ТИХОНОВЩИНА
Тихоновщина
направление в религиозно-политической деятельности контрреволюционного православ. духовенства после Великой Октябрьской социалистической революции. Название связано с именем патриарха Тихона (в миру Вас. Белавин [10]), к-рый предал анафеме Советскую власть и стремился превратить церковь в оплот контрреволюции. Сторонники Тихона саботировали мероприятия Советской власти, поддерживали белогвардейщину, кулацкие выступления. Т. решительно выступила против отделения церкви от гос-ва; следуя призыву Тихона объединяться «около своих храмов и пастырей» и идти «в защиту святынь», в 1922 г. организовывала саботаж и вооруженные выступления в связи с изъятием церк. ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Убедившись, что открытая борьба против Советской власти бесперспективна и ведет лишь к утрате церковью паствы, патриарх Тихон выступил в 1923 г. с заявлением об отказе от контрреволюционной деятельности и призвал духовенство и верующих встать на позиции лояльного отношения к Советской власти. Нек-рые представители контрреволюционного духовенства отказались следовать призыву Тихона и перешли к подпольным методам борьбы против Советской власти. Позднее они вошли в религ. группировки истинно-православной церкви (ИПЦ), а также истинно-православных христиан (ИПХ).
ТИХОНОВЩИНА
идеология и направление религ.-полит. деятельности контрреволюционно настроенной части правосл. духовенства, а также части кулачества и политически отсталых групп ворующих. Свое наименование Т. получила в связи с контррев. церк.-полит. деятельностью патр. Тихона до его раскаяния в 1923. Названием тихоновцев или Т. иногда обозначают также существовавшие в разное время религ. группы: непосредств. последователей патр. Тихона, гл. о. из высшего духовенства, ярых церк. монархистов, провозглашавших Окт. революцию делом «сатаны», всячески сопротивлявшихся всем мероприятиям Сов. власти, добивавшихся реставрации царизма и оказывавших активную поддержку белогвардейцам и интервентам, а также группы ярых сторонников религ.-кулацкой контрреволюции - федоровцев, чердашников, краснодраконцев и им подобных, поддерживавших кадетские и эсеровские контррев. выступления и боровшихся против социалистич. преобразований, особенно в деревне.
Первые наиболее активно действовали в годы гражд. войны, вторые - в конце 20-х - нач. 30-х гг. После раскаяния патр. Тихона и ого призыва к церковникам о прекращении антисов. деятельности (1923—1925) часть духовенства не последовала за Тихоном и, встав на путь конспирации, создала домашние монастыри и церквушки, объединявшие довольно узкий круг лиц, враждебных Сов. власти и социалистич. строительству. Себя она стала именовать «истинно-правосл. церковью» (ИПЦ) и объявила продолжательницей тихоновского дела. Группы же «тихоновцев» типа федоровцев, чердашников и т. п. распались после ликвидации кулачества как класса и победы колхозного строя в нашей стране. Из остатков этих групп в конце 30-х гг. оформилось новое религ. образование - т. н. истинно-правосл. христиане (ИПХ).
Первые наиболее активно действовали в годы гражд. войны, вторые - в конце 20-х - нач. 30-х гг. После раскаяния патр. Тихона и ого призыва к церковникам о прекращении антисов. деятельности (1923—1925) часть духовенства не последовала за Тихоном и, встав на путь конспирации, создала домашние монастыри и церквушки, объединявшие довольно узкий круг лиц, враждебных Сов. власти и социалистич. строительству. Себя она стала именовать «истинно-правосл. церковью» (ИПЦ) и объявила продолжательницей тихоновского дела. Группы же «тихоновцев» типа федоровцев, чердашников и т. п. распались после ликвидации кулачества как класса и победы колхозного строя в нашей стране. Из остатков этих групп в конце 30-х гг. оформилось новое религ. образование - т. н. истинно-правосл. христиане (ИПХ).