ТИНДАЛЬ Мэтью

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТИНДАЛЬ Мэтью
1657-1733) - представитель англ. деизма. По Т., позитивное христ. откровение не прибавляет ничего к естеств. религии, изначально открытой богом человеку при помощи одного разума; с позиций деизма Т. подверг суровой критике Библию, особенно Ветхий завет. Его осн. работа «Христианство - старое, как Сотворение мира...» (1730) рассматривалась как «библия» рационалистич. деизма и оказала определенное влияние на творчество франц. мыслителей 18 в. Вольтера к Гольбаха

Источник: Атеистический словарь

ТИНДАЛЬ Мэтью
английский религиозный философ; р. ок. 1653 (Бир-Феррис, Девоншир) — ум. 16.8.1733 (Оксфорд). В своем сочинении «Christianity as Old as the Creation» («Христианство так же старо, как сотворение мира», 1730, нем. изд. 1741), представляющем собой своего рода «библию деизма», выдвинул положение о том, что все существующие религии, за исключением христианства, являются искажением естественной религии. Последняя представляет собой первоначальную религию, полностью владеющую единой, неизменной истиной, к которой откровение не может ничего добавить, христианство тоже должно соответствовать истинам, основывающимся на разуме.
R. Bentley. Philelentherus Lipsiensis, 1810.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТИНДАЛЬ Мэтью

(12 мая 1657 – 16 авг. 1733) – англ. философ-деист. Доктор права Кембриджского ун-та. Осн. произведение Т. – "Христианство так же старо как сотворение мира, или Евангелие – восстановление естеств. религии" ("Christianity as old as the creation; or the Gospel, a republication of the religion of nature", v. 1, L., 1730) в течение трех лет выдержало четыре издания, вызвав резкую полемику со стороны теологов (Р. Бентли, У. Лоу, Дж. Конибир, Дж. Батлер). Не становясь на позиции атеизма, Т. подверг в этой работе резкой критике т.н. положит. религии, понимая под ними все известные в истории вероучения, исключая христианство, относя их к области суеверий. "Естественная религия", по Т., соответствующая истине и законам природы, предшествовала всем "положительным религиям". Она основывается на естеств. разуме, познающем природу вещей и нравств. обязанности человека, и не нуждается ни в каком откровении. Заслуга Христа состояла, по Т., в восстановлении естеств. религии. Однако и в христианстве сохранились ложные примеси, противоречащие естеств. религии; к ним Т. относил по существу всю христ. догматику и библейскую мифологию, сохраняя лишь нравств. учение, абстрактную веру в бога и в бессмертие души. Нравств. философия Т. свободна от аскетизма: мир создан для всеобщего счастья людей. Книга Т., названная современниками "библией деизма", оказала сильное влияние на развитие свободомыслия в Англии и (через посредство Вольтера и энциклопедистов) во Франции. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Тиндал, Мэтью
(Tindal, Matthew, 16551733).
Английский деист, уроженец Девоншира. Получил образование в Оксфордском университете, был оставлен в колледже ОллСоулс изучать право. Отстаивал англиканство "высокой церкви", но был при этом связан с группой деистов внутри движения. Считался опытным специалистом по международному праву и выпустил полемичный труд "Утверждение прав христианской Церкви" (The Rights of the Christian Church Asserted, 1706). Позже опубликовал несколько трактатов, в крых все больше поддерживал партию вигов.
Однако наибольшую славу Тиндал приобрел как лидер деистов; себя он называл христианским деистом. Позиция Тиндала обоснована им в работе "Христианство, древнее как само Творение, или Евангелие как воспроизведение естественной религии " (Christianity as Old as the Creation, or the Gospel a Republication of the Religion of Nature, 1730). Особенно осуждает он союзы между Церковью и государством; по его мнению, они извращают христианство. Он доказывает, что раннее христианство отличалось чистотой, и именно государство исказило его естественные начала, понятные всякому мыслящему человеку. Подобные идеи были распространены среди деистов, и Тиндал нередко отстаивал их, хотя и безуспешно, в Оксфорде. Но он пошел еще дальше, выразив скептическое отношение к истолкованиям Библии.
Тиндал критиковал традиционное учение о богодухновенности и утверждал, что рационально мыслящему человеку не нужно особое откровение.
Труды Тиндала сыграли важную роль в развитии английского деизма с кон. XVIIb. до 1730г. Это движение с одобрением встретили критики всех современных форм христианства; оно вызвало много откликов (утверждают, что на книгу Тиндала есть 150 опубликованных откликов). Сочетание деистических убеждений Тиндала с его приверженностью идеологии вигов повлияло на религиозные воззрения Вольтера и его оценку английской жизни. Однако творчество Тиндала свидетельствует и об упадке деистического движения в Англии, поскольку он резко критиковал практически все элементы исторического христианства. В деизме сохранилось очень немного позитивных религиозных идей, хотя сами деисты уверяли, что основы христианства как "естественной религии" сохраняют для них свою ценность и любой "мыслящий здраво человек" может в них верить. Критики же деизма настаивали на сверхъестественной природе Бога, на вере в божественное откровение и на многих других учениях, вытекающих из Св. Писания.
R. J. VanderMolen (пер. Ю.Т.) Библиография: G.R.Cragg, Reason and Authority in the Eighteenth Century and The Church in the Age of Reason, 16481789; NB, XIX; P. Gay, The Enlightenment: An Interpretation; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; L. Stephen, History of English Thought in the Eighteenth Century; R. Stromberg, Religious Liberalism in EighteenthCentury England; N. L. Torrey, Voltaire and the English Deists.
См. также: Деизм; Просвещение.

Источник: Теологический энциклопедический словарь