ТЕРПИМОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Терпимость
Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что‑то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему‑либо терпимо (к сектантству, суеверию, глупости), значит, не пытаюсь с ним бороться, хотя вполне мог бы это сделать. Я как бы сам себе запрещаю запрещать, а свое неприятие того или иного явления низвожу до уровня идеи, не пытаясь противостоять ему с опорой на закон или силу. Терпимость – это любовь к свободе, которая пересиливает чувство принадлежности к своему лагерю, это спор, а не принуждение, это мир, а не победа.
Следует ли ко всему на свете относиться терпимо? Разумеется, нет, потому что в этом случае мы должны были бы терпимо относиться к нетерпимости, в том числе в тех случаях, когда она несет прямую угрозу свободе, и оставлять слабых без всякой защиты. Полная терпимость означает уступку фанатикам и убийцам.
Есть вещи абсолютно нетерпимые – те вещи, примирение с которыми оборачивается самоубийством или виной.
Терпимость не равнозначна ни широте взглядов, ни слабости. Запрещать не запрещено, но запрет на запрещение распространяется только на то, что должно быть защищено (свободу совести, свободу слова, свободу споров и столкновения идей), либо на то, с чем можно бороться другими методами, не подвергая при этом опасности свободу. Многие скажут, что это означает довольно широкое поле оценок. Но такой и должна быть терпимость. Каковы пределы терпимости? Их устанавливает государство и право. Надо ли запрещать мелкие объединения и мелкую групповщину? Нет, до тех пор, пока она затрагивает только идейную сферу и привлекает к себе только дураков. Но если участники группировок нарушают закон или начинают «баловаться» терроризмом, с терпимостью к ним должно быть немедленно покончено. В этом случае терпимость превращает нас в соучастников их преступлений.

Источник: Философский словарь.

ТЕРПИМОСТЬ
моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. зр. без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы Т. связано с вопросом о свободе личности в условиях раскола об-ва на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления к-рых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения. Крайняя трудность разрешения противоречий между различными социальными группами и отдельными лицами в условиях антагонистического об-ва обусловила и сложность данной проблемы в нравственности предшествующих эпох. Требование всеобщей Т. было призвано как-то «компенсировать» и смягчить непримиримые социальные противоречия. Примером может служить христианское понимание Т., к-рое подразумевало всепрощение, непротивление злу насилием, смирение людей с существующей в об-ве несправедливостью. Абстрактный и безусловный характер данного требования означал, с одной стороны, его практическую неприменимость к повседневной жизни, а с др. стороны, использование его в целях подавления чувства социального протеста в массах, воспитания их в духе покорности. В коммунистической нравственности требование Т. получает исторически конкретное и практически рациональное толкование. Т. здесь касается лишь способов и методов разрешения социальных конфликтов и идейных разногласий, но отнюдь не вопроса о верности определенным принципам. Напр., Т. в идейной борьбе с противниками должна проявляться в готовности рассматривать все их аргументы и убедительно, путем доказательства отстаивать свою позицию, но ни в коем случае не в идейных компромиссах и примирении с враждебными взглядами. В воспитательной работе с массами Т. Коммунистической партии проявляется в том, что она отдает предпочтение убеждению перед принуждением (Убеждение и принуждение), разъяснительной работе перед администрированием и правовым воздействием. Однако соотношение того и др. метода воздействия должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Источник: Словарь по этике

Терпимость
(Tolerance). Этот термин, подразумевающий терпимое отношение к верованиям или поступкам, отличным от наших, понимается поразному. Иногда речь идет о том, чтобы не осуждать чужую веру и поведение, а иногда  об уважении к иным мнениям и действиям. Проблема терпимости уходит своими корнями в историю религий, края полна насилия, нетерпимости и гонений. Религиозная нетерпимость, обычно происходящая от непризнания права на иную веру или иной культ, так же стара, как и само различие религий.
На протяжении всей человеческой истории религия плохо сочеталась с терпимостью. Для истории религий характерны нетерпимость и принуждение к единообразию. Именно религия породила больше всего войн и гонений. Религиозная нетерпимость была причиной расовых предрассудков и социальнополитической дискриминации. Можно выделить следующие причины такой нетерпимости: (1) другая религия считается ложной и/или опасной для преобладающей религиозной общины; (2) другую религию обвиняют в подрыве обычаев и моральных устоев общества; (3) в другой религии усматривают угрозу государственной власти или политическому устройству; (4) другая религия рассматривается как чуждая местной культуре или идентифицируется с иностранной державой.
Терпимость в истории. Сами цели религиозных традиций в определенном смысле исключали терпимость к иной вере и культовой практике. Стремясь к максимальному объединению к.л. империи или нации, государственная власть всегда подавляла религиозное инакомыслие. Оно рассматривалось как угроза единству племени, государства, империи или нации. Основные характеристики нетерпимости таковы:(1) абсолютизация утверждений определенной религии и готовность защищать их; (2) страх перед последствиями моральных и религиозных заблуждений; (3) отвращение к неортодоксальным взглядам; (4) враждебность к тем, кто отвергает общепринятые религиозные нормы.
Именно этими причинами обусловлены те религиозные преследования, крыми на протяжении веков характеризовались отношения христиан с евреями и иудаизмом, конфронтация ислама и христианства, противостояние католиков и протестантов.
История религиозных гонений насчитывает несколько тысячелетий. Здесь можно привести примеры, касающиеся самых разных эпох и религий. Так, Эхнатон (Аменхотеп IV) преследовал тех, кто поклонялся богу Амону, сыны Израилевы преследовали ханаанеев, римляне  первых христиан, синтоисты буддистов, ортодоксальные мусульмане  суфиев, христиане  еретиков и евреев, католики  протестантов (и наоборот), Мартин Лютер  анабаптистов, пуритане "ведьм" и квакеров (в Массачусетсе), правящие в современном Иране религиозные фундаменталисты  своих политических и религиозных оппонентов.
Пока религии носили племенной или национальный характер, религиозная нетерпимость внутри племени объяснялась тем, что необходимо сохранять единство. С другой стороны, древние признавали богов, крым поклонялись иные народы. Однако поклонение чужим богам и критика собственной племенной религии считались недопустимыми. Даже в Древней Греции, чья культура была либеральна и синкретична, Сократаприговорили к смерти по обвинению в том, что он разрушал веру в греческих богов, ставя тем самым под угрозу единство государства. Платон писал: "Если кто был уличен в нечестии, причем нечестие его происходило не от ребяческого легкомыслия, а было выбором взрослого человека... он должен быть наказан смертью ".
Римляне преследовали христиан не потому, что считали их веру ущербной или безнравственной, а потому, что христиане отказывались поклоняться императору и тем самым ставили под угрозу единство Римской империи. Позже, когда император Константин издал Миланский эдикт (313), христианство примирилось с императорским Римом и само стало преследовать иные религии, угрожавшие разрушить империю. Теперь разрушались нехристианские храмы, а тем, кто поклонялся языческим богам, угрожала казнь.
В Средние века преобладала идея христианского государства. Особенно яркий пример  империя Карла Великого. Гражданин империи непременно был членом Церкви, и наоборот. Еретики и прочие враги Церкви считались врагами империи. Нехристиане, в частности евреи, были лишены гражданских прав и низведены до положения изгоев.
Августин, епископ Гиппона, обосновал нетерпимость теологически. На протяжении последующего тысячелетия знаменитый августиновский комментарий к Лк 14:23, оправдывающий принуждение, Церковь использовала, чтобы обосновать необходимость насилия к еретикам (ведь право на ошибку чревато погибелью души!). Августин дал теологическое обоснование праву государства на подавление ересей и расколов. Он настаивал на преследовании еретиковдонатистов, отчаявшись воздействовать на них увещеванием. Он призывал " применить страх перед судьями и законом, чтобы спасти их [донатистов] от вечного осуждения", считая, что Церковь, защищая истину, обязана прибегать к преследованиям, и возражал лишь против смертной казни. "Я преследую открыто,  писал Августин,  ибо я сын Церкви".
Протестантская Реформация приняла концепцию христианского государства и потому не обеспечила ни религиозной терпимости, ни разделения государства и Церкви. В протестантских странах те, кто не признал новой Церкви, лишались гражданских прав. Католические государства преследовали протестантизм, а протестантские государства католицизм. Идея христианского государства и государственной Церкви была перенесена за океан  ни пуритане в Новой Англии, ни англикане в Вирджинии не признавали религиозного плюрализма.
Терпимость в Новое время. Идея терпимости, выраженная в современном понятии "свободасовести", формировалась постепенно. Концепция терпимости вырабатывалась не на церковных соборах, оттачивавших вероисповедные формулировки, а на судебных слушаниях и в парламентах, принимавших законы и конституции. Хотя сама Реформация и не отличалась особой терпимостью, она привела к разделению христианского мира, а также к появлению новых национальных государств и к торжеству национального духа в Европе. Власть Церкви непоправимо ослабела. Религиозная свобода была признана и даром Божьим, и естественным правом человека. Распространению духа терпимости способствовали заключение межгосударственных договоров, формирование правового плюралистического общества и массовые этнические миграции.
Принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека сделало концепцию религиозной терпимости частью международного права.
J.E. Wood, Jr. (пер. А. Г.) Библиография: J. Е. Е. D. Acton, The History of Freedom and Other Essays; R. Bainton, The Travail of Religious Liberty; M.S. Bates, Religious Liberty: An Inquiry; S. W. Cobb, The Rise of Religious Liberty in America; W. K. Jordan, The Development of Religious Toleration in England; H. Kamen, The Rise of Toleration; J. Lecler, Toleration and the Reformation; J. Locke, Epistola de Tolerantia: A Letter on Toleration; G. Mensching, Tolerance and Truth in Religion; F. Ruffini, Religious Liberty.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
258.27 кб

Фанатизм и терпимость: философские и политологические АСПЕКТЫ

Яхьяев М. Я.
Читать PDF
517.94 кб

Терпимость, насилие и толерантность

Красиков В. И.
Читать PDF
228.04 кб

Терпимость и толерантность: сходство и различие

Золотухин Владимир Михайлович
В статье рассматривается соотношение понятий терпимость и толерантности. Дается их сходство и различие на основе историко-философской ретроспективы.
Читать PDF
326.39 кб

Соотношение понятий «Терпимость» и «Толерантность»

Фельде Виктория Геннадьевна
Статья посвящена проблеме толерантности, под которой автор понимает культурообразующую категорию.

Похожие термины:

  • Терпимость религиозная

    существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религ. течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав