ТИЛОПА
ТИЛОПА
(тиб. Ti lo pa, или Любитель Кунжутного Семени, от санскр. tila — кунжутное семя и растение сезам, или от tilaka — вид дерева, родинка на теле) — индо-буддийский мастер йоги из Бенгалии, живший примерно в 928–1009 гг. (другая датировка: 988–1069). Основоположник линии учительской преемственности в Ваджраяне, из которой возникла тибетская школа кагью. Будучи в йогическом трансе, Т. получил наставления непосредственно от Ваджрадхары. Он изложил их в 11 трактатах, сохранившихся в тибетских переводах Тенгьюра. Его отдельные мистические поэмы дошли до нас на индийском языке апабхрамса с комментариями на санскрите. Кроме того, имя Т. входит в два списка 84 махасиддх — великих совершенных адептов Ваджраяны. В тантрическом цикле Чакра-самвары линия преемственности Т. начинается с Сарахи и Нагарджуны, а в Калачакре — с других имён. Согласно тибетским жизнеописаниям Т., он родился в брахманской семье в Бенгалии, тем не менее с детства пас буйволов и одновременно занимался самообразованием: научился не только читать и писать, но и заучил наизусть несколько буддийских первоисточников. В двадцать лет он отправился в Уддияну (возможно это нынешняя долина Сват на северовостоке Пакистана), где получал посвящения у йогинь Ваджраяны и учился у мастеров созерцания, пока не обрёл Просветление. В дальнейшем Т. жил то отшельником, владеющим многими сверхъестественными способностями, в т.ч. искусством магического превращения в дру гие существа, то монахом, соблюдающим обеты, то поселялся среди трупов на кладбище. Он прославился крайне суровым обращением с учениками. Среди последних наиболее известные — Наропа (956–1040, другая датировка: 1016–1100) и Атиша (982–1054). В учении Т. акцент переносится с интеллектуальных занятий на практическую йогу высших уровней созерцания (дхьяна), а также на ритуальномедитативные упражнения в вышеназванных тантрических циклах. Философское обоснование практик он заимствовал не столько у йогачары, сколько у мадхьямаки. По крайней мере так можно расценить его высказывания о праджня-парамите, о том, что умом (мати) не познать Абсолют, который недоступен существам, пребывающим в иллюзиях (майя) и сновидениях. «Если ты (Наропа) сможешь доказать, что пространство пусто (шуньята), ты тем не менее не постигнешь, чем в действительности является пространство. Даже если ты назовёшь его «лучащимся светом твоего собственного сознания», реальное знание об этом останется вне любого словесного выражения… Без действенной медитации (бхавана) Просветления не достигнуть. Задача — быть вне объекта и субъекта. Вот в чём состоит «царское» воззрение» («Махамудра-упадеша», 14, 21). В связи с названием процитированного трактата нужно отметить, что Т. считается мастером махамудры (Великая печать, тиб. phyag rgya chen po) — системы тантрических созерцаний «единения двух [тел]» (санскр. yuga-naddha, тиб. yab yum). Эта система практиковалась в нескольких циклах ваджраянских тантр и всеми школами тибетского буддизма. Она известна в Европе не столько своим мистическим содержанием, сколько так называемым эротическим искусством — поэзией, скульптурой, живописью, включающими сцены соития буддийских культовых персонажей с их духовными жёнами, а также гипертрофированным изображением половых органов. Эти образы являются объектами медитации. Т. учил только духовному созерцанию такого экстаза. Но в отдельных направлениях тантры половой акт был частью тайных культов, называемых «гухья-самаджа» (букв. тайное соитие). Т. считается также основоположником учения о «шести йогах», которое вошло в историю благодаря Наропе (см. Шесть учений Наропы). Т. собрал в нём и развил отдельные йогические техники Нагарджуны-тантрика, Кришначарьи, Лавапы и йогини Сукхасиддхи.