ТИП

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Тип
от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — 1) форма, которая составляет основу ряда родственных индивидов; образец, модель для группы предметов; форма чего-либо; 2) (в биологии) одна из высших таксономических категорий, или таксонов, объединяющая классы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ТИП
[от гр. typos отпечаток, форма, образец] – 1) форма, вид чего-л., обладающие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-л.; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный какими-л. характерными свойствами, яркий представитель какой-л. группы людей, в частности, сословия, нации, эпохи.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Тип
(гр. typos – отпечаток, форма, образец) – 1. Форма, вид чего-либо, обладающее существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо. 2. Единица расчленения изучаемой реальности в типологии (см. Типология) 3. Человек, наделенный какими-либо характерными признаками, свойствами; яркий представитель какой-либо группы людей, сословия, класса, нации и т. п. (например, рабочий или кулак в произведениях соцреализма XX в.).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Тип
означает собственно образ вещи; но этим словом принято называть такой образ какого-нибудь существа, в котором наилучше выражаются его родовые отличительные свойства, для которых он и создан мыслью или воображением. Тип — это не рельефная копия какого-нибудь единичного существа, например, такого или другого поэта, но общих очертаний, свойственных поэту и соединенных в созданном единичном образе. Типом иногда называют и такое умственное произведение, в котором наилучше выражается дух культуры какого-нибудь периода.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Тип
(от греч. typos – отпечаток, форма, образец) - класс предметов любой природы, система характерных признаков которого служит образцом или моделью для опознания элементов, которые могут входить в этот класс. Например, аксиологический тип человека (созидатель, конформист, деструктор), тип литературного героя, представителя определенной профессии (типичный ученый или военный) и т.п. Принято разделять типы, содержащие в себе реально наблюдаемые черты, и так называемые «идеальные типы» (М.Вебер), являющиеся «абстрактными конструкциями». С позиций коррелятивной онтологии это различение может быть осмыслено иначе. На самом деле речь идет о привычных признаках, совокупность которых физически ощутима в определенном Т., и о признаках, абстрагированных и объединенных мыслью. Но любая абстракция или идеализация является истинной в том и только в том соотношении, где она отражает ситуацию, в которой выделенные в ней характеристики предмета независимы от других его характеристик и являются необходимыми и достаточными для обеспечения его функционирования именно в данном корреляте. Физически, к примеру, трудно вычленить и представить себе в человеке отдельно его тело, социальный статус и душу. Но нетрудно представить себе ситуации, в которых поведение человека вполне объяснимо силой его мышц, социальным положением или душевно-духовными ценностями. Ни один Т. – ни «реальный», ни «идеальный» - не покрывает собой бесконечный объект, но всегда соотносится с определенным конечным предметом.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ТИП
(Typus, Тур; от греч. — «удар, клеймо, отпечаток, форма, образ, прообраз, образец, пример») — во-первых, основная форма, которая составляет основу ряда схожих или родственных индивидов; во-вторых, экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род. Мышление, направленное на образование типов (типизирующее образование понятий), является очень древним, ибо оно соответствует стремлению сознания к сжатому, краткому изложению мыслей, к прегнантности и связывает наглядность с общезначимостью. Большое значение мышления при помощи типов, типологического мышления, было известно уже Платону и Аристотелю. Оно является необходимым средством научного образования понятий, в особенности в опытных науках. С точки зрения психологии «типичное» одинаково по смыслу с «прегнантным», при помощи которого суть дела, по-видимому, выражается наиболее ясно (например, прегнантный, т. е. равносторонний треугольник, одна из сторон которого расположена горизонтально, является одновременно и «типичным» и, по-видимому, наиболее четким образом воплощает в себе сущность треугольника — наличие трех углов). О типах мировоззрения говорил Дильтей («Weltanschauung», 1911): «...эти типы проходят через исторически обусловленную единичность, неповторимость отдельных образований... отдельные ступени и специальные формы какогонибудь типа отвергаются, но они оставляют свой след в жизни, продолжают действовать и вызывают к жизни все новые образования». Чистых типов (идеальных типов: см. Вебер М.) среди реально существующих вещей не имеется. Среди них имеются смешанные типы. Это снижает гносеологическую ценность типологического способа рассмотрения. Но, с другой стороны, ему наиболее свойственно объяснять отдельные предметы с точки зрения его существенных сторон и таким образом способствовать их пониманию. Мастером типологического анализа был Гёте. Особое значение приобрел типологический способ рассмотрения в современной психологии: Иенш; Юнг, Кречмер, Шпрангер; см. также Архетип, Прототип.
Е. Seiterich. Die log. Struktur des Typenbegriffs, 1930; W. Bergfeld. Der Begriff des T., 1933; R. Spieth. Der Mensch als T., 1949; A. Seiffert. Die kategoriale Stellung des T, 1953; W. Hassemer. Tatbestand und T, 1968; J. JanoskaBendl. Methodische Aspekte der Idealtypenlehre — M. Weber und die Soziologie der Geschichte, 1965; V. W. Ruttkowski. Typen und Schichten, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961