале же XX в. появились мыслители, к-рые не только выступили как интерпретаторы европ. филос, но и самостоятельно пытались осмыслить соц. явления, в первую очередь латиноамериканского континента. Значительная роль в этом принадлежала философам-марксистам (Х.-К. Мариатеги, А. Перейра, Л. Э. Рекабаррен и др.). Во второй половине XX в., как полагает Т., латиноамер. филос. стала развиваться по существу как более или менее самостоятельное течение мировой филос. мысли с достаточно четко определ. проблематикой и значительным числом оригинальных мыслителей. Одним из важнейших направлений стала разработка проблемы единства стран Лат. Америки, самоидентификации и самобытности развития, места и роли христ. доктрины в обществ, жизни. В последние годы Т. занимается также иссл. филос. наследия Хосе Ортеги-и-Гассета и, в частности, его футурологических идей. Кроме того, он опубликовал ряд материалов, посвященных анализу соц. мысли в СССР и России.
Соч.: Позитивизм в Аргентине в конце XIX - начале XX вв. // ФН. 1980. № 2; Марксистская философская мысль в Аргентине. М., 1981; Ангола: Формирование марксистской мысли. М., 1985; Перестройка и нравственность // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1990. № 3; Философия. Учебник для вузов. (В соавт.). М., 1996 (2-е изд. - М., 1998); О разработке концепции общественного развития после Октябрьской революции // Диалог. 1996. № 8; Об истоках разрушения нашего Отечества // Диалог. 1997. № 5; Футурологические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета// ФО. 1998. № 5; Идея социальной справедливости в древнегреческой философии // Диалог. 2002. № 6; Современная философия. Гуанчжоу (Китайская нар. республика), 2003. № 3; Абсолют в философии И. Канта // Философия и будущее цивилизации. М., 2005; Марксизм // Западная философия XIX века. М., 2005; О современном толковании материалистического понимания истории // История философии: Теория и методология. Киев. 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009