ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
Типология культуры
результат типологизации, система выделенных типов культур.
Типология культур
греч. typos – форма, образец + logos – учение, слово) – систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе к-рого выделяются типы, культур. Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.); преобладание какой-либо социальной подсистемы — экономической (Запад), ценностной (Китай), социетальной (Индия), политической (Ближний Восток) и т. д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено. Т. П. Матяш
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
один из основных современных методов систематизации гуманитарного знания, основанный на выявлении сходства и различения моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур. В широком смысле под Т. к. понимается любая классификация фактов, явлений и сторон культуры по наличию или отсутствию какой-либо группы признаков или основных черт (напр., религиозная — светская, античная — средневековая культуры). Создание Т. к. может осуществляться на регионально-географических, формационных, т.е. социально-экономических, культурно-хозяйственных, историко-этнографических, этнолингвистических основаниях. Таким образом, многообразие Т. к. фактически отражает сложность социокультурных процессов и разнообразие видов деятельности человека. В большинстве случаев та или иная Т. к. создается на базе определенного философского учения или системы воззрений на мир. Примером Т. к., созданной на основе органической концепции культуры является теория Н.Я. Данилевского (1822—1885) о культурно-исторических типах. Общим философским обоснованием Т. к. является утвержение о том, что культура представляет собой определенное отношение к отдельным слоям и областям исторического процесса и человеческой жизни по принципу перехода от частного, единичного к общему. В этом случае речь идет о неком типе, т.е. модели культуры, образующей систему как «неделимую целостность в качестве определенной структуры, которая наглядно и чувственно-предметно выражает ее материальную и духовную специфику, являясь основным методом объяснения всех слоев исторического развития» (А.Ф. Лосев). Одной из общепринятых научных концепций стала Т. к., которая была разработана в отечественном сравнительно-историческом направлении для сопоставительного изучения культур и литератур России, Запада и Востока при отсутствии генетической связи, прямого взаимодействия и влияния между отдельными культурными явлениями этих регионов. Открытые при помощи этой методики черты сходства были названы «историкотипологическими аналогиями или схождениями» (В.М. Жирмунский). В западной науке ХХ в. получило распространение обоснование Т. к. концепции аналитической психологии К. Юнга (1875—1961) о коллективном бессознательном и архетипах. Подобная трактовка позволяла относительную повторяемость «моделей» цивилизаций признавать результатом «единообразия человеческой природы — особенно ее иррационального, эмоционального, подсознательного «слоя» (А. Тойнби). Это, однако, не противоречило предложенной российской наукой теории «независимого возникновения идентичных явлений, напр., Ренессанса, на идентичной ступени исторического развития различных обществ», о чем Тойнби заявил в переписке с ак. Н.И. Конрадом (1891—1970). В свою очередь, Т. к. как совокупность социальных и культурных систем и суперсистем, определяемых тремя измерениями: чувственным, рациональным и сверхчувственным, была разработана русским социологом П.А. Сорокиным (1889—1968). Одновременно в ХХ в. в условиях почти повсеместного обращения к гуманитарным проблемам вопросы Т. к. оказались связаны с идеями о том, что всякое всеобщее знание о культуре должно наиболее полно удерживать единичные ее проявления в человеческой деятельности и сознании на основе категории ценности. В социальной ценностной теории Т. к. М. Вебера (1864—1920) была разработана концепция идеально-типических категорий (напр., бюрократия, протестантская этика, рациональность, капиталистическое хозяйство), содержание и соотношение которых создают в сознании человека обобщенное понимание определенной разновидности общества или культуры. Создание Т. к. методом отнесения к ценностям позволило поставить проблему соотношения и сопоставления разных культур с точки зрения их диалога, как формы понимания каждой из них как «открытой целостности» (М.М. Бахтин) в процессе познавательной и творческой деятельности человека.
Типология культуры
от греч. typos - вид, форма и logos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала. В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже остро осознавали древние греки - первые европейцы. В особенности большое внимание проблеме Восток - Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане эволюционного монизма, т. е. встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель, в частности, относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными, и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого .уровня потребления. Восточные страны «усвоили» научный опыт, произошла «трансплантация» (пересадка) науки в иную культурную среду, а там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства. Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы: 1. Географический (локализация культур в географическом пространстве); 2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития). В дальнейшем будут использованы все три принципа рассмотрения: Древний Восток и Древний Запад (1 принцип); античность и Новое время (2 принцип); современный Восток и Запад (3 принцип). Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Яснерсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время. Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения) сознания. Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человека. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дощедшие до нас культурные традиции, литературные н археологические памятники.
Источник: Человек и общество. Культурология