ТЕТЕНС Иоганн Николас
Источник: Философский энциклопедический словарь
Störring. Die Erkenntnistheorie von T., 1901; A. Seidel. T.’Einfluß auf Kant, 1932; O. Hintze. Die Eiderstedter Ahnen und der Lehrer der Philos. J. N. T., 1936.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Tetens), Иоганн Николаус (16 сент. 1736 – 15 авг. 1807) – нем. психолог и философ. Проф. философии в Киле (1776–89). Пытался соединить идеи эмпирич. анализа в психологии с трактовкой психики в духе рационализма Лейбница и Вольфа. Согласно Т., в психологии надлежит исходить из самонаблюдения и основанного на нем эмпирич. расчленения душевных явлений (ему принадлежит известное деление этих явлений на представления, волю и чувства), а метафизич. положения должны завершать психологич. анализ. Тезис Т. о независимости и самостоятельности психич. функций оказал влияние на разработку Кантом априоризма. Соч.: Abhandlungen von den Beweisen des Daseins Gottes, Wismar, 1761; ?ber die allgemeine spekulative Philosophie, B?tzow, 1775; Philosophische Versuche ?ber die menschliche Natur und ihre Entwicklung, Bd 1–2, Lpz., 1777. Лит.: Троицкий M. M., Нем. психология в текущем столетии, 2 изд., т. 1–2, М., 1883; Philosophie-Lexikon, Bd 2, В., 1950; St?rring G., Die Erkenntnistheorie von Tetens, Lpz., 1901. M. Роговин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
16 сентября 1736, Тетенбюль, южный Шлезвиг — 15 августа 1807, Копенгаген) — немецкий и датский философ, естествоиспытатель, математик и культуролог. Получил университетское образование в Ростоке и Копенгагене. Профессор физики в Бютсовском университете (с 1763). С 1776 — профессор философии в университете Киля (впоследствии получил здесь и кафедру математики). В 1777 в Лейпциге выходит его главное сочинение — двухтомный трактат «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» (Philosophische Versuche uber die menschliche Natur und ihre Entwicklung). С 1789 на государственной службе в Копенгагене.
Тетенс объединяет психологический эмпиризм британской традиции с системностью немецкой метафизики. Основной объект его исследований — человек как единство монады — души и составного по природе тела, а в человеке — душа в многообразии и единстве ее сил и способностей. В основании всех душевных сил находится чувство как наиболее пассивная способность, суть которой состоит в рецептивности. Активность чувства проявляется исключительно в противодействии влиянию внешних воздействий. Из этой скрытой активности в результате экстенсивного увеличения прорастает «способность представления» (включающая в себя акты схватывания, воспроизведения и порождения новых представлений в фантазии). Развертывание «интенсивной» активности чувства превращает ее в мышление (оно возникает из «чувства изменений» и состоит в спонтанном и осознанном соотнесении представлений и понятий) и далее — в «действенную способность», обнаруживающуюся во внешних телесных движениях. Высшая точка развития действенной способности человека — свободное произволение (предполагающее не только деятельность, но и внутреннюю рациональную санкцию на нее в ситуации выбора). Иерархия душевных сил, по Тетенсу, соответствует этапам индивидуального развития человека, а также периодам человеческой истории в целом («дикость» как эпоха «чувственного» человечества, «варварство» как господство воображения и страстей, «цивилизованность» как период, когда в жизни человечества преобладают мышление и свободная воля). Исследуя душевные способности, Тетенс затрагивает такие проблемы, как интерсубъекшвность, структуры первичного (доконцешуального) опыта, стадии конституирования объективности, соотношение обыденного и научного знания и т. п. Опровергая «идеализм», он полагает, что представление о Я возникает одновременно с представлениями о внешних объектах.
Преобладание интроспективных данных над привлеченными извне фактами, интроспекционистская терминология («идеальный объект», «диспозиция» и т. п.), обращение к «наблюдающему методу» в познании души, острота наблюдения делает идеи Тетенса весьма значимыми в истории немецкой философии до Канта. В работе «О всеобщей спекулятивной философии» (1775) он проводит мысль, что даже «трансцендентная философия», или онтология, должна базироваться на наблюдении за душевными способностями, т. е. на «эмпирической психологии». При этом Тетенс не отрицает и важности проблем традиционной «рациональной психологии», исследующей сущность души. Однако под влиянием юмовской критики относительно возможности подобной дисциплины он решительно пересматривает методологию этой науки, придавая ей гипотетический характер. Итог всех антропологических изысканий Тетенса — идея человека как существа, которое может совершенствовать свою деятельную способность, сохраняя при этом гармонию душевных сил. Соч.: Die philosophischen Werke. 4 Bd. Hildesheira, 1979. Лит.: BacuJibee В. В. Учение И. Тетенса о человеческой природе и ее развитии.— Учение о душе в метафизике XVIII в. Барнаул, 2000;
Источник: Новая философская энциклопедия