ТИПИТАКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТИПИТАКА
(пали ti-pitaka, три корзины, три короба) — название палийского канонического собрания, см. Слово Будды, Трипитака, Винаяпитака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

«ТИПИТАКА»
букв.- три корзины (закона)), собрание буддийских текстов на языке пали, т. н. палийский канон (санскр. «Трипитака»). От аналогичных собраний на пракритах и санскрите сохранились только фрагменты. Основа «Т.» была изложена на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе (ок. 477 до н. э.), окончат. редакцию получила на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 в. до н. э., записана в 80-х гг. до н. э. на Цейлоне.
«Т.» состоит из трех разделов: 1) «Винаяпитака» («Собрание дисциплинарных правил») содержит в основном правила поведения буддиста, организации буддийской общины; 2) «Суттапитака» («Собрание текстов») представляет изложение учения буддизма и состоит из 5 частей: «Дигханикая» («Собрание длинных рассуждений»), «Маджхиманикая» («Собрание рассуждений средней длины»), «Самьюттаникая» («Собрание связанных рассуждений»), «Ангуттараникая» («Собрание рассуждений, большее на один член»), «Кхуддаканикая» («Собрание коротких рассуждений») - учение буддизма в его наиболее первонач. форме (как лишенная филос. и мифологич. обрамления этико-практич. доктрина); 3) «Абхидхаммапитака» - излагает учение буддизма в более спекулятивно-схоластич. манере.
Хотя «Т.» представляет канон одной из сект хинаяны - тхеравадинов (старейших), в силу своей древности и сравнительно большей сохранности она служит важнейшим источником для изучения первонач. буддизма. «Т.» содержит важнейшие сведения по истории и культуре древней Индии вообще. К «Т.» тесно примыкает обширное число комментариев.

Источник: Советский философский словарь

ТИПИТАКА
дословно — «три корзины»), палийский канон - полный свод свящ. текстов буддизма. Санскр. версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна гл. обр. в переводах на кит. и тиб. языки. Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к к-рым относится и язык пали. 5 веков учение Будды существовало в устной традиции и только в кон. 1 в. до н. э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, совр. Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. п. э. Анализ палийского канона, проделанный многими учеными, позволяет реконструировать технику и этапы его формирования. Т. состоит из 3 частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака. Виная-питака (дисциплин. правила для монахов) включает 3 раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара. Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) (см. Пратимокша) и свыше 300 для монахинь. Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов — Махавагга и Чуллавагга. В Махавагге перечисляются правила вхождения в будд. общину, последовательность ритуала упосатхи и чтения Патимоккха, правила монаш. жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии катхина, способы наказания, в том числе за ересь. Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода; перечисляются типы ересей, степени учености; излагается история 1-го собора в Раджагрихе и 2-го — в Вайшали. Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплин. правила. Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: «Так я слышал, однажды...», затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, боги и т. д.). В Сутта-питаке пять разделов (никая) — Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член). Кхуддака (собрание малых сочинений). Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела (вагга): Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению; о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения; о вреде демонстрации сверхъестеств. способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости. Раздел Маха посвящен гл. обр. медитации как способу познания; в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны. В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой. Мадждхима-никая состоит из 152 сутт, разделенных на 15 вагг. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхамма (см. Дхарма), невежеств. и просветл. сознание; объясняет сущность 5 скандх, дуккхи, татхагаты, бодхисаттвы, нирваны. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и др. его учеников. Самьютта-никая состоит из 2889 сутт, соединенных в 56 групп (самьютта), к-рые разделены на 5 вагг: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха. В разделе Сагатха повествуется о трудностях, к-рые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь. В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения. Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к «колесу жизни». Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаз, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания. В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване. Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на вагги, содержащие по 10 или более сутт. Первая группа — описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда, Сарипутра, Махакассапа и др. Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный — необученный, правильный — ложный. Третья — о тройственных характеристиках и т. д. и т. п. В 11-й группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха. Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников. Первый сборник — Кхуддака-патха («Собрание кратких положений») включает три раза повторяемую формулу «Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе»; пять повседневных заповедей буддиста: «не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного»; 10 вопросов к .послушнику; знаменитую сутту — благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях — Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религ. заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др. Следующее соч.— Дхаммапада, в к-рой собраны 423 наиб. важных изречения из разл. текстов палийского канона. Согл. традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важн. изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Ити-вуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, к-рым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена обществ. и религ. жизнь Др. Индии, споры по морально-нравств. вопросам между представителями разл. религ. учений. Имеются сведения неисторич. характера о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п. Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию 11 уровней существования камалоки (см. Космология буддизма). Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религ. заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования. Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы. Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления. Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха — 73 поэмы. Назначение этих поэм — вдохновить мирян на религ. подвиг. «Джатака» — рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд разл. народов Азии, положит. герой к-рых отождествляется с бодхисаттвой, т. е. Гаутамой. В странах Юго-Вост. Азии три последние джатаки выделены в сборник Вессан-тара-джатака. Ниддеса — сборник комментариев на нек-рые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте. В суттах Патисамбхидамагга анализируются разл. концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д. Aпaдана — стихотворные рассказы о разл. перерождениях известных монахов и монахинь. Буддхаванса — поэтич. изложение жизни 24 будд, к-рые предшествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе тушита до просветления под деревом бодхи. Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют 7 из 10 совершенств Будды. Абхидхамма-питака состоит из 7 трактатов, в к-рых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке. Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как этич. факторы, присущие физич. телу, психологич. и умств. состоянию, к-рые проявляются в процессе медитации. Вибханга — объяснение природы кхандх и путей их преодоления. Катхаватту - полемич. трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий т. зр. тхеравады. Пуггала-паньнятти - анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация. Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и 6 органов чувств (аятана). Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с т. зр. возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения. Палийский канон включает ок. 8 тыс. историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 тыс. повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20—30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе тхеравада, собирались на соборы (сангити), на к-рых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. В част., на соборах, состоявшихся в 1 в. до н. э. и в 5 в. н. э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты — поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки — бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей — паббачариятхеры; знатоки комментариев к канонич. текстам — аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканонич. текстам — ачариявадатхеры; знающие сигнальскис комментарии - парасамуддаваситхеры.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Похожие термины:

  • ТРИПИТАКА, ТИПИТАКА

    Буквально «три корзины». Канонический свод буддийских текстов, кодифицированный, по преданию, на Первом буддийском соборе. Три «корзины» — это Виная-питака («Корзина дисциплины»), Сутта-питака («К