Тильет Ксавье

Найдено 1 определение
Тильет Ксавье
(р. 1921, Корби на р. Сомма) – философ, историк философии и богослов, заслуженный профессор Католического института Парижа и приглашенный профессор ряда европейских университетов. Окончил коллеж в Лавале, получив французский и английский дипломы бакалавра по классической филологии и немецкому языку. В 1938 вступил в орден иезуитов; в 1951 принял священство. В 1940–1950-е преподавал философию (феноменологию и экзистенциализм) в иезуитском лицее в Париже (т.н. коллеж «Франклин» на одноименной улице); в 1960-е читал курс по феноменологии Гуссерля. В этот период Т. испытал влияние Ж.П. Сартра и М. Мерло-Понти. Был дружен с Г. Марселем вплоть до его смерти (1973). Учителями Т. в философии в высшей школе были Ж. Валь и В. Янкелевич; по совету первого он обратился к изучению позднего Шеллинга («Философия откровения»). В это же время увлекся Г.В.Ф. Гегелем, С. Кьеркегором и К. Ясперсом, результатом чего стала публикация книги о современных философах, отчасти посвященной Ясперсу: «Современные философы: Габриэль Марсель, Морис Мерло-Понти, Карл Ясперс» (1962). В 1969 защитил диссертацию по теологии в Фурвьере (иезуитский факультет в Лионе) и по философии в Сорбонне. Диссертация была опубликована в виде двухтомной монографии «Шеллинг: Философия в становлении» (T. 1–2, 1970), которая принесла автору репутацию признанного специалиста в этой области. В дальнейшем Т. опубликовал ряд монографических исследований, посвященных отдельным аспектам жизни и мысли Шеллинга и ставших важным вкладом в современную шеллингиану. Выступал также в качестве кинокритика, в частности, исследователя итальянского неореализма. В 1969–1987 Т. преподавал в Католическом институте Парижа; в 1972–2000 – в Григорианском университете в Риме (вел курсы по немецкому идеализму, христианской философии и философской христологии). Занимал также должность профессора в Латеранском университете Рима и в Центре «Севр» в Париже (иезуитский факультет). В качестве приглашенного профессора преподавал философию в различных университетах Франции, Италии, Испании, Германии и др. стран. Ему принадлежит около двух тысяч монографических и статейных публикаций. Многие книги переведены на немецкий, испанский, английский и итальянский языки. Т. четырежды становился лауреатом различных премий Института Франции и Французской академии. В 2002 избран членом Баварской академии наук; кавалер ордена Почетного легиона. В Триесте основан и действует институт его имени. Сам Т. описывает траекторию своей мысли следующим образом: начав с филологических штудий, он перешел затем к изучению современной философии, а после – к религиозной философии и философской теологии. Под влиянием Г. Фессара сформулировал свою исследовательскую программу: изучение воздействия теологической проблематики на философскую работу. В качестве своих основных тем Т. указывает следующие: проблема субъекта, концепция интеллектуальной интуиции, память и время, феномен смерти, разум и вера, философия и теология. Еще в 1940-е Т. начал разрабатывать авторскую программу «философской христологии», нашедшую отражение во многих публикациях на французском, итальянском, немецком и др. языках. Он исходит из тезиса, что, с одной стороны, философия, будучи дискурсом континуальным, т.е. основанным на традиции, неизбежно сталкивается с основополагающим для европейской культуры вопросом Богочеловека Христа: «За кого меня принимают?» Ответы могут быть и бывали разными; в зависимости от этого в истории мысли складывались те или иные философские традиции: от Николая Кузанского до Б. Спинозы, от И. Канта до Ф.В. Шеллинга, от Ф. Шлейермахера до Вл. Соловьева, от А. Бергсона до Г. Марселя. С другой стороны, философ по определению работает с феноменом человека, в воплощении же Бога человеческая природа достигает своей полноты, так что философская «интервенция» на теологическую территорию неизбежна. Т. вписывает в свою историкофилософскую концепцию даже явно негативные прочтения христианской доктрины, как, например, идеи Ф. Ницше или Ж.П. Сартра. По мнению Т., они от обратного подтверждают значение христианства для европейской мысли. Данная концепция Т. имеет своих продолжателей в лице М. Анри и К. Брюэра.
Соч.: Existence et Littérature. P., 1958; Karl Jaspers: théorie de la vérité, métaphysique des chiffres, foi philosophique. P., 1960; Philosophes contemporains: Gabriel Marcel, Maurice Merleau-Ponty, Karl Jaspers. P., 1962; Jules Lequier, ou Le tourment de la liberté. P., 1964; Schelling: Une philosophie en devenir. T. 1–2. P., 1992²; Maurice Merleau-Ponty, ou La mesure de l’homme. P., 1970; Attualità di Schelling. Milan, 1974; Schelling im Spiegel seiner Zeitgenossen. T. 1–4. Tourin; Milan, 1974, 1981, 1988, 1997; Breve Introduzione alla Fenomenologia husserliana. Lanciano, 1983; Le Christ des philosophes: Du maître de sagesse au divin Témoin. Namur, 1993; La mythologie comprise: L’interprétation schellingienne du paganisme. Naples, 1984; La christologie idéaliste. P., 1986; L’absolu et la philosophie: essais sur Schelling. P., 1987; Le Christ de la philosophie: prolégomènes à une christologie philosophique. P., 1990 (премия Французской академии, 1991); La Semaine sainte des philosophes. P., 1992; Recherches sur l’intuition intellectuelle de Kant à Hegel. P., 1995; Che cos’è la cristologia filosofica. Brescia, 2004; Philosophische Christologie: eine Hinführung. Freiburg, 1998; Les philosophes lisent la Bible. P., 2001 (премия кардинала Грента и Французской академии за совокупность публикаций); La mémoire et l’invisible. Genève, 2002; Jésus romantique. P., 2002; Fichte: la science de la liberté. P., 2003; Le Jésuite et le Poète, éloge jubilaire à Paul Claudel. P., 2005; L’Église des philosophes, de Nicolas de Cuse à Gabriel Marcel. P., 2006; Philosophies eucharistiques de Descartes à Blondel. P., 2006 (премия братьев Гумбольдт); Une introduction à Schelling. P., 2007; Schelling: biographie. P., 2009. ИЗД. Schelling. Textes esthétiques / Pré- sentation et notes. P., 1978; Schellings Pyrmonter Elegie. Der Briefwechsel mit Eliza Tapp, 1849–1854 (en coll.). Frankfurt-am-Main, 2000. Лит.: Monaco, M. Bibliografia di Xavier Tilliette. Trieste, 2002; La filosofia come santita delle razione. Scritti in onore di Xavier Tilliette. Trieste, 2004; Stancampiano, S. La cristologia filosofica in Xavier Tilliette. Torino, 2007; Philosophie, théologie, littérature: hommage à Xavier Tilliette, SJ pour ses quatre-vingt-dix ans / Textes réunis par Miklos Vető. Louvain, 2011. П.Б.Михайлов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.