от греч. typos - отпечаток) - классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам. Типологич. группировка используется для сравнительно-историч. изучения существ. свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не формальную, а содержат, классификацию, выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями др. групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Немарксист, типологич. схемы исходят из религ.-идеали-стич. или метафизич. понимания религии. На базе этих предпосылок выбираются соответствующие основания деления и различаются религии «языческие» и «откровенные», «естественные» и «духовные», «естественные» и «этические», «монотеистические» и т. д. Марксизм считает религию обществ. явлением и поэтому строит классификацию религий на основе соц. критериев. При такой классификации выделяются родопле-мен.,народностно-нац. и мир. религии. Типологию религий нельзя рассматривать как абсолютную, она достаточно условна, но вместе с тем она адекватно характеризует социально-исторические тенденции развития и отмирания религии.
ТИПЫ РЕЛИГИЙ
ТИПЫ РЕЛИГИЙ
Источник: Атеистический словарь
ТИПЫ РЕЛИГИЙ
- 1) у Э.Фромма: авторитарные и гуманистические религии. 2) Г. ван дер Лейв (Leeuw) различает их по признаку реагирования человека на встречу с Высшим: (а) религии дистанции (деизм, конфуцианство) - в них преобладает стремление человека оставаться вдали от Бога, воздавая ему минимальное почитание; в этом - корень атеизма: "Нет ни одной исторической религии, в которой совсем бы не было атеизма"; (б) религии борьбы - классическим примером является зороастрийский дуализм космической борьбы Света и Тьмы, с призывом к человеку выступить на стороне Света; (в) религии покоя - в чистом виде ее не найти, но ее элементы присутствуют практически везде, особенно в платонизме с его созерцанием эйдосов горнего мира ("религия формы"); (г) религии бесконечного (Индуизм) и ничто (Буддизм); (д) религии воли, где верный должен с послушанием принять высшую волю и Божий Закон (древний Завет и Закон Моисеев, Иудаизм); (е) религии величия Божия, Его всемогущества ("Велик Аллах" в Исламе); (ж) религии любви - "тип Христианства выражается одним словом - любовь". Г. ван дер Лейв настаивал, что Христианство центрально среди всех религий мира. 3) У Р.Белла типология религий описывается с точки зрения их эволюционного усложнения: от "примитивной" и "архаической религий развитие идет к "историческим", а затем к "раннесовременной" и "современной" религии, где основное значение имеет свободный выбор личности. Библейская Священная история и история Церквей не укладываются в такую классификацию.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь