ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843—1920)
рус. ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей рус. революционных демократов. Осн. экспериментальная работа Т.— по фотосинтезу растений — сыграла большую роль в обосновании единства живой и неживой материи. Т. не замыкался в рамках узкоэкспериментальных методов, делал широкие философские обобщения, плодотворно применял исторический метод, во многом совпадающий с диалектико-материалистическим методом, стремился поставить биологию на службу народу. Т. первый из крупных рус. естествоиспытателей принял Октябрьскую социалистическую революцию. Сб. его Статей “Наука и демократия” (1920) получил высокую оценку Ленина.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич
1843-1920) - рус. биолог-дарвинист, обществ, деятель, продолжатель традиций прогрес. ученых-естествоиспытателей. Являлся пропагандистом и популяризатором дарвиновского учения и естеств.-научного материализма. В развитии дарвинизма большую роль сыграли работы Т. «Исторический метод в биологии» и «Факторы органической эволюции». Отстаивая материалистич. позиции, Т. выступал против идеализма в науке, против попыток использования науч. данных для укрепления релит, веры. Одним из первых рус. ученых перешел на сторону Сов. власти. Сборник его статей «Наука и демократия» получил высокую оценку В. И. Ленина. В целом ряде своих работ Т. выступал против попыток примирения науки с религией, указывал на реакционную роль клерикализма в решении социально-политических вопросов.

Источник: Атеистический словарь

Тимирязев Климент Аркадьевич
 (1843—1920) — рус. ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей рус. революционных демократов. Он рано осознал, что дальнейшее развитие биологии будет зависеть от успехов в познании глубинных процессов жизнедеятельности организмов (физиологии, биохимии и биофизики). Осн. экспериментальная работа Т. — по фотосинтезу растений — сыграла большую роль в обосновании единства живой и неживой материи. Т. не замыкался в рамки узкоэкспериментальных методов, делал широкие философские обобщения, плодотворно применял исторический метод, во многом совпадающий с диалектико-материалистическим методом. Т. стремился поставить биологию на службу народу. Он связывал свои исследования с практикой земледелия, широко популяризировал достижения биологической науки. Большое значение имела борьба Т. против идеалистических теорий в биологии (Витализм и др.). Т. первый из крупных рус. естествоиспытателей принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Сб. его статей «Наука и демократия» (1920) получил высокую оценку В. И. Ленина.

Источник: Философский словарь. 1963

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич
(1843—1920) - выдающийся русский биолог, занимавшийся в основном проблемами физиологии растений, в частности изучением фотосинтеза, пропагандист и защитник дарвинизма, предвозвестник мичуринского учения. Был профессором Петровской (ныне Тимирязевской) с.-х. академии, затем Моск. ун-та. С энтузиазмом встретил Окт. революцию, принимал активное участие в работе Наркомпроса и Моссовета, куда был в 1919 избран депутатом. В. И. Ленин высоко оценил книгу Т. «Наука и демократия» (1920), написав ему: «Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть» (Соч. Изд. 4. Т. 35, с. 380). Целью всей исследоват. и преподават. деятельности Т., его лекций и книг, из к-рых особенно известны «Чарлз Дарвин и его учение» (изд. 1 - 1865, изд. 2 - 1883) и «Жизнь растений» (1878), было развитие передовой (материалистич. науки, защита ее от разл. реакц. идеалистич. лжеучений, так или иначе связанных с мистикой, - витализма, вейсманизма-менделизма, спиритизма, интуитивизма и т. п. Объясняя сложные явления биологии, в частности - жизни растений, с материалистич. позиций, Т. показывал, что в них нет места для сверхъестеств., божеств, сил. На большое значение трудов Т. для освобождения от религ. предрассудков указывал писатель А. С. Серафимович, бывший в юности очень религ. человеком. «Попалась мне, - писал он, - книга «Жизнь растения». Прочитал ее, но отрываясь, и, когда закрыл последнюю страницу, радостно почувствовал, как мрачно покачнулся и вывалился из души каменный истукан божества. Но ведь в книге ни слова о боге. Там гениально рассказана с изумительной ясностью внутр. физиол. жизнь растения» (Серафимович А. С. Соф. соч. Т. VIII. М., 1948, с. 106). В ряде своих устных и печатных выступлений Т. выступал с прямой критикой религии и клерикализма, указывал на их связь с буржуазией, подчеркивал абсурдность попыток примирения науки и религии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ
1843-1920) – русский естествоиспытатель,  основоположник  русской  научной  школы  физиологии  растений, окончил  физико-математический факультет Петербургского университета, профессор Московского университета и Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, где читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 г.). В 1875 г. Тимирязев становится доктором ботаники  за сочинение «Об усвоении света растением», а в 1877 г. приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений.  Его  работы  посвящены:  вопросам  разложения атмосферной  углекислоты зелеными  растениями под влиянием солнечной энергии; изучению состава и оптических  свойств  зеленого  пигмента  растений  (хлорофилла),  его  генезиса, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в  этом  явлении, выяснение судьбы  этих  лучей  в  растении;  изучению  количественного  отношения  между поглощенной энергией и произведенной работой. Тимирязев первым в России ввел опыты с культурой  растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е. вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена-корреспондента Академии Наук, почетного члена Харьковского и Санкт-Петербургского университетов. Среди образованного русского общества Тимирязев пользуется широкой известностью, как популяризатор естествознания. Он боролся против мистики и оккультизма.  Считал  физиологию теоретической основой земледелия. Теоретические выводы можно сделать, только опираясь на  научные методы и на результаты эмпирических исследований. Наука может развиваться, только переходя от простого к сложному. Сведение науки к «коллекции» и классификации фактов, считал метафизическим  подходом. Преодолевал одностороннее абсолютизирование роли индукции и дедукции, приходя к выводу, что никакая дедукция не была бы возможна без предварительного индуктивного изучения фактов. Критерием истины считал опыт и практику. Метод может давать плодотворные результаты, если сам будет находиться в соответствии с объективными закономерностями развития природных  и  социальных  процессов.  Основным  принципом  изучения  фактов науки считал исторический метод.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич
22 мая (3 июня) 1843 – 28 апр. 1920) – рус. биолог-дарвинист и обществ. деятель. Окончил Петерб. ун-т (1865). Чл.-корр. Петерб. АН (с 1890). Профессор Петровской (ныне Тимирязевской) земледельч. и лесной академии (с 1871) и Моск. ун-та (с 1877). Экспериментальные, исследования Т. посвящены гл. обр. проблеме фотосинтеза, а также вопросам дыхания и почвенного питания растений. Т. был одним из основателей агрохимии в России, В теоретич. области вел активную борьбу с различными проявлениями антидарвинизма, в частности с рус. антидарвинистами Н. Я. Данилевским, Н. Н. Страховым, С. И. Коржинским. Существ. позитивный вклад Т. в развитие дарвинизма связан с учением о творч. роли отбора, о единстве организма и среды, о причинах изменчивости, о виде и видообразовании. Разработка этих проблем связывалась Т. с задачей управления природой организмов (см. Соч., т. 5, 1938, с. 143). Этой задаче служили выдвинутая им идея создания новой науки – экспериментальной морфологии, а также мысль о том, что в изучении явлений наследственности и изменчивости решающая роль должна принадлежать физиологич. эксперименту (см. тамже, т. 6, 1939, с. 263–64). В развитии дарвинизма особенно большую роль сыграли работы Т. "Исторический метод в биологии" и "Факторы органической эволюции". Перу Т. принадлежит ряд исследований по истории науки: "Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620– 1920)" (1920); "Осн. черты истории развития биологии в XIX столетии" (1907) и др. История науки рассматривалась им как ключ к решению совр. науч. проблем. Широкую известность получили популярные книги Т. "Жизнь растения" и "Краткий очерк теории Дарвина". По своим филос. взглядам Т. стоял на позициях рус. революц. демократов, хотя в молодости испытал увлечение философией Конта. Т. исходил из убеждения, что сознание есть лишь свойство материи, появившееся на определ. ступени ее развития. Природу, материальную действительность он называл единств. источником знания. Отстаивая материалистич. позиции, Т. подвергал критике махизм и агностицизм. Будучи последоват. дарвинистом, Т. считал принцип историзма важнейшим методологич. принципом науч. исследования. В последний период жизни Т. все более приближался к позициям марксистско-ленинской философии. Свое отношение к марксизму Т. наиболее полно выразил в статье "Ч. Дарвин и К. Маркс" (1919). Эта филос. эволюция Т. в значит. мере связана с его живым интересом к революц. движению в России и поддержкой этого движения. Т. приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в созидат. работу Советской власти. Соч.: Соч., т. 1–10, М., 1937–40; Избр. соч., т. 1–4, М., 1948–49. Лит.: Ленин В. И., [Письмо] К. А. Тимирязеву, Соч., 4 изд., т. 35, с. 380; Памяти К. А. Т. Сб. докладов и материалов сессии Биол. ин-та, посвященной 15-летию со дня смерти К. А. Т., М.–Л., 1936; Платонов Г. В., Мировоззрение К. ?. ?., ?., 1952; История естествознания в России, т. 3, М., 1962; Колодяжный В. И., Вопросы методологии в трудах К. А. Т. и проблемы совр. биологии, К., 1965. Г. Платонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.