11 тезисов, написанных К. Марксом в 1845 и опубликованных после его смерти Ф. Энгельсом в 1888. По словам Энгельса, это «...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 371). В тезисах сжато сформулированы осн. положения философии марксизма: материалистич. понимание истории и обществ. практики, принципиально новый взгляд на человека, определение зависимости идеологич. феноменов (в т. ч. религии) от условий материальной жизни общества. В них критикуется историч. идеализм Фейербаха и утопич. социализм; раскрывается гл. недостаток всего предшествующего материализма — созерцательность; обосновываются сущность и задачи диалектико-материалистич. философии, ее значение в революц-преобразовании общества. Тезисы заложили фундамент науч.-философск., последовательно атеистич. истолкования материальной, земной основы религии, разработки теории революц. преодоления и пракгич. уничтожения социальных антагонизмов, порождающих ре-лиг. мировоззрение. Критикуя антропологич. философию Фейербаха, Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (там же, ?. с. 3). Это означало, что подлинные истоки религ. представлений можно раскрыть, лишь изучая обществ, отношения. порождающие их. Цент-ральн. принцип нового революц. практич. мировоззрения Маркс формулирует в заключит, тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (там же, с. 4).
ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ
»ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»
Источник: Атеистический словарь
“ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ”
11 тезисов Маркса, озаглавленных “К Фейербаху”, написаны весной 1845; впервые опубликованы в рецензии Энгельса в 1888 как приложение к работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. “Т. о Ф.”, указывал Энгельс, неоценимы как “первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 371). По содержанию “Т. о Ф.” примыкают к “Немецкой идеологии”. В сжатой форме Маркс формулирует здесь кардинальные положения новой философии. Центральная идея тезисов — разработка научного понимания практики. Эта задача требовала материалистического понимания истории, осн. положения к-рого Маркс и излагает: характеристика общественной жизни как преимущественно практической; утверждение, что человек порожден своим собственным трудом, а по своей сущности представляет совокупность общественных отношений; анализ зависимости идеологических явлении (напр., религии) от условий существования и развития об-ва. С этих позиций Маркс критикует исторический идеализм Фейербаха и утопических социалистов. Исходя из единства теории и практики, Маркс по-новому ставит проблемы гносеологии и подвергает критике весь “предшествующий” материализм, указывая на созерцательность как на его гл. недостаток. Отмечая заслуги идеализма в развитии “деятельной стороны”, т. е. активности субъекта в процессе его взаимодействия с объектом (Субъект и объект), Маркс вскрывает порочность идеалистического понимания практической деятельности. Тезисы Маркса обосновывали сущность и задачи философии диалектического материализма, ее место и роль в революционном преобразовании об-ва.
Источник: Философский энциклопедический словарь
«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»
название небольшой рукописи К. Маркса, состоящей из 11 тезисов, к-рые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.) 1845. Написание тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», к-рый возник у Маркса и Ф. Энгельса в это время. Они представляют собой набросок идей, подлежавших разработке в 1-й гл. «Немецкой идеологии» («Фейербах»). По определению Энгельса, это - «...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 21, с. 371).
Центр. идея тезисов - решающая роль материальной революц. практики в жизни общества. Практика есть исходный пункт, основа, критерий и цель познания. Введение Марксом категории практики в теорию познания означало подлинную революцию в гносеологии и явилось одним из главных элементов революц. переворота в философии.
Определяя свое мировоззрение как новый материализм, Маркс подвергает критике и прежний материализм за его созерцательность, и идеализм за сведение практики к чисто теоретич. деятельности. В противоположность идеализму Маркс подчеркивает: чтобы изменить действительность, недостаточно чисто теоретич. критики, необходима практическикритическая, революц. деятельность, необходимо изменить не только сознание, но и бытие. Только в процессе революц. практики человек изменяет как окружающую его действительность, так и самого себя.
В противоположность метафизич. и антиисторич. представлениям Фейербаха о человеке как абстрактном изолированном индивиде Маркс формулирует одно из важнейших положений историч. материализма: сущность человека есть совокупность всех обществ. Отношений.
С позиций последовательного, пролет. атеизма Маркс решает вопрос об условиях преодоления религии. Он подчеркивает, что религия вырастает из противоречий ее земной основы, из социальных антагонизмов, и для устранения религии необходимо революционизировать существующее общество. Впоследствии эта мысль была развита и получила классич. формулировку в 1-м т. «Капитала».
Созерцательности и метафизичности предшествующего материализма Маркс противопоставляет революц. практику, новый, диалектич. материализм как филос. основу коммунизма. Принцип нового мировоззрения он формулирует в заключит. тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там же, т. 3, с. 4). Не интерпретировать мир так или иначе, чтобы примириться с существующим, а действительно познать его, чтобы изменить мир - таков подлинный смысл этого тезиса.
«Т. о Ф.» были впервые опубликованы Энгельсом, с нек-рыми ред. изменениями, в 1888 в приложении к отд. изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Первонач. вариант Маркса был опубликован в 1924 в «Архиве К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1.
Центр. идея тезисов - решающая роль материальной революц. практики в жизни общества. Практика есть исходный пункт, основа, критерий и цель познания. Введение Марксом категории практики в теорию познания означало подлинную революцию в гносеологии и явилось одним из главных элементов революц. переворота в философии.
Определяя свое мировоззрение как новый материализм, Маркс подвергает критике и прежний материализм за его созерцательность, и идеализм за сведение практики к чисто теоретич. деятельности. В противоположность идеализму Маркс подчеркивает: чтобы изменить действительность, недостаточно чисто теоретич. критики, необходима практическикритическая, революц. деятельность, необходимо изменить не только сознание, но и бытие. Только в процессе революц. практики человек изменяет как окружающую его действительность, так и самого себя.
В противоположность метафизич. и антиисторич. представлениям Фейербаха о человеке как абстрактном изолированном индивиде Маркс формулирует одно из важнейших положений историч. материализма: сущность человека есть совокупность всех обществ. Отношений.
С позиций последовательного, пролет. атеизма Маркс решает вопрос об условиях преодоления религии. Он подчеркивает, что религия вырастает из противоречий ее земной основы, из социальных антагонизмов, и для устранения религии необходимо революционизировать существующее общество. Впоследствии эта мысль была развита и получила классич. формулировку в 1-м т. «Капитала».
Созерцательности и метафизичности предшествующего материализма Маркс противопоставляет революц. практику, новый, диалектич. материализм как филос. основу коммунизма. Принцип нового мировоззрения он формулирует в заключит. тезисе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там же, т. 3, с. 4). Не интерпретировать мир так или иначе, чтобы примириться с существующим, а действительно познать его, чтобы изменить мир - таков подлинный смысл этого тезиса.
«Т. о Ф.» были впервые опубликованы Энгельсом, с нек-рыми ред. изменениями, в 1888 в приложении к отд. изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Первонач. вариант Маркса был опубликован в 1924 в «Архиве К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1.
Источник: Советский философский словарь
"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"
одиннадцать тезисов, найденных Энгельсом в записной книжке Маркса и озаглавленных "К Фейербаху". Написаны весной 1845 в Брюсселе, впервые опубл. в 1888 в качестве приложения к кн. Энгельса "Людвиг Фейербах...". "Т. о Ф." "...неоценимы как первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 371). Продолжая анализ проблематики, выдвинутой в "Экономическо-философских рукописях 1844", Маркс формулирует здесь мысль о том, что трактовка практики и отношение к ней составляет коренное отличие новой философии от всех форм бурж. мировоззрения. Разработка указ. проблематики невозможна без объяснения закономерностей обществ.-историч. процесса; существо этого процесса и раскрывается в "Т. о Ф.": характеристика обществ. жизни как преимущественно практической (8-й тезис), обществ. сущность человека (6-й тезис), зависимость идеологич. явлений (в т.ч. религии) от материальных обществ. отношений (4-й и 7-й тезисы) и др. Особый интерес в этом отношении представляет 9-й тезис. Термины "чувственность", "чувственный" употребляются здесь Марксом не только в субъективном смысле (как характеристика человеческой способности восприятия, созерцания, отражения), но и в объективном – как понятие, означающее специфич. "материю" общества, не сводимую к простой совокупности индивидов и понимаемую как практич. деятельность. На этой основе, обобщая свое понимание единства опредмечивания и распредмечивания, Маркс и указывает на совпадение изменений обстоятельств и человеч. деятельности как на характерную особенность практики. С этих позиций критикуется историч. идеализм Гегеля, Фейербаха, младогегельянцев и утопич. социалистов. Наряду с этим Маркс отмечает и положит. роль идеализма в исследовании "деятельной стороны" субъекта, в связи с чем по-новому ставятся им и проблемы гносеологии: Маркс преодолевает "созерцательность" предшествующего материа-лизма (1-й и 5-й тезисы), показывает, что истина и заблуждение есть результат развития практики и ее понимания (8-й тезис), формулирует критерий истинности познания (2-й тезис). Исходя из того, что разрешение теоретич. загадок есть определ. функция практич. преобразований общества, Маркс формулирует знаменитый 11-й тезис, характеризующий роль теории в развитии общества. В "Т. о Ф." развивается и обобщается идея о человеческой эмансипации и о снятии отчуждения как процессе действи-т е л ь н о г о уничтожения частной собственности и возвращения человека "к самому себе". Связь теории с практикой в этом отношении выступает как необходимость п о л и т и ч е с к и х выводов из теоретич. исследований. Теоретич. осознание обществ. противоречий будет полным тогда, когда теория подведет к необходимости практич. борьбы за разрешение этих противоречий. В этой связи очевидна несостоятельность попыток истолкования "Т. о Ф." в прагматистском духе (см., напр., В. Russel, Freedom versus organization, N. Y., 1934, a также A. G. Meyer, Marxism; the unity of theory and practice; a critical essay, Camb., 1954). Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 9, с. 28; т. 10, с. 261, 315–16; т. 14, с. 91–94; т. 21, с. 36, 58; Вышинский П., Пояснения к тезисам Маркса о Фейербахе, "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1940, No 20; Баскин Ю. Я., Произв. К. Маркса "Т. о Ф.", Одесса, 1958; Калацкий В. П., О созерцательности фейербаховского материализма ("Тезисы о Фейербахе" К. Маркса), "Вестн. МГУ. Серия экономики, философии, права", 1959, No 4; Богуславский В. М., Тезисы Маркса о Фейербахе, М., 1960; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962; Безчеревных Э. В.. От мысли к действию, М., 1964; Diamond S., Marx´s "Ninth Thesis" on Feuerbach, "Science and Society. A Marxian Quarterly", 1939, v. 3, No 2; Cornu ?., Marx´ Thesen ?ber Feuerbach, В., 1963. Э. Безчеревных. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»
набросок исходных положений философии марксизма, сделанный К. Марксом в 1845. Его основное содержание — критика предшествующей, в особенности фейербаховской, материалистической философии, которая не постигала гносеологической, а также социальной роли общественной практики. Предшествующий материализм трактовал познание как результат воздействия внешнего мира на нашу чувственность, игнорируя действительную основу познания — воздействие людей на внешний мир, практику. Эту особенность гносеологии старого материализма Маркс называл созерцательностью. В социально-философском плане эта созерцательность выражалась в том, что люди рассматривались материалистами как обусловленные обстоятельствами их жизни; при этом упускалось из виду, что эти обстоятельства творятся самими людьми, в их практической деятельности. Общественная жизнь является по существу практической. Важно отметить, что Маркс подчеркивал необходимость понимания практики, ее теоретического анализа, из которого следует, что практика, и только она, является действительным критерием истины. «В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 1).
В своей критике Л. Фейербаха Маркс указывал, что в его философии абстрактное мышление сведено к чувственному созерцанию, игнорируется чувственность как «практическая, человечески-чувственная деятельность» (там же, с. 2).
Вследствие этого Фейербах «рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность». В противоположность гносеологической созерцательности материализма деятельная сторона познавательного процесса «развивалась идеализмом, но только абстрактно». Фейербах, отмечал Маркс, сводит воображаемый религиозный мир к его земной основе, не видя того, что религиозное самоотчуждение проистекает из саморазорванности, самопротиворечивости этой основы. Недостаточно поэтому сводить религию к бытию людей; необходимо ее выводить из него. Необходимо, далее, революционное преобразование этого общественного бытия, ибо только таким путем может быть преодолено религиозное удвоение мира. Фейербах рассматривает религию как отражение абстрактно понимаемой, внеисторической сущности человеческого индивида. Но такой сущности не существует, ибо «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (там же, с. 3).
11-й тезис Маркса гласит: философы лишь различным образом интерпретировали мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Здесь Маркс подверг осуждению не только старый материализм, но и всю предшествующую философию вообще, полагая, что она принимала существующее в обществе положение вещей как нечто данное, которое подлежит постижению именно в этом качестве. С этим вьвводом Маркса едва ли можно согласиться. Достаточно вспомнить выдающуюся роль французского материализма 18 в., а также значение философии Ж.-Ж. Руссо в идейной подготовке Французской революции 1789—93. Уместно отметить и то, что немецкая философия от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля и Фейербаха представляла собой, по справедливому замечанию Энгельса, философскую революцию в Германии, ставшую прологом к революции социально-политической.
Обращает на себя внимание тот факт, что в «Тезисах о Фейербахе» отсутствует какое бы то ни было упоминание о диалектике. В тот период Маркс отрицательно относился к диалектике, о чем свидетельствует опубликованное в 1845 «Святое семейство», где заслуги Фейербаха связывались с критикой философии Гегеля и его диалектики. Не следует поэтому переоценивать значение «Тезисов о Фейербахе» в формировании диалектического материализма. Ф. Энгельс оценивал их как «первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 371). Показательно, что Маркс не считал необходимым издание этих тезисов, которые были опубликованы Энгельсом лишь в 1888.
Лит.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе.— Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.— Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 21; Баскин Ю. А. Произведение К. Маркса «Тезисы о Фейербахе». Одесса, 1958; Богуславский В. М. Тезисы Маркса о Фейербахе. М., 1961; Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1962; СотиА. Marx Thesen uber Feuerbach. В., 1963; SchuffenhauerN. Feuerbach und der junge Marx. B., 1972.
T. И. Ойзерман
В своей критике Л. Фейербаха Маркс указывал, что в его философии абстрактное мышление сведено к чувственному созерцанию, игнорируется чувственность как «практическая, человечески-чувственная деятельность» (там же, с. 2).
Вследствие этого Фейербах «рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность». В противоположность гносеологической созерцательности материализма деятельная сторона познавательного процесса «развивалась идеализмом, но только абстрактно». Фейербах, отмечал Маркс, сводит воображаемый религиозный мир к его земной основе, не видя того, что религиозное самоотчуждение проистекает из саморазорванности, самопротиворечивости этой основы. Недостаточно поэтому сводить религию к бытию людей; необходимо ее выводить из него. Необходимо, далее, революционное преобразование этого общественного бытия, ибо только таким путем может быть преодолено религиозное удвоение мира. Фейербах рассматривает религию как отражение абстрактно понимаемой, внеисторической сущности человеческого индивида. Но такой сущности не существует, ибо «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (там же, с. 3).
11-й тезис Маркса гласит: философы лишь различным образом интерпретировали мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Здесь Маркс подверг осуждению не только старый материализм, но и всю предшествующую философию вообще, полагая, что она принимала существующее в обществе положение вещей как нечто данное, которое подлежит постижению именно в этом качестве. С этим вьвводом Маркса едва ли можно согласиться. Достаточно вспомнить выдающуюся роль французского материализма 18 в., а также значение философии Ж.-Ж. Руссо в идейной подготовке Французской революции 1789—93. Уместно отметить и то, что немецкая философия от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля и Фейербаха представляла собой, по справедливому замечанию Энгельса, философскую революцию в Германии, ставшую прологом к революции социально-политической.
Обращает на себя внимание тот факт, что в «Тезисах о Фейербахе» отсутствует какое бы то ни было упоминание о диалектике. В тот период Маркс отрицательно относился к диалектике, о чем свидетельствует опубликованное в 1845 «Святое семейство», где заслуги Фейербаха связывались с критикой философии Гегеля и его диалектики. Не следует поэтому переоценивать значение «Тезисов о Фейербахе» в формировании диалектического материализма. Ф. Энгельс оценивал их как «первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 371). Показательно, что Маркс не считал необходимым издание этих тезисов, которые были опубликованы Энгельсом лишь в 1888.
Лит.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе.— Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.— Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 21; Баскин Ю. А. Произведение К. Маркса «Тезисы о Фейербахе». Одесса, 1958; Богуславский В. М. Тезисы Маркса о Фейербахе. М., 1961; Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1962; СотиА. Marx Thesen uber Feuerbach. В., 1963; SchuffenhauerN. Feuerbach und der junge Marx. B., 1972.
T. И. Ойзерман
Источник: Новая философская энциклопедия